Адаптеры для настройки ГБО.
Адаптер для ГБО - специальное устройство, предназначенное для настройки газобаллонного оборудования с применением ПК. Какие существуют проблемы в настройке оборудования? Какие бывают виды адаптеров? Как именно производится настройка основных параметров? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Монтаж ГБО для многих автолюбителей стал единственной возможностью защититься от повышенных трат на топливо. Решившись на небольшие затраты один раз, можно получить экономичный автомобиль, способный ездить на более доступном и дешевом газе. Сложность лишь в том, что после установки ГБО часто приходят новые проблемы. Так, теряется мощность силового узла, «капризничает» сама система, появляются сбои в ее работе и так далее.



Проблемы в настройке

Сегодня  все чаще устанавливается ГБО 4 или 5 поколения, что подразумевает отсутствие каких-либо проблем с системой. Но не все так гладко. Обилие электроники и сложность взаимодействия различных узлов приводит к новым вызовам - возникают сбои и проблемы во взаимодействии устройств.

Одна из главных причин - неправильная настройка системы. Так, малоопытные мастера часто учитывают пожелания автолюбителей и производят работы «на скорую руку». Все параметры, такие как схемы действия, время включения газа и прочие, настраиваются по средним показателям. И если ранее в точной настройке никто не нуждался, то сегодня это становится необходимостью. Идеальный вариант - индивидуальная наладка ГБО. Сделать это несложно, если под рукой есть специальное ПО, написанное под конкретный адаптер ГБУ.



В чем особенности?

«Мозгом» автомобиля является ЭБУ - специальный компьютер, принимающий основные решения и раздающий команды ключевым узлам транспортного средства. Что касается ГБО, устанавливаемого на машинах с инжекторными и карбюраторными моторами, то здесь принцип управления имеет схожие черты.

Наличие электронного управления вносит свои особенности в проверку и настройку ГБО. Блок управления, осуществляющий руководство ГБО, получает информацию от заводского ЭБУ и берет показания с некоторых датчиков транспортного средства. На их основании он принимает решение по времени открытия газовых форсунок.

По информации, которая поступает в блок управления, можно делать выводы и об общем состоянии мотора, а также состоянии определенных систем. Для этого есть ряд специальных приборов, подключающихся через диагностические разъемы. Что касается основного оборудования для настройки, то им остается ПК.

Использование компьютера для диагностики мотора и настройки ГБО очень удобно. Все, что требуется от мастера (автолюбителя) - иметь соответствующее ПО и корректно вводить информацию. С целью согласования ПК и ЭБУ автомобиля как раз и разработаны специальные адаптеры.



В чем удобство применения?

Адаптер для ГБО - специальное устройство, предназначенное для настройки и диагностики системы. По своему виду это обычный кабель, оборудованный небольшим электронным прибором. Один конец адаптера коммутируется с диагностическим разъемом ЭБУ, а другой - с ноутбуком или стационарным ПК. Благодаря возможностям такого адаптера, можно видеть полный объем информации о работе силового узла, получив доступ к внесению основных корректировок в отношении впрыска дополнительного топлива (ГБО).

Все данные, касающиеся ГБО и его настроек, можно увидеть на экране. Для большего удобства информация выводится в форме специальных графиков и таблиц. Стоит учесть и еще один момент - процесс горения газа отличается от процесса сгорания топлива, поэтому система нуждается в особых настройках времени открытия форсунок, а также момента зажигания. При наличии определенных знаний диагностическая программа позволяет делать точные настройки показателей для различных нагрузок силового узла.

Благодаря точной настройке с применением адаптера для ГБО, можно существенно снизить общие затраты газа во время поездок на автомобиле и привести параметр мощности к оптимальному показателю. Немаловажные плюсы - возможности точной настройки любых параметров, доступная цена и простота применения. В комплексе все эти преимущества делают адаптер по-настоящему полезным устройством для автолюбителя.



