Датчик шума двигателя.
Загорание на приборной панели лампочки «Check», повышение расхода топлива, некорректная  работа двигателя — это признаки, которые часто свидетельствуют о выходе датчика шума двигателя из строя. Какую именно функцию выполняет это устройство? В какой именно последовательности необходимо осуществлять проверку и замену вышедшего из строя механизма? Из каких элементов состоит датчик детонации и по каким признакам проще всего вычислить неисправность? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Датчик шума двигателя или по-другому датчик детонации — важный элемент автомобиля, от работы которого во многом  зависит стабильность работы силового узла и ряд смежных параметров (динамика, потребление топлива и прочие). При выходе из строя возможно появление ряда проблем, вплоть до невозможности пуска мотора. В чем суть детонации? Для каких целей устанавливается датчик шума? В каких случаях производится его замена?


Сущность детонационного сгорания

При нормальной работе мотора должны обеспечиваться следующие условия:

  • Нормальное сгорание горючего;

  • Топливо имеет высокое качество;

  • Углы опережения оптимальны.

Если любое из условий не выполняется, то возрастает риск появления детонаций, так называемого «шума» двигателя. Если ничего не предпринимать, то возрастают  риски серьезных поломок. Главная причина проблемы — появление искры между электродами свечей раньше требуемого временного промежутка. Сам процесс детонации можно сравнить с небольшим взрывом, ведь смесь сгорает быстрее, а температура поднимается выше допустимого уровня.

Результат детонационного сгорания  — подплавление нижней части поршня, а также подгорание клапанов. Вот почему мастера на СТО рекомендуют принимать оперативные меры в случае появления рассмотренных выше проблем и незамедлительно выполнять ремонтные работы.



Главные причины  детонации:

  • Низкое качество топливной смеси;

  • Конструктивные особенности силового агрегата, а именно особая форма камеры сгорания, искривление угла зажигания, позиция свечей и так далее;

  • Изменение рабочих условий, протекающих в области цилиндров, к примеру, появление нагара, снижение качества подготовленной горючей смеси, повышенная нагрузка на силовой узел и так далее.


Как бороться  с детонацией?

Лучший способ справиться с детонацией — скорректировать угол зажигания. Именно этот показатель играет ключевую роль в работе двигателя. В случае позднего зажигания горючее сгорает не полностью, что ухудшает динамику транспортного средства, повышает расход топливной смеси, приводит к замедленной реакции мотора на нажатие педали газа. Если же угол зажигания слишком ранний, то это как раз приводит к детонационному сгоранию. При этом горючее сгорает раньше положенного срока, что ведет к появлению мини-взрывов и негативного воздействия на КШП и поршневую систему.

На старых автомобилях, оборудованных карбюраторами, решением проблемы было прокручивание головки трамблера. Таким методом водители добивались припоздненного зажигания. На автомобилях, оборудованных инжектором, ручная корректировка угла зажигания невозможна. Эту работу берет на себя ЭБУ, которая снимает показатели с датчика шума двигателя и принимает решение о необходимости регулирования зажигания.

Создатели автомобилей специально делают зажигания более ранним, чтобы гарантировать максимальную мощность при наименьшем потреблении топливной смеси. К сожалению, такая предусмотрительность не всегда обеспечивает должный эффект.



Что такое датчик шума двигателя, и какую функцию он несет?

Многие автолюбители недооценивают важность датчика детонации (шума), считая его малозначимым устройством. На практике эта деталь играет ключевую роль в инжекторных моторах. Ее задача — регулирование уровня детонации путем подачи соответствующей команды на блок управления. Если рассматривать вопрос, зачем нужен датчик шума двигателя, то он решает три ключевые задачи:

  • Обеспечивает работоспособность силового агрегата (стабильность пуска и работы на холостых оборотах);

  • Помогает экономить горючее;

  • Дает мотору развивать большую мощность.

Детонация — процесс, благодаря которому и происходит движение поршней. Задача датчика заключается в поддержании оптимального времени воспламенения. В случае отсутствия (отказа) этого устройства выход из строя двигателя — дело времени. Кроме того, поломка датчика шума неизбежно бьет по карману, ведь машина потребляет больший объем топлива.



Какие элементы входят в состав датчика шума?

Датчик детонации — небольшое по размеру устройство, устанавливаемое на блоки цилиндров силового агрегата. Конструктивно прибор состоит из следующих  элементов:

  • Вибрационной пластинки;

  • Оплетки;

  • Электрического узла, работающего на принципе пьезоэффекта;

  • Сигнальный провод, по которому информация передается к двигателю автомобиля.


Особенности монтажа устройства

Как упоминалось, чаще всего датчик шума монтируется в непосредственной близости к двигателю, но в зависимости от модели авто месторасположение устройства может корректироваться. Сам прибор имеет небольшие размеры (не больше коробка со спичками).

Установка контролирующего устройства обязательна для автомобилей с инжекторным мотором и электронным зажиганием. По этой причине на автомобилях старого образца датчик не устанавливается (в первую очередь на авто с карбюраторами).



Как работает устройство?

Для выявления признаков неисправности важно понимать принцип работы прибора. Главным исполнительным органом является пьезоэлемент, который при появлении шумов мотора (детонации), повышает уровень напряжения на выводах. Получается, что чем сильнее двигатель вибрирует, тем выше разность потенциалов. ЭБУ фиксирует повышение давления и предпринимает меры по регулированию угла зажигания.

