Датчик наклона автомобиля: назначение, функции, настройка, монтаж.
Датчик наклона - специальное устройство, реагирующее на изменение положение автомобиля (мотоцикла). Каково  назначение этого устройства? Как работает датчик наклона? Какие модели пользуются популярностью? Как установить и настроить устройство? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Защита своего автомобиля - одна из главных задач для хорошего владельца. Другое дело, что подобрать качественную сигнализацию не всегда удается. Причина в том, что мало кто знает о существовании различных датчиков, их функциях и особенностях работы. В данной же статье мы не будем рассматривать все, а подробно остановимся на одном из наиболее полезных устройств - датчике наклона автомобиля.



Общая информация о сигнализациях

Для начала давайте вспомним, из каких элементов состоит стандартная сигнализация:

  • брелка ДУ, с помощью которого можно управлять сигнализацией;
  • электронного блока управления (ЭБУ). Он находится непосредственно в автомобиле;
  • группы различных датчиков;
  • сервисных устройств (к примеру, центрального замка);
  • устройств блокировки двигателя и прочих узлов транспортного средства;
  • «обездвиживателей» транспортного средства или иммобилайзеров.


Основную контролирующую функцию берут на себя следующие датчики:

  • Датчик удара. Такое устройство подает сигнал тревоги в случае удара или прикосновения;

  • 2-х зоновый датчик удара. Описанный выше обычный датчик может реагировать на незначительные колебания или воздействия. Если же аварийный сигнал продолжает поступать, то срабатывает тревога;

  • Датчик объема. Такое устройство почувствует повреждение стекла, открывание дверей или посторонние перемещения внутри авто. Главное при установке такого датчика - правильно его разместить;

  • Датчик наклона - один из наиболее полезных контролирующих органов. Устанавливается, как правило, на дорогих сигнализациях. Срабатывает при изменении угла наклона авто, снятии колес, попытке транспортировки эвакуатором и так далее;

  • Датчик снижения напряжения действует при включении любого из электроприборов в автомобиле. Принцип работы основан на контроле напряжения. Даже при незначительном снижении этого параметра (при включении любого из приборов) устройство сработает;

  • Датчики контактного типа устанавливаются на багажнике и на капоте. Принцип построен на выдаче сигнала посредством замыкания контакта на кузов («массу») после открывания, соответственно, багажника или капота.


Назначение и принцип действия

Датчики наклона - полезные устройства, которые надежно защищают от случайного воровства колес, передвижения или попытке эвакуации транспортного средства. В основе такого датчика  - сверхчувствительное устройство, которое реагирует на любые изменения в положении кузова. К примеру, оно обязательно отреагирует на подъем одной из сторон автомобиля с помощью домкрата или в случае наклона авто при погрузке на машину-эвакуатор.

Принцип действия весьма прост. Датчик постоянно контролирует положение кузова в пространстве. Как только он получает информацию об изменении угла наклона транспортного средства, орган передает сигнал блоку сигнализации авто. Дальше работает сама сигнализация, оповещающая владельца о появлении внештатной ситуации. Но на практике водителю даже вмешиваться не нужно. Услышав звуки сирены, неудачливые воры покидают место преступления от греха подальше.

Подключение устройства производится к штатной электропроводке напряжением 12 Вольт. Благодаря своей компактности, установку датчика можно произвести в любом месте, где будет удобно производить его эксплуатацию и настройку.



Конструктивные особенности

Большинство датчиков наклона имеют схожую конструкцию, которая может различаться в незначительном диапазоне. Внутри такого устройства находится микромеханическая емкостная сборка, которая имеет повышенную чувствительность к ускорению, а также встроенную микросхему. Последняя выполняет две основные функции - термокомпенсации и первичной обработки сигнала. Обработанная информация передается к микроконтроллеру для более детальной обработки.

Элемент, который реагирует на изменение ускорения, имеет в основе механические узлы - стандартные полупроводниковые материалы. По сути, он представляет собой группу электродов, имеющую тесную связь с массой. В свою очередь, масса является подвижной и может перемещаться по отношению к электродам. Как только на устройство воздействует определенное ускорение, происходит отклонение массы от нейтральной позиции и изменение расстояния между двумя основными элементами (зафиксированными и подвижными).

Подвижные электроды вместе с массой меняют свое положение под действием силы ускорения. Итог - изменение емкостей конденсаторов. У одного конденсатора данный параметр возрастает, а у другого - снижается. В свою очередь, в акселерометре есть свой узел, который производит измерение емкостей конденсаторов и вычисление основных параметров. Далее к работе подключается интегральная микросхема, которая производит усиление сигнала и приводит его в соответствие с ускорением.

В составе акселерометра есть три основных элемента, обладающих повышенной чувствительностью. Они реагируют на все изменения датчика по любой из осей (X, Y, Z). В дополнение к этому есть и три канала, подающие команды непосредственно на датчик ускорения.

