Бесконтактное ДТП.
Каждый день на дорогах происходит множество бесконтактных ДТП, когда по вине одних участников движения, остающихся без повреждений, другие попадают в реальную аварию. Какие особенности необходимо учесть применяемо к данным типам дорожных происшествий? О каких нюансах необходимо знать в процессе оформления ДТП на месте событий, как защитить свои права? Что «говорит» судебная практика и в каких случаях можно рассчитывать на получение страховых возмещений? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Одним из понятий, с которым приходится сталкиваться автовладельцам и другим участникам движения, является бесконтактное ДТП. На первый взгляд такие ситуации кажутся нереальными, ведь без контакта отсутствуют и повреждения. Но практика показывает, что количество бесконтактных аварий только растет, а наказанием может стать лишение документов даже за незначительное ДТП. Главная сложность заключается в определении виновной стороны. В чем сущность бесконтактной аварии? Как действовать, чтобы свести к минимуму неприятные последствия?  Эти и другие моменты рассмотрим ниже в статье.



В чем сущность бесконтактного ДТП?

Уже по названию термина можно понять, что речь идет об особом типе аварии, когда несколько участников движения не сталкиваются друг с другом. Суть в том, что один или несколько автовладельцев нарушают правила движения и создают помеху, из-за чего другой автомобиль попадает в реальное ДТП и наносит ущерб 3-ей стороне.

Наиболее популярные случаи бесконтактного ДТП — резкий поворот или разворот, «подрезка», внезапный выезд на главную дорогу и прочие. Такие маневры приводят к тому, что другой водитель в попытке уйти от столкновения осуществляет маневр и врезается в дерево, другую машину, заграждение или иное препятствие. Также к бесконтактному ДТП относится падение груза с кузова машины. В роли виновник может выступать не только другой водитель, но и обычный пешеход, который резко выбежал на дорогу и заставил человека за рулем совершить маневр.

Главная проблема бесконтактной аварии в том, что многие виновники просто сбегают с места происшествия, что усложняет процесс рассмотрения дела. Кроме того, стороны, разбирающие причину ДТП, ошибочно трактуют причины из возникновения. Мнение многих заключается в том, что в случае появления помехи водитель должен давить на тормоз до остановки, а не идти на объезд препятствия. Если человек поступил по-другому и попытался объехать машину или пешехода, возникает фактор вины.

Еще одна проблема бесконтактных аварий — возможность обвинения другого человека, который пострадал в аварии. Здесь могут вспомниться правила о необходимости поддержания безопасной скорости, удержания дистанции и прочих моментах.



Что стоит учесть?

Если в аварии отсутствуют пострадавшие, а имущество или люди не получили повреждений, тогда такое событие не относится к ДТП. Это актуально даже для тех случаев, когда водитель вынужден совершить маневр и съехать с дороги.

Применительно к бесконтактным авариям стоит вспомнить пункт 10.1 Правил, в котором написано, что человек за рулем в случае появления опасности должен замедлить ход вплоть до остановки машины. Именно этот раздел берется во внимание, когда инспекторы устанавливают вину участника событий.

Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит разделять несколько ситуаций, которые могут происходить на дороге:

  • Опасная. В этом случае автовладельцу удается избежать ДТП путем маневрирования или торможения, о чем четко прописано в п. 1.2 ПДД (абзац 24);

  • Аварийная. Здесь даже резкое торможение не позволяет избежать ДТП. Единственным правильным решением является попытка уменьшить последствия от столкновения или сделать попытку избежать его;

  • Появление опасности. В этом случае речь идет о препятствии, во избежание столкновения с которым достаточно снизить скорость (это правило оговаривается в п. 10.1 ПДД). 

Также в п. 1.5 ПД существует правило, согласно которому участник движения не должен создавать опасности и причинять вред. Что это значит? Если торможение не даст результатов и другой участник получит повреждение, а в результате маневра этого не произойдет, менять направление движения не запрещено.

