Что такое рессоры?
Рессора - это один из ключевых элементов подвески автомобиля. Ее особенность - распределение общей нагрузки на мосты транспортного средства. По какому принципу работают рессоры? Каких видов они бывают? Из чего состоят и как их обслуживать? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Занимая место в автомобиле и проезжая первую сотню метров, мы всегда обращаем внимание на комфортабельность салона и плавность хода. И если в первом случае главную функцию берет на себя сидение автомобиля, то в ситуации с плавностью главное «действующее лицо» - подвеска.

Почти в 90% современных автомобилей в основе подвески лежит гидро-пневматический амортизатор или пружины. Но во многих старых машинах и авто с большой грузоподъемностью применяется совершенно иная по принципу - рессорная подвеска.



Рессора: что это?

Рессора - один из элементов подвески автомобиля, суть которого в распределении нагрузки кузова и рамы транспортного средства на разные мосты. Главная задача при этом - повышение комфортабельности подвески, а именно смягчение колебаний кузова и уменьшение ударов. От качества рессоры во многом зависит сглаживание неровностей на поверхности дороги, уровень компенсации толчков и колебаний.



Основные виды

Сегодня есть несколько различных типов рессор. Наиболее востребованы изделия листового типа. Последние, в свою очередь, бывают однолистовыми, многолистовыми и малолистовыми.

В России и странах СНГ почти на всех автомобилях устанавливались многолистовые рессоры. Их особенность - способность равномерно распределять нагрузку и обеспечивать максимальную жесткость конструкции без дополнительной поддержки. При этом каждый из листов рессоры имеет приблизительно равный ресурс и находится в идентичных условиях. Нельзя не отметить и незначительную раскачку автомобиля во время движения, что позволяет избежать применения амортизаторов.

В свое время были востребованными и монолистовые рессоры, которые, к слову, не способны работать самостоятельно. Вместе с такими конструкциями применяются амортизаторы, выполняющие функцию гасителей вибрации кузова. Такая конструкция была разработана в США, после чего она заслужила популярности и в Европе.

На современном  этапе применение рессорной подвески - редкость. Исключением являются некоторые легковые автомобили и УАЗики.

Кроме упомянутых выше, используются и другие типы  конструкций. К примеру, за границей большую популярность получили полуэллиптические рессоры. Нельзя не отметить и торсионные устройства, которые до сих пор применяются на Западе. Преимущества торсионных конструкций - большая надежность (если сравнивать с листовыми рессорами).

В грузовых машинах и внедорожниках, где имеют место большие нагрузки, для изготовления рессорных конструкций применяются специальные сорта стали. Кроме этого, рессоры могут быть усилены дополнительной группой листов (если это необходимо).

Также все рессоры делятся по расположению - они бывают передние и задние. Конструктивно данные элементы почти не отличаются, поэтому останавливаться на них отдельно нет смысла.



Конструкция

Как уже упоминалось, самой упругой составляющей подвески является рессора. Данный узел представляет собой группу листов (обычно семь), которые стягиваются специальным болтом. Толщина первого листа самая большая (7 мм). Остальные листы немного тоньше - 6 мм.

Все листы рессор стягиваются между собой тремя хомутами, которые ограничивают боковые перемещения. С нижней стороны крепление хомута производится с помощью специальных клепок, устанавливаемых на последнем листе. С верхней части концы хомута затягиваются уже на первом листе. Верхняя часть каждого листа поддается специальной обработке, что позволяет повысить общий срок службы изделия.

«Уши» основного листа расположены симметрично поперечному сечению листа. Данная позиция способствует максимальной надежности и исключает чрезмерные усилия. Правая часть рессоры монтируется на кронштейне посредством резиновых втулок. При этом крепление кронштейна производится к лонжерону на раме транспортного средства. Правая часть имеет подвес  шарнирного типа. Основные удерживающие элементы - серьга и пальцы, устанавливаемые с применением резиновых втулок.

Рессоры имеют идентичный вид с двух сторон, поэтому монтировать их можно, как угодно. Одинаковыми являются и штампованные чаши, которые скреплены заклепками к основным листам. Благодаря применению штампованных чашек, появился шанс повысить площадь прикосновения листа и резиновой подушки. Такое совмещение - возможность уменьшить износ устройства и повысить его ресурс.

Резиновая подушка рессоры имеет два утолщения - снизу и сверху. Ее назначение - качественное удерживание концов рессор на своих кронштейнах. Последние, в свою очередь, производятся из качественного чугуна. Фиксация кронштейнов производится к специальным лонжеронам на раме. Крепление чаши к кронштейнам производится с помощью болтовых соединений.

Чтобы качественно зафиксировать подушки из резины, крышки должны быть хорошо протянуты. Сегодня есть несколько видов съемных крышке, позволяющих демонтировать рессоры и производить замену резиновых подушек (если в этом есть необходимость).

Еще один конструктивный узел устройства - обойма буфера, вылитая из цельного чугуна. Ее крепление осуществляется к нижней части лонжерона рамы при помощи мощных болтов. Во внутренней части обоймы есть резиновый буфер, который нужен для смягчения ударов, принимаемых лонжеронами в случае сильных ударов и «продавливании» рессор. В роли ограничителя прогиба выступает обойма резинового буфера. В случае сдавливания буфера именно она является упором для мостового кожуха.

Главная особенность рессор листового типа в том, что они играют роль не только упругих элементов системы, но и выполняют направляющую опцию. С помощью листовой рессоры происходит передача основных нагрузок, появляющихся при раскачивании колес, а также толкающих усилий в процессе разгона и остановки транспортного средства.

