Чистка радиатора автомобиля своими руками.
Чистка радиатора способствует устранению не только внутренних и внешних загрязнений, но и повышению эффективности системы охлаждения в целом. Какие моменты должны быть учтены при выполнении данного вида работ? В каких случаях и для чего именно необходимо осуществлять промывку радиатора? Какие инструменты и специальные средства могут потребоваться при удалении внутренних и внешних загрязнений? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Система охлаждения автомобиля несет полную ответственность за работоспособность мотора, обеспечение его своевременного прогрева и защиту от превышения допустимой температуры. При этом главным элементом системы является радиатор. От него зависит, насколько качественным и быстрым будет отвод тепла от двигателя.  Пока радиатор новый, он отлично справляется со своей работой. Но стоит ему загрязниться, и ситуация меняется - двигатель начинает перегреваться. В такой ситуации может спасти только чистка радиатора. Но как выполнить эту работу правильно? В какой последовательности действовать? Эти и ряд других вопросов будут рассмотрены в данной статье.



Для чего необходима чистка радиатора?

Чтобы понять важность промывки радиатора, стоит знать принцип действия и функции устройства. Его задача - поддержание оптимальной температуры уровня ОЖ в двигателе и как следствие, недопущение перегрева силового агрегата. Как уже упоминалось, радиатор является частью системы охлаждения. Он установлен в передней части авто, что позволяет радиатору принимать на себя наибольший поток воздуха в процессе движения.

Если посмотреть на радиатор в разрезе, можно увидеть множество трубочек и большое число пластин. Все это необходимо для создания максимальной площади соприкосновения разогретых элементов с воздухом, а также последующего отвода тепла.

В период работы мотора ОЖ, которая циркулирует по системе, нагревается. Проходя через радиатор, она отдает большую долю тепла и снова возвращается в силовой агрегат для отбора новой «порции». Благодаря этому, происходит эффективный отвод лишнего тепла от мотора и охлаждение последнего.

Со временем радиатор забивается как изнутри, так и снаружи. Это приводит к снижению его эффективности и неспособности нормального отвода тепла. В итоге мотор перегревается, что может привести к непоправимым последствиям.



Причины загрязнения

В процессе эксплуатации радиатору сложнее всего, ведь именно он принимает на себя поток встречного воздуха. Кроме этого, через него каждый километр пути проходят десятки литров охлаждающей жидкости. Все это рано или поздно приводит к загрязнению устройства.

Если говорить в целом, то из основных причин загрязнения радиатора стоит выделить:

  • Пыль. В процессе движения радиатор принимает на себя огромные объемы пыли, которая остается на поверхности и забивает пазы. Регулярное взаимодействие пыли, ветра и воды (к примеру, при дожде), создает своеобразный «раствор», который забивает соты устройства. Свою лепту вносит и высокая температура радиатора во время работы, что обеспечивает дополнительное «цементирование» грязи. В итоге эффективность теплоотдачи уменьшается, и мотор начинает греться быстрее.

  • Насекомые. Одновременно с потоком воздуха навстречу машине направляется и многочисленная живность. Меньшая часть насекомых остается на радиаторной решетке, а большая часть все-таки достигает цели и забивает радиатор. Как следствие, внешняя поверхность радиатора оказывается почти полностью покрытой мошками, комарами, мухами и прочей живностью. Активнее всего радиатор загрязняется ночью, когда насекомые начинают слетаться на яркий свет, исходящий от фар автомобиля, и неизбежно попадают под капот или на лобовое стекло. Появление такого «налета» на радиатор со временем ухудшает теплоотдачу и приводит к проблемам с двигателем.