На этом фоне возникает вопрос — тормозить или все-таки лучше пытаться уйти от столкновения? Однозначно ответить сложно. Водителю вряд ли удастся заблаговременно рассчитать, при каком событии ущерб будет минимальным. Следовательно, человек за рулем должен действовать с учетом текущей ситуации. Но здесь стоит иметь в виду, что при наличии следов торможения по собственной полосе (при последующем столкновении) установить вину будет легче.

Если речь идет о бесконтактном ДТП, сделать это труднее, но при правильном юридическом подходе и это реально. Для начала стоит помнить, что не любое нарушение правил — причина аварии.  Это подтверждает и судебная практика, о которой речь пойдет ниже.



Что стоит знать при оформлении?

По законодательству процедуры оформления обычного и бесконтактного ДТП ничем не отличаются друг от друга. По этой причине рекомендуется выполнить те же манипуляции, начав с вызова инспекторов ГИБДД. Заполнение Европротокола здесь не допускается, ведь одним из условий для его составления является столкновение двух транспортных средств.

В ситуации, когда нет физического взаимодействия, и во всех остальных авариях может помочь видео, отснятое видеорегистратором любого из участников движения или внешней камерой (если дело происходит в населенном пункте). Второй важный момент — поиск свидетелей происшествия, которые могут пролить свет на особенности ДТП. Наличие показаний очевидцев особенно важно, если человек покинул место аварии.

В документах должна быть отражена истинная причина аварии, а именно маневр или действие, которое стало причиной последующего столкновения других транспортных средств. Чтобы избежать продолжительной волокиты с поиском настоящего виновного таковым «назначается» потерпевший, который якобы не справился с управлением транспортного средства. При этом реальный виновник событий остается как бы в стороне.

Вот почему к оформлению документов работниками ГИБДД важно относиться с предельным вниманием и не бояться высказывать свое мнение. В противном случае заставить страховую компанию возместить ущерб будет сложно.

Для выявления виновника часто проводится экспертиза, с помощью которой удается определить правильность действий каждого из участников, а также восстановить реальную картину событий.

Что касается страхового возмещения, этот вопрос должна покрывать ОСАГО, но для осуществления выплат обязательно определение виновного лица. Проблема еще и в том, что одним из условий осуществления страховых выплат является столкновение двух автомобилей. Если удара не было (как в случае с бесконтактным ДТП), получение возмещения возможно только через страховую компанию виновника. Что касается своего страховщика, на выплаты рассчитывать не приходится.



О лишении прав и покидании места аварии

Применительно к бесконтактным ДТП один из вопросов касается возможности потери права вождения из-за участия в аварии. Здесь стоит взять во внимание ряд моментов:

  • Лишение водительских прав чаще всего происходит при наличии повреждений участников. Сторона, по вине которой произошла такая ситуация, понесет наказание вне зависимости от участия в непосредственном столкновении;

  • Водитель, который стал причиной бесконтактной аварии, может потерять права в случае оставления места событий. По закону, если действие участника дорожного движения стало причиной ДТП, он автоматически превращается в его участника. Если доказана вина, назначается наказание.

Упомянутые выше моменты подтверждены многими случаями из практики, а также решениями Верховного Суда. Следовательно, необходимо быть внимательным и не нарушать ПДД. Практика показывает, что даже при незначительном ДТП человек может быть лишен прав.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с покиданием места происшествия. Здесь важно убедить судью, что вы не видели аварию и уехали с места событий ненамеренно. Самостоятельно сделать это сложно — лучше привлечь квалифицированного адвоката. Многие автовладельцы делают упор на тот факт, что автомобиль не получил повреждений и, следовательно, его нельзя считать участником ДТП. Вполне логично, что такое заверение суд никогда не примет к рассмотрению.



Что «говорит» судебная практика?

В отношении бесконтактных ДТП ключевое значение имеет судебная практика, в которой решения принимаются с учетом многих факторов. Опыт показывает, что для признания ответственности за причинение вреда, достаточно нескольких факторов — наличие самого вреда, осуществление противоправных действий, а также вина стороны.