В случае выхода из строя датчика шума мотора на приборной панели светится лампочка ошибки мотора «Check». В переводе с английского это слово звучит как «контроль». Когда лампочка погашена, все системы работают нормально, в том числе и рассматриваемый прибор. Если же соответствующий сигнал на приборной панели не убирается, а проверки показали неисправность датчика, то изделие требует замены.

Стоит знать, что в случае обрыва цепи лампочка может не загореться. По этой причине важно вовремя диагностировать поломку по усиленной детонации под капотом.



Как проверить работоспособность?

Датчик шума двигателя, как и любое другое устройство, может выйти из строя. При этом водитель не всегда замечает свечение лампочки аварии или же она не горит вовсе. Если выявить поломку сразу не удается, то это может привести к большим расходам в будущем.

Причины выхода из строя датчика шума силового агрегата:

  • Замыкание проводов в системе;

  • Выход из строя самого устройства (случается реже всего);

  • Оборвалась оплетка (экран) или провод, по которому подается сигнал к ЭБУ;

  • Вышел из строя блок управления.

Определить поломку не составляет труда даже новичку. Наиболее простой вариант решения проблемы — обращение к мастерам на автосервис. На СТО специалисты в течение нескольких минут проверяют узел и дают рекомендации по дальнейшим действиям. Если устройство вышло из строя, то производится его замена, без попыток ремонта.



Если же возможности обратиться на СТО нет, то замена датчика шума возможна и своими руками. Для этого:

  • Загоняйте машину в гараж. Можно работать и на открытой местности. Главное — исключить попадание в силовой узел пыли или грязи;

  • Демонтируйте защиту с мотора;

  • Проверяйте сигнальный провод на факт обрыва. Такую же работу проделывайте и в отношении оплетки. При наличии обрыва проверяйте качество крепежа вилки и розетки контролирующего устройства;

  • Проверяйте исправность самого устройства. Для этих целей можно использовать мультиметр или обычный вольтметр. Для правильной проверки заведите машину (она должна работать на ХХ);

  • Убедитесь в целостности контактной группы. При наличии повреждений производите замену.

Чаще всего для проверки применяется мультиметр — специальный прибор, позволяющий изменять группу параметров (сопротивление, силу тока, напряжение и даже емкость конденсатора). Такое измерительное устройство рекомендуется держать в автомобиле, чтобы иметь возможность оперативно исправить поломку.

Контроль исправности датчика шума мотора с помощью мультиметра производится после демонтажа изделия с двигателя. Чтобы проверить устройство, к выводам подключайте мультиметр и стучите по корпусу чем-то металлическим. Прибор должен показать 0,2 Вольта. Главное — правильно подключить провода. Многие новички путают сигнальный вывод и массу, что приводит к неправильным показаниям.

Более сложный вариант проверки — применение осциллографа, с помощью которого вы изучаете не только уровень напряжения, но и изучаете сигнал. Преимущество применения осциллографа в том, что для проведения измерений нет нужды в демонтаже устройства с двигателя — все проверки выполняются на месте. Достаточно завести машину и подсоединить вывода осциллографа. Дальше действуйте также, как и в прошлом случае — стучите по датчику. После каждого стука на осциллографе появляется соответствующий сигнал.

Вывод о работоспособности устройства сделать легко. Если датчик реагирует на стук, то может делать вывод об исправности датчика. Если же изделие никак не реагирует, то это свидетельствует о его выходе из строя. Обязательно проверьте сопротивление устройства. Этот параметр не может быть ниже 100 кОм.



Как упоминалось выше, распознать неисправность датчика шума двигателя можно не только лампочке на приборной панели, но и по ряду косвенных признаков:

  • Увеличению расхода топливной смеси. Если вы хорошо знаете автомобиль, то выявить такую проблему труда не составит;

  • При нажатии на педаль газа имеют место «провалы» в работе двигателя и повышенная детонация. При этом машина медленно набирает скорость, теряется динамика.

Стоит отметить, что описанные выше признаки могут свидетельство и о других проблемах. Так что перед заменой датчика шума рекомендуется сделать его проверку по описанной выше схеме.



Как поменять устройство?

Если проведенные проверки показали, что устройство вышло из строя, то ездить на машине не рекомендуется — покупайте и меняйте прибор. Стоимость датчика шума двигателя небольшая и во многом зависит от модели автомобиля и производителя устройства.

Замена производится двумя способами:

  • С помощью профессионалов на СТО. Средняя стоимость работы составляет 2500-3000 рублей;

  • Самостоятельная замена.



Если выбран второй вариант, то глушите мотор и дожидайтесь его остывания. После действуйте так:

  • Отключайте «минус» АКБ;

  • Снимайте устройства, которые мешают получению доступа к датчику;

  • Демонтируйте устройство с помощью ключа на «двенадцать». Перед окончательным изъятием прибора снимайте с него провода;

  • Устанавливайте новый датчик, подключайте контакты и возвращайте остальные устройства на место.


Итоги

В процессе покупки нового устройства учтите рекомендации производителя. Так, число выводов всегда одинаково, а вот форма разъемов для подключения может различаться.

Не менее важный параметр — сопротивление. К примеру, датчики для автомобилей ВАЗ имеют почти бесконечное сопротивление, а для японских авто — 0,5-0,6 Мом. Возможны небольшие различия и по форме устройства.

Несмотря на свою простоту, датчик шума двигателя — важный элемент автомобиля, от исправности которого зависит ряд факторов, среди которых мощность силового агрегата, его динамика и расход горючей смеси.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Датчик шума двигателя.