Что лучше, механика или автомат?
Сравнение автоматической и механической коробок передач по стоимости и дополнительным расходам, расходу топлива, комфорту, динамике и пр.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


В многолетних спорах автовладельцев автомат и механика всегда оказываются по разные стороны баррикад. При этом сложно сказать, есть ли перевес в ту или иную сторону, ведь и достоинств, и недостатков, хватает у каждого из вариантов коробки передач. Рассмотрим плюсы и минусы АКПП и МКПП более подробно.

Автомат и механика: сравнительные характеристики


Сравнивать АКПП и МКПП можно, только исходя из практических особенностей их применения. В частности, стоит обратить внимание на такие параметры как:

Комфортабельность


Удобство в управлении, комфорт и минимизация стрессовых факторов для водителя - всё это признаки того, что в автомобиле установлена коробка-"автомат". Именно АКПП позволяет сделать более комфортной и безопасное езду в условиях плотного городского потока. А полноценный контроль за положением руля и возможность не отвлекаться на переключение передач вручную оценят как любители высоких скоростей, так и дорожные "тихоходы".

И в этом противостоянии "механика" терпит поражение, отдавая должное техническому прогрессу и возможностям АКПП.

Динамические характеристики


Сложно спорить с утверждением, что максимальной динамики автомобиль достигает только с МКПП. Действительно, полностью раскрыть потенциал двигателя и позволить себе варьирование мощностей на пределе диапазонов может именно "механика". Но именно отсутствие ограничений повышает риск преждевременного износа двигателя.

Впрочем, современные суперкары, оснащённые АКПП, имеют все шансы оспорить первенство "механики" в вопросах динамических характеристик, ведь они способны разгоняться до 100 км за три-четыре секунды и показывать великолепные результаты не только на треке. К сожалению, о бюджетных моделях АКПП этого сказать нельзя - они действительно уступают МКПП и в разгонных показателях, и в общей динамике, и в задействовании ресурсов двигателя. А коробки-вариаторы и вовсе значительно теряют в скоростных характеристиках, зато обретают плавность хода, что в условиях города едва ли не важнее скоростных характеристик автомобиля.

В этом противостоянии, хоть и с оговорками, победа остаётся за "механикой".

Потребление топлива


Традиционно автомобили с МКПП потребляют меньше топлива, чем аналогичные с АКПП. Это можно отметить, заглянув в паспорт транспортного средства. Средняя разница составляет около 0,5 л на 100 км пробега, что, в целом, не слишком ощутимо. И всё же разница есть, и она вполне оправдана, ведь "автомат" берёт на себя часть функций, обычно выполняемых водителем, а это требует дополнительных энергозатрат.

Впрочем, и здесь всё довольно субъективно. Водители, предпочитающие агрессивный стиль езды, показывают высокий расход топлива независимо от типа коробки передач. А современные роботизированные коробки нивелируют разницу в расходе топлива, делая её минимальной.

В споре по поводу расхода топлива - объективная "ничья".

Эксплуатационные особенности


Общеизвестно, что автомобили с АКПП сложны в буксировке, а завести их двигатель путём буксировки или механического воздействия (толкания) попросту невозможно. Механика в этом смысле куда менее "капризна" и гораздо более удобна в условиях движения в сложных погодных или дорожных условиях. К примеру, именно МКПП успешнее противостоит вязкому песчаному покрытию дороги, позволяя повысить шансы на успешное вызволение автомобиля из сложной ситуации без посторонней помощи.

Что касается АКПП, то в современных автомобилях внедорожного класса электроника позволяет не просто изменять настройки в работе ходовой части и силового агрегата. Бюджетные же модели с "автоматом" в лучшем случае оснащаются дополнительным режимом для зимней эксплуатации, позволяющим свести к минимуму пробуксовку колёс.

В споре эксплуатационных характеристик побеждает МКПП.

Стоимость и дополнительные расходы


Цена автомобилей с АКПП традиционно выше. В среднем, на 10%. И это при том, что эксплуатационных расходов в случае с "автоматом" тоже будут гораздо больше. Помимо частой замены масла (в среднем, 1 раз на 60 000 км пробега против 90 000 у МКПП), коробка-автомат требует более бережного отношения в процессе эксплуатации. А тот факт, что ремонту АКПП практически не подлежат и в случае поломки чаще всего требуют замены, и вовсе повышает "прайс" возможных эксплуатационных расходов практически до заоблачных высот. Механика в этом случае и дешевле в обслуживании, и практичнее.

Автомат и механика, несмотря на наличие большой армии поклонников с той и другой стороны, всё же редко имеют шансы для реального сравнения. Большинство крупных автопроизводителей уже в ближайшие 10 лет уже готовятся отказаться от выпуска автомобилей с МКПП. И это грозит вскоре просто не оставить выбора автомобилистам, желающим идти в ногу со временем. Ну, а пока соотношение АКПП и МКПП на дорогах составляет в среднем 50:50, можно смело говорить о том, что выбор типа коробки передач - дело сугубо индивидуальное. И каждый автовладелец волен решать его в частном порядке так, как считает нужным.


Стоимость ремонтаНайти запчасть