В период движения под горку, при повороте транспортного средства, а также под влиянием иных воздействий рессоры подвержены кручению. При этом максимальную нагрузку получают коренные листы устройства. При этом важно учесть, что в случае чрезмерных и регулярных нагрузок на рессоры их ресурс существенно уменьшается.

Нельзя не отметить и трение, возникающее в листовых рессорах при чрезмерных нагрузках. Появляющиеся силы трения не дают рессорам прогибаться, тем самым снижая упругие свойства изделия. В итоге происходит блокирование упругого элемента, и передача большей части нагрузки на кузов транспортного средства. Как следствие, плавность хода снижается в разы.

Описанная выше конструкция рессор активно проявляется при движении авто даже по небольшим неровностям. С повышением скорости уровень вибрации и шумы только возрастают. Для избавления от данной проблемы между листами проставляются специальные прокладки, которые частично убирают проблему.

Стоит отметить, что общее число рессор может меняться. Здесь многое зависит от массы транспортного средства, характеристик силового узла, грузоподъемности и ряда других характеристик.



Преимущества и недостатки

Главное преимущество рессорной конструкции - простота исполнения, что способствует максимальному удешевлению изделия и уникальной надежности. Использование  рессор позволяет выбросить из устройства такие элементы как рычаги, штанги, втулки и прочие. Кроме этого, рессоры достойно выдерживают испытания плохими дорогами.

Немаловажный плюс рессорной подвески - универсальность. В частности, конструкция изделия способствует погашению не  только вертикальных, но и продольных нагрузок. Последние, к слову, могут возникать в процессе разгона или  торможения  транспортного средства. Кроме описанных выше нагрузок, рессоры отлично справляются и с боковыми кренами, возникающими при резких поворотах.

Компактность - еще одно преимущество рессорных подвесок. Так, стандартные пружины находятся сверху, в то время как рессоры располагаются в самой нижней части. Следовательно, это позволяет сэкономить часть погрузочного пространства в багажнике. Данная особенность весьма актуальна для грузопассажирского транспорта. Кроме этого, всегда можно смягчить рессоры посредством увеличения их длины.

Главный минус рессорной подвески - небольшой период службы, что часто зависит от условий эксплуатации. Так, владельцы машин с рессорной подвеской часто перевозят грузы, поэтому уже через 5-10 тысяч километров рессоры начинают проседать. Кроме этого, рессоры требуют особого подхода к обслуживанию, иначе камни и мусор будут регулярно забиваться между листами, вызывая скрипы и дребезжание.



Обслуживание

Для исключения поломок и продления срока службы рессоры нуждаются  в правильном и своевременном обслуживании. Так, очистка должна осуществляться хотя бы раз в 10 тысяч километров. При выполнении данной работы узел необходимо демонтировать, уделив внимание каждой детали. Каждая рессора очищается с помощью наждачной бумаги и с последующей промывкой керосином. После рессоры окрашиваются и смазываются тавотой и графитным составом. По завершении работ все монтируется на место.

Для сохранения конструкции узла необходимо раз  в два дня производить осмотр рессоров на факт качества протяжки стремянок, фиксирующих изделия к передней оси и мосту. Учтите, что даже незначительное послабление является поводом для ремонта.

Смазывайте серьги и рессорные пальцы хотя бы один раз в два дня. При выполнении данной работы может понадобиться специальный тавонагнетатель. Закачивание самой смазки производится посредством применения специальных ниппелей. Учтите, что рессорные пальцы - весьма хрупкое оборудование, поэтому во время ремонта применение молотка запрещено. Также будьте осторожными при протягивании болтов. Здесь также есть большой риск повредить устройство. Если авто эксплуатируется в тяжелых условиях, то будет логично обмотать узел шпагатом и закрыть брезентовым чехлом.

Перед каждой поездкой рессоры нужно вычищать от грязи и обращать внимание на расположение листов друг относительно друга (они не  должны быть смещены).



Признаки неисправности и поломки

Есть мнение, что рессорную подвеску невозможно «убить», но это не так. Поломанные рессоры - не такое редкое явление, как может показаться. Больше всего риску подвержена конструкция на передней оси из-за чрезмерного веса двигателя и максимального «приема» всех неровностей дороги.

К основным признакам неисправности рессоры можно отнести:

  • неравномерный износ покрышек;
  • снижение клиренса;
  • изменение угла постановки колес;
  • появление стуков по плохой дороге.

Основные неисправности рессор - перелом, осадка, поломка пальцев или срыв болта.

В случае поломки рессоры последнюю необходимо менять. При наличии прогиба возможно восстановление формы с помощью шаблонной корректировки. Учтите, что наличие даже небольшого дефекта - повод отказаться от поездки (до завершения ремонта). Это связано с ухудшением управляемости и появлением бокового крена.

Краска на рессорах время от времени должна обновляться, что позволит избежать заблаговременной коррозии. Кроме этого, необходимо смазывать рессорный палец, ведь его повышенный износ неизбежно влечет выход из строя всего узла. При диагностировании такой поломки в пути необходимо временно установить на место пальца металлический стержень или отвертку.

Следите, чтобы между рессорами всегда была смазка. Для закачки последней необходимо приподнять автомобиль на домкрате и подпереть рессоры к кузову. Как следствие, нагрузка ослабнет и сформируется достаточный для смазки интервал.



Итоги

Рессорные подвески постепенно уходят в прошлое. Но это не значит, что производители автомобилей вовсе про них забыли. Такие конструкции еще долго будут востребованы на грузовых авто, благодаря своей простой конструкции и надежности. Если же качественно обслуживать изделия, то они смогут прослужить долгие годы без поломок.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Что такое рессоры?