  • Охлаждающая жидкость. Хороший автолюбитель знает о важности периодической замены антифриза. Но есть водители, которые не уделяют этому моменту внимания и пользуются старой ОЖ годами. Это неправильно. В процессе эксплуатации состав, находящийся в системе охлаждения находится под регулярным действием высоких температур. Со временем это приводит к ухудшению характеристик состава, появлению внутри посторонних элементов и загрязнению. В процессе циркуляции ОЖ контактирует с внутренними элементами радиатора и оставляет на поверхности большие объемы грязи. В итоге эффективность работы радиатора падает. Опасность внутреннего загрязнения сложно недооценить. В отличие от внешней, процесс внутренней очистки происходит сложнее и оказывается не всегда успешным.


Какой потребуется инструмент?

Не менее важный момент - выбор инструмента для чистки радиатора. Здесь стоит подготовить антифриз, специальные изделия, рабочие перчатки (желательно, чтобы они были резиновыми), ведро (можно использовать другую емкость). Кроме этого, придется подготовить щетку, резиновую трубку, тазик с мыльной жидкостью, ведро для слива отходов, ветошь, очки безопасности, гаечные ключи и отвертки.



Виды и особенности промывки

Судя по сказанному выше, важность своевременной очистки радиатора не вызывает сомнений. Вопрос только в том, как правильно чистить радиатор автомобиля. Здесь можно выделить два варианта:

1. Внутренняя промывка. При внутренней промывке происходит очистка радиатора от отложений изнутри. В этом случае не обойтись без специальных средств для очистки, о которых речь пойдет ниже. Алгоритм действий должен быть следующим:

  • Глушите мотор;

  • Открывайте капот и займитесь другими делами, пока силовой агрегат остынет до необходимой температуры;

  • Сливайте старую ОЖ из системы. Найти сливное отверстие труда не составит (как правило, оно находится снизу охлаждающего устройства);

  • Заливайте дистиллированную воду в систему (чаще всего достаточно 5-7 литров);

  • Запускайте мотор и дайте ему поработать около 15-20 минут;

  • Сливайте залитую ранее дистиллированную жидкость;

  • Выполните рассмотренную выше процедуру несколько раз.

Стоит отметить, что применения одной лишь дистиллированной жидкости мало - в нее стоит добавить специальное средство для чистки. Эффективность промывки напрямую зависит от ряда факторов - качества применяемой жидкости, ее дозировки и химического состава. Перед применением изделия важно внимательно почитать инструкцию, чтобы исключить ошибки в применении.

Благодаря внутренней чистке радиатора, можно убрать изнутри следы коррозии, остатки антифриза, очистить систему от накипи и шлаков. В случае правильно выполненной промывки улучшается проходимость трубок и циркуляция всей системы. Если правильно использовать специальные составы, то за целостность резиновых, пластиковых и металлических элементов можно не переживать.

После применения очищающего состава специалисты рекомендуют производить еще одну промывку с помощью дистиллированной воды. Известны случаи, когда оставшийся после очистки состав внутри радиатора приводил к быстрому разрушению металла и появлению накипи.


2. Наружная промывка. После завершения внутренней промывки можно приступать к следующему этапу - очистке радиатора снаружи. Такая работа способствует повышению эффективности охлаждения в среднем на 25-30 процентов. Выполнять очистку стоит ранней весной - перед теплым сезоном, когда проблема перегрева будет особенно явной.

Процесс внешней очистки производится так:

  • Снимайте передний бампер машины. Если радиатор можно снять без демонтажа бампера, то это только плюс;

  • Демонтируйте сам радиатор;

  • Удаляйте мусор, которые прилип к поверхности с помощью тонкого инструмента и щетки. Действуйте осторожно, чтобы не повредить нежный металл радиатора;

  • Для большей эффективности используйте возможности специальной мини-мойки;

  • Направляйте струю воды на поверхность и производите обработку до удаления имеющейся на поверхности грязи, пыли и насекомых.

При выполнении чистки важно не переборщить с давлением подаваемой жидкости. В противном случае есть риск деформации тонких радиаторных платин. По завершении работ устройство стоит высушить естественным путем. Ставьте изделие на место только тогда, когда убедитесь в отсутствии на нем грязи и пыли.

