Диагностика пружин подвески.
Исправные пружины подвески нивелируют дефекты дорожного покрытия, повышают срок службы амортизаторов, сохраняют уровень клиренса и обеспечивают нормальный контакт шин с дорогой. Какие принципы лежат в основе работы пружинных подвесок? Каким именно моментам следует уделить наибольшее внимание в процессе диагностики неисправных узлов? Стоит ли менять пружины вместе с вышедшими из строя амортизаторами? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


В процессе эксплуатации авто больше всего достается именно подвеске. Именно ей приходится «соединять» машину с дорогой, а, следовательно, принимать на себя неровности дорожного покрытия. При этом от качества и своевременности  ремонта зависит исправность автомобиля, его способность передвигаться.

Диагностика подвески подразумевает проверку целой группы узлов, среди которых пыльники и сайлентблоки, подшипники и шарниры, рулевые тяги и рейки, крестовины кардана и тормозные колодки. Список элементов подвески можно продолжать долго, но одним из главных узлов являются пружины. Как производится их проверка? Каким моментам уделить внимание?



Назначение и история

Пружина - один из главных элементов подвески транспортного средства, обеспечивающий нужную высоту кузовной части и ограждающий машину от выбоин в дорожном покрытии. Именно пружины повышают уровень комфорта во время движения и влияют на грузоподъемность транспортного средства. При этом движение пружины регулируется не менее важным устройством - амортизаторам. Что касается типа изделий, то на современных авто применяется винтовой тип пружин.

История подвесок берет начало в эпоху карет и подвесок, при разработке которых упор делался на комфорт и безопасность. Конечно, в то время это не сильно удавалось, но с появлением рессорной подвески в 19 веке многие проблемы были решены. Новое тип устройства просуществовал несколько десятков лет (до 1950-х годов). Со временем стало ясно, что рессоры не способны гарантировать желаемые характеристики и к ним на замену пришли более современные устройства.

Сначала в роли упругого узла стал применяться торсион, который одним краем крепится к кузову, а другим - к подвеске. Под давлением происходит скручивание стержня и гашение неровностей дороги. Что касается пружины, то она стала следующим этапом развития. По конструкции изделие представляет собой стержень, имеющий спиральную форму. В сравнении с торсионами пружина имеет несколько преимуществ:

  • простота монтажа;
  • улучшение управляемости транспортного средства;
  • большая упругость.

Интересен и тот факт, что подвески с пружинами появились почти 100 лет назад, но активно применяться стали лишь в 50-х годах прошлого века.



Как работают пружины?

Главной характеристикой пружины является ее сопротивление сжатию. В основе изделия лежит торсионная сталь, главная особенность которой - возврат в первоначальное положение после деформации. При этом амортизатор может размещаться не только внутри пружины, как считают многие, но и около нее.

Функции пружины заключаются в удерживании веса транспортного средства, снижении ударов и вибраций, передаваемых от поверхности дороги к кузовной части, сохранение требуемого клиренса, обеспечение надежного сцепления покрышек с дорогой и так далее.

Сегодня существует два типа подвесок - «мягкие» и «жесткие». Главное отличие - в типе пружины, которая может изготавливаться из различных материалов, иметь  разные характеристики и габариты. При этом однозначного ответа, какая пружина для машины лучше, нет. К примеру, большая жесткость приводит к снижению уровня комфорта, но улучшению управляемости. Что касается мягкой подвески, то она «проглатывает» неровности, но добавляет крен машины при движении на поворотах.


На жесткость пружины влияют следующие конструктивные особенности:

  • Диаметр прута. Считается, что чем толще основа, тем выше уровень жесткости;

  • Число витков. Параметр жесткости обратно пропорционален числу витков. Часто автолюбители срезают часть пружины, чтобы добиться большей жесткости и исключить «раскачивание»;

  • Внешний диаметр изделия. Чем «толще» пружина в диаметре, тем ниже жесткость;

  • Форма пружины. Разные формы гарантирует корректировку характеристик пружины. Здесь стоит выделить следующие варианты - бочкообразные, конические и цилиндрические пружины. Возможны ситуации, когда в одной пружине совмещено сразу несколько форм.