Особенность чувствительного элемента - его полная закрытость от окружающей среды (герметизация). Информация с акселерометра передается на высокоинтегрированный микроконтроллер. В свою очередь, встроенный в датчик АЦП (аналого-цифровой преобразователь) осуществляет оцифровку поступающих к нему сигналов. При колебании машины по любой из осей будет меняться и итоговая раскладка ускорения.

Как только будет предпринята попытка эвакуировать или же поднять машину для снятия колес, сработает датчик наклона. Далее звучит сирена и автолюбитель видит соответствующий сигнал на брелке (если, конечно, он находится в зоне действия сигнализации).



Обзор популярных устройств

Сегодня существует несколько различных датчиков, которые заслужили внимание своей надежностью, доступной ценой и простотой настройки. В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные из них:

1. Датчик StarLine D10 - проверенное временем устройство, способное в комплексе с сигнализацией надежно защитить авто от различных неприятностей. Модель StarLine D10 отлично реагирует на любые изменения в наклоне кузова автомобиля - как продольные, так и поперечные. Это возможно, благодаря применению качественного акселерометра, реагирующего на изменение положения транспортного средства в любой из трех осей. Достаточно лишь небольшого изменения угла кузова на 1.5 градуса, чтобы датчик сработал и выдал тревожный сигнал.

К преимуществам StarLine D10 можно отнести:

  • Простоту подключения. Все, что требуется автолюбителю - вставить устройство в специально предназначенный для этого разъем;

  • Удобство и простоту установки. Датчик имеет небольшие габариты и может монтироваться в салоне транспортного средства в любой позиции;

  • Высокая чувствительность. Особенность контролирующего датчика - способность реагировать на самые различные изменения - поднятие авто, его поддомкрачивание и так далее;

  • Универсальность монтажа. Модель StarLine D10 хороша тем, что ее можно коммутировать с любой охранной системой. Главное требование - наличие питания 12 Вольт и соответствующего входа.

2. Датчик Spider-TMS2. Данное устройство отличается своей компактностью и надежностью. Его основные функции - контроль угла перемещения и наклона. Благодаря наличию качественных микропроцессоров и проверенной микроэлектронной базы, авто надежно защищено от  воровства колес или попытки его погрузки на эвакуатор (к примеру, при нарушении правил парковки). В составе устройства находится акселерометр (датчик ускорения), реагирующий на изменение положения авто в трех различных плоскостях.

Большой плюс Spider-TMS2 в том, что его можно устанавливать в любом положении и месте - для него ориентация в пространстве не имеет значения. Главное условие надежной работы - это жесткая фиксация на конструкции автомобиля. После монтажа можно быть уверенным, что датчик среагирует даже на незначительные отклонения от нормы, начиная от 0.1 градуса и более. К примеру, при демонтаже колеса автомобиль приходится отклонить минимум на 3 градуса.

Нельзя не отметить и отличную защищенность Spider-TMS2 от случайных при сильном перегреве. Это очень важно, особенно, если авто часто приходится оставлять на открытой стоянке под ярким солнцем. Кроме этого, датчик настраивается таким образом, чтобы не реагировать на сильные порывы ветра.

На сегодня в продаже можно найти две различные модификации.  Так, особенность Spider-TMS2М в том, что у нее есть свой проводник с разъемом, который можно подключить непосредственно к блоку сигнализации. Такая особенность позволяет намного быстрее настроить устройство на мотоцикле.

Основные заводские настройки устройства следующие: тревога уже при отклонении кузова на 0.9 градуса, предупреждение - при 0.6 градусах. Данные настройки можно не менять, ведь они оптимальны для большинства современных автомобилей.



Настройка и особенности установки

Для изменения настойки датчика наклона достаточно выполнить несколько простых мероприятий (на примере Spider-TMS2):

  • установить авто в обычном положении.
  • надежно зафиксировать датчик и подключить с помощью специального шлейфа.
  • с момента подачи напряжения в течение десяти секунд три раза нажать на кнопку. Это позволит зафиксировать датчику свое положение в пространстве. При этом контролирующий светодиод должен загореться зеленым цветом.
  • наклонить транспортное средство на угол, при котором должен быть достигнут предельный порог и после этого единожды нажать на кнопку.
  • изменить положение авто (мотоцикла) таким образом, чтобы датчик сработал, и нажать на кнопку (дважды). При этом светодиод засветится красным цветом.


Как правило, современные датчики наклона можно устанавливать в любое место - это не влияет на их работоспособность. Но для большей надежности лучше, конечно, следовать рекомендациям ниже:

  • устанавливайте датчик на жесткие поверхности с помощью специальной фиксирующей ленты.
  • следите, чтобы кабель датчика не был сильно натянут. Идеальный вариант - прочная фиксация провода около устройства.
  • место для монтажа должно выбираться таким образом, чтобы резкое охлаждение или нагрев были исключены. Если есть возможность, то желательно экранировать устройство от случайного перегрева.


Вывод

Датчик наклона - надежный помощник в вопросе защиты автомобиля от противозаконной эвакуации или воровства колес. Остается лишь выбрать качественное устройство, произвести его монтаж и настройку.

Стоимость ремонтаНайти запчасть