Для повышения эффективности общей очистки не поленитесь и купите новые трубки системы, ведь на них также собирается налет. После монтажа радиатора заполняйте его охлаждающей жидкостью и запускайте мотор на 25-30 минут. Этого достаточно, чтобы убедиться в работоспособности системы и отсутствии течей. Если все нормально, то процесс очистки можно считать завершенным.



Чем промывать?

Один из наиболее важных моментов касается выбора средства для очистки радиатора. Здесь специалисты рекомендуют исходить не из возможностей кошелька, а из качества изделий. Лучший вариант - выбор изделий из среднего ценового диапазона.



Итак, для промывки радиатора может использоваться:

  • Вода. Этот вариант часто применяется автолюбителями, но назвать его эффективным нельзя. Оптимальный вариант - применение дистиллированной воды. В крайнем случае, если дистиллята нет, разрешается использовать кипяченую воду. Принцип очистки в этом случае прост. Сливаете старый антифриз, заливайте воду, заводите силовой агрегат и даете ему поработать где-то 15 минут на холостых. После этого мотор можно глушить. Число процедур - 3-5. Прогоняйте систему до тех пор, пока из нее не выйдет весь «мусор». Недостаток применения воды для промывки - появление накипи, низкое качество очистки.

  • Подкисленная жидкость. Использование подкисленного состава актуально в случаях, когда в слитой ОЖ видны куски накипи. Такой симптом сигнализирует о наличии реальных проблем в системе. Применение обычной воды будет малоэффективным. Спасительный вариант - чистка жидкостью с добавление специальных компонентов, к примеру, уксусной эссенции, каустической соды или молочной кислоты. Будьте осторожны при добавлении кислоты - доливку производите постепенно. При превышении нормы кислоты есть большой риск повреждения резиновых или пластиковых компонентов. Среднее время на удаление накопившейся грязи составляет от 6 до 8 часов. Мотор стоит время от времени заводить и прогревать до температуры 90-110 градусов Цельсия с последующим остыванием. Для большей эффективности нагретый очищающий раствор должен оставаться в системе в течение 2-3 часов. После состав сливается и заливается новая порция. Заключительная промывка дистиллированной водой обязательна.

  • Применение специальных средств. Из всех существующих вариантов этот наиболее оптимален. Объяснить это просто. Накипь внутри радиатора может иметь различный характер. Первый тип загрязнений - обычная накипь, которая с легкостью удаляется кислотными растворами. Второй тип загрязнений - жир и органические вещества, которые убираются только щелочью. Парадокс в том, что кислоту и щелочь запрещено смешивать - они имеют свойство компенсировать друг друга и разрушать систему.



Как следствие, можно выделить несколько типов чистящих веществ:

  • Щелочные и кислотные. Как показывает практика, они пользуются наименьшим спросом, да и найти их на рынке все сложнее. Причина в том, что такие составы способны разрушить пластиковые и резиновые элементы системы, которые буквально «плавятся» под действием химии;

  • Двухкомпонентные. В отличие от прошлых составов, чистящие вещества пользуются большим спросом и востребованы у большей части автолюбителей. Особенность - умелое совмещение разных растворов (кислотного и щелочного);

  • Нейтральные. Особенность изделий - отсутствие в составе кислот и агрессивных щелочей. В состав нейтральных очистителей входят защитные средства, ингибиторы коррозии, главное чистящее вещество и диспергенты. Благодаря комплексному действию, чистящий состав эффективно убирает лишние засорения из системы и предотвращает их будущее появление.


Итоги

Чистка радиатора своим руками - задача, которая по силам каждому автолюбителю. Главное - определиться с выбором средства, выделить время на выполнение работ и выполнить очистку с двух сторон, как изнутри, так и снаружи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Чистка радиатора автомобиля своими руками.