Если эти условия соблюдены, наступает ответственность. При этом на практике в роли виновного часто выступает лицо, которое непосредственно не принимало участие в ДТП, но создало помеху для движения.

Несоблюдение любого из условий может привести к отказу в покрытии ущерба. К примеру, если пострадавшее лицо в аварии невиновно и оно не нарушало ПДД, то и ответственности не будет. Аналогичное правило касается и пешехода. Что касается вреда, нанесенного здоровью, водитель должен будет возмещать его даже при наличии вины пешехода.



Как быть с маневрами?

Еще одна спорная ситуация связана с маневром во время движения. Будет ли виноват водитель, если он уходил от столкновения, но при этом попал в ДТП? Здесь ситуации также различны и зависят от многих нюансов. Для лучшего понимания стоит рассмотреть пример из судебной практики.

Так, гражданин Х в процессе движения резко перестроился, что создало помеху для двигающегося за ним водителя Y. Последний вынужден было осуществить резкий маневр, который привел к получению водителем Y телесных повреждений. В результате судебного разбирательства было постановлено, что виновником событий является водитель, который двигался впереди и создал помеху для движущегося в попутном направлении транспорта. В итоге произошла авария. Вердикт — виновен автовладелец, который находился в машине спереди. Именно он должен понести наказание.

Рассмотрение дела не остановилось, и впоследствии вина была распределена в отношении 60 и 40 процентов (для «переднего» и «заднего» водителя). Адвокаты водителя X как раз пустили в ход действие правил ПДД, а именно пункта 10.1. Что послужило тому, что дело повернулось в этом направлении, неизвестно. При должном подходе можно было с легкостью доказать полную вину водителя, который ехал впереди.

С учетом сказанного выше можно подвести краткий итог по судебной практике. Верховный Суд часто признает виновным водителя, действия которого привели к появлению помехи. Но здесь приходится бороться с пунктом 10.1 ПДД. В этом случае к работе желательно подключать квалифицированного адвоката, который сумеет найти толковые аргументы в защиту пострадавшей стороны. Кроме того, итог заседания во многом зависит от участников аварии (уровня их влияния в обществе), а также региона. Большое значение имеет и наличие записи с видеорегистратора, благодаря которой проще доказать вину участника ДТП.



Является ли бесконтактная авария страховым случаем?

Ущерб, который был получен в результате такого ДТП, однозначно подпадает под категорию страхового случая. Верховным Судом РФ было постановлено, что к категории страховых относятся те случаи, где имеет место причинение вреда, вне зависимости от наличия прямого взаимодействия машин между собой. Причинитель вреда отвечает по законодательству, а страховая компания должна произвести выплаты пострадавшей стороне.

Что касается прямого урегулирования убытков, в случае с бесконтактными ДТП это неприменимо. На этом фоне возникает вопрос, в какую компанию необходимо обращаться. Здесь все просто — обращаться стоит к страховщику стороны, которая виновна в ДТП. Если стразовая компания отказывается от выполнения своих обязательств, она не права. Убедить СК не удается? Тогда стоит подавать досудебную претензию, впоследствии и иск в суд. Чаще всего дело до судебного разбирательства не доходит, ведь все прекрасно понимают, на чьей стороне правда.



Итоги

Итак, в статье мы разобрали, что бесконтактное ДТП — авария, в которой повреждения имеют место без столкновения машин. К такому событию применимы все действующие правила ПДД. Следовательно, в  случае аварии не обойтись без вызова работников ГИБДД и оформления протокола. Кроме того, прямое покрытие убытков недопустимо, поэтому придется обращаться к страховщику виновной стороны.

Итог один. В ДТП (в первую очередь бесконтактное) лучше не попадать. При появлении такой проблемы придется потрудиться, чтобы добиться определения настоящего виновника событий и последующего получения компенсации.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Бесконтактное ДТП.