Основные виды

При настройке адаптера ГБО нужно учитывать наличие разных видов устройств:

1. Многоцелевые адаптеры. Большая часть адаптеров коммутируется к компьютеру через специальный USB разъем. При этом диагностические разъемы могут и отличаться. При выборе адаптера вы должны учесть два основных фактора - модель и марку ЭБУ на автомобиле. Если же делать покупку наугад, то высок риск появления сложностей с управлением.

Как правило, современный адаптер можно коммутировать с контроллерами разных фирм-производителей. В виде исключения можно привести лишь Prins VSI или ГБО BRC, для которых нужно предусмотреть особый тип адаптеров с уникальной электроникой и другим типом разъемов. Так что при покупке адаптера ГБО нужно быть уверенным, что он подойдет к используемому контроллеру.

Сегодня в сети есть много разных кабелей USB для настройки ГБО, позволяющие в условиях дома подключиться к газобаллонному оборудованию и произвести все необходимые настройки. Но такие адаптеры, как правило, имеют на «вооружении» самую простую и недорогую микросхему типа PL2303.

При этом большая часть адаптеров способна работать со множеством ЭБУ таких моделей, как STAG ISA2,  STAG 400DPI,  STAG 400, STAG PLUS,  LPGTECH 200, LPGTECH 300, JZ-2009 ZENIT,  COMPACT и прочих. Но здесь стоит учитывать, что для каждого конкретного адаптера список доступных для подключения типов ЭБУ может быть различен.

Весьма востребованы универсальные адаптеры ГБО, у которых нет диагностического штекера («папы»). Его подключение, как правило, производится к разъему диагностики блока управления газобаллонным оборудованием посредством нескольких 1-полюсных штекеров. Как правило, их три - для передачи информации Тх, для коммутирования с «массой» транспортного средства, а также для приема информации Rx. Чтобы правильно использовать такой адаптер, нужно владеть полным спектром данных о распиновке диагностического разъема, к которому осуществляется подключение. Такие разъемы, как правило, строятся на применении чипа серии PL2303.

Разработчики кабеля для диагностики ГБО не забыли и о возможности коммутации адаптера к ПК через устаревшие порты типа «COM». Для такого соединения выпускается специальный адаптер RS232, оборудованный COM-портом. В основе работы устройства лежит электронный чип MAX232. Особенность последнего - наличие двух разъемов, позволяющих работать почти со всеми ГБО, продаваемыми на рынке. Плюс адаптера RS232 - отсутствие необходимости в подключении дополнительного программного обеспечения.

2. Профессиональные адаптеры. Если речь идет об адаптерах, применяемых для профессионального использования, то здесь подход должен быть иным. Важно учитывать, чтобы устройство подходило как можно к большему числу контроллеров. Кроме этого, отличительная черта профессиональных адаптеров - повышенная устойчивость к неблагоприятным воздействиям (к примеру, при обслуживании на СТО).

Еще одна особенность профессиональной серии - применение наиболее современной и продвинутой микросхемы типа FTDI. Данный микрочип отличается повышенной надежностью и стабильностью. Естественно, за это приходится платить. Так, цена адаптеров с чипами FTDI (в сравнении с более универсальными устройствами на базе PL2302) может быть в несколько раз больше.

У многих таких адаптеров есть только один разъем, позволяющий коммутировать устройство к контроллеру. При этом внимательно изучайте список совместимости, чтобы избежать неприятных «сюрпризов» в будущем.

Сегодня есть адаптеры, отличающиеся большей универсальностью. В них предусмотрено от двух разъемов и больше. К таковым можно отнести уже упомянутое ранее устройство с возможностью подключения к порту COM. Наибольшим спросом пользуются устройства с 2, 5 и 12 разъемами. Некоторые имеют специальный разъем и кабель для ГБО с 11 переходниками. Особенность такого адаптера - возможность настройки любого ГБО, которое присутствует на нашем рынке, за исключением лишь некоторых моделей.

Во всех профессиональных адаптерах предусмотрен весьма длинный кабель (около трех метров), что позволяет с максимальным удобством установить ПК. Корпус с электронной «начинкой» находится в непосредственной близости от разъема USB (на расстоянии около 50 см). На корпусе предусмотрено несколько сигнальных светодиодов, каждый из которых сигнализирует об определенных действиях:

  • красный - указывает на правильность согласования контроллера и ПК; загорание данной лампочки - сигнал о готовности устройства к работе;
  • зеленый - загорается в момент передачи информации к блоку ЭБУ;
  • желтый - светодиод, который гори при получении информации от блока управления.

Для нормальной работы адаптера может потребоваться специальная программа для диагностики и драйвер. Последний нужен для совместного функционирования ПК и адаптера ГБО. Что касается программы для диагностики, то она сопрягается с контроллером и передает информацию в удобном для проведения настройки виде.

Наибольший спрос получил адаптер, который функционирует при помощи беспроводного блутуз соединения. Главное преимущество Bluetooth адаптера - компактность и отсутствие большого количества проводов. Благодаря ему, можно настроить оборудование в движении без необходимости протяжки соединительного кабеля через салон авто.

Учтите, что для каждого конкретного оборудования должны подбираться индивидуальные диагностические программы. При этом необходимое ПО можно найти на сайтах производителей или на форумах по интересам. Кроме этого, всегда стоит изучать описание адаптера, где есть набор необходимых ссылок для скачивания ПО.



Есть ли возможность самостоятельной настройки?

Как показывает опыт эксплуатации, выставление необходимых параметров не составляет проблем. При этом все манипуляции (при знании основных настроек) можно произвести и своими руками. Это много удобнее, чем ежедневно приезжать на СТО и рассказывать мастерам о собственных предпочтениях в отношении настройки того или иного узла.

С другой стороны, изучение  тонкостей настройки ГБО  также потребует определенного времени и усилий. Кроме этого, неправильная настройка может привести к ряду неприятных последствий - повышению расхода топлива, неправильной работе системы и так далее.



Особенности настройки

Процесс монтажа адаптера для ГБО (особенно, если он беспроводный) не составляет проблем. Все, что требуется - найти разъем и установить в него устройство. После включайте зажигание (так подается напряжение на ГБО), находите устройство на ПК, выбирайте источник и подключайтесь. После остается провести необходимые работы по программированию.

Что касается самой настройки ГБО, то здесь возможны проблемы. Стоит добиться, чтобы двигатель работал в одинаковых режимах как на топливе, так и на газу. При этом время впрыска желательно делать одинаковым. Упомянутый параметр непосредственным образом зависит от состава топлива. Так, если она «богатая», то время открытия форсунки будет минимальным. И наоборот, если смесь «бедная», то возрастет и время открытия (это необходимо для пропуска достаточного объема топлива).

Если внимательно изучить топливную карту ГБО, то в ней можно найти всю необходимую информацию по типу подаваемой смеси, а также по виду нагрузки. Чтобы правильно «обеднять» или «обогощать» смесь необходимо с точностью менять давление на редукторе.

Наиболее простой вариант - применение автоматической калибровки. Ее главный минус - усредненность выставляемых показателей. Как итог, появляется много неточностей в топливной карте транспортного средства. Машине на определенных оборотах может попросту не хватить мощности. Конечно, это вовсе не означает, что нужно производить замену топливной карты - стоит работать по участкам, то есть в каком-то участке сделать смесь «беднее», а в каком-то - «обогатить» ее. Одновременно с этим нужно контролировать поведение машины. Если вносить корректировки и одновременно тестировать показатели, можно добиться оптимального результата.



Итоги

Применение адаптера ГБО - возможность контролировать наиболее важные параметры системы, вносить необходимые изменения и видеть реакцию мотора на те или иные корректировки. С помощью специального устройства можно поменять температуру переключения с бензина на газ, изменить топливную карту, провести калибровку оборудования и так далее.

Если все сделать правильно, то на выходе несложно получить по-настоящему приемистый и надежный автомобиль, способный хорошо  трогаться, разгоняться и плавно перемещаться на любой скорости. Так что покупка адаптера и настройка ГБО - оптимальное решение многих проблем.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Адаптеры для настройки ГБО.