Виды

При диагностике пружин стоит учитывать и виды устройства. Здесь выделяются следующие варианты:

  • Стандартные - пружины, которые подходят для поездок по городу. Такие изделия имеют среднюю жесткость. Если они выходят из строя, то самый простой вариант - произвести замену;

  • Усиленные - тип пружин, отличающихся высоким уровнем жесткости. Эта характеристика обеспечивается за счет более толстого прута. Такие изделия ставят на авто, задняя ось которых постоянно нагружена. К примеру, усиленные изделия ставятся на машины, которые перемещаются с прицепом или перевозят грузы. Принцип работы усиленных пружин аналогичен классическому варианту с той лишь разницей, что их жесткость выше. При росте нагрузок происходит стабилизация кузова и удерживание авто в нужном положении;

  • Повышающие - пружины, способные менять клиренс автомобиля, делать его больше в зависимости от дорожных условий;

  • Понижающие - тип изделий, обеспечивающих снижение центра тяжести при необходимости. Как следствие, улучшается управляемость, транспорт становится более динамичным и устойчивым;

  • С переменной жесткостью. Конструктивно пружины выполнены таким образом, чтобы меняться с учетом дорожной обстановки. Как следствие, машина плавно перемещается в любых условиях эксплуатации.


Измерение жесткости подвески

Первое, с чего нужно начать проверку - определение жесткости пружин. Действовать можно несколькими способами. Самый простой - изучить код изделия или найти специальные метки, которые имеют вид штамповок или обозначаются с помощью краски. Так, желтая маркировка может сигнализировать о том, что длина изделия составляет от 230 до 240 мм. Более сложный вариант уточнения жесткости - применение ручного пресса, измерительной линейки и напольных весов.

Остановимся подробнее на втором варианте. Алгоритм проверки пружин на жесткость следующий:

  • Укладывайте на весы деревянный брус, имеющий толщину от 1,2 см и более. При этом убедитесь, что площадь поверхности больше, чем торцевая часть пружины;

  • Устанавливайте пружину на деревянный прус, а сверху устанавливайте еще один брусок;

  • Измеряйте длину элемента;

  • С помощью пресса сжимайте пружины до определенного показателя (как правило, до четырех сантиметров) и фиксируйте показания.

Существует и другой метод, позволяющий произвести расчет с помощью формулы. В этом случае начальная длина принимается за L, к ней прикладывается сила F, а изменения объекта - Х. Расчет производится следующим образом: Х = F*L/C. В этой формуле C - параметр, который зависит от радиуса витковой части, материала и диаметра прута (официально название - коэффициент пропорциональности). Жесткость пружины рассчитывается по другой формуле - k=F/X.



Диагностика неисправности

На практике к пружинам доходит очередь, когда что-то застучало или ухудшилась управляемость транспортного средства. В таком случае проблему стоит решить сразу. Если вовремя не заметить неисправность, то возможен ряд дополнительных проблем - износ других узлов подвески, проседание или разрушение пружины в дороге.

Как правило, пружины покрываются специальным составом, защищающим от коррозии. Но через время он теряет свойства и перестает обеспечивать необходимую защиту. В среднем амортизатор служит около трех лет, но замена может потребоваться раньше или позже. При этом проводить диагностику желательно ежегодно (как минимум).


Определить неисправность пружины можно по следующим признакам:

  • появление частых пробоев во время движения;
  • сильные вибрации и тряска автомобиля при движении;
  • уменьшение плавности хода;
  • перекос авто в одну из сторон, снижение его клиренса;
  • задирание «носа» автомобиля и, наоборот, его снижение;
  • следы взаимодействия витков пружины (эту проблему можно заметить уже во время осмотра).


Причин, по которым пружина может утратить свойства, несколько:

  • «усталость» металла или банальный естественный износ;
  • чрезмерное трение витков друг с другом или воздействие на них камней;
  • перегрузки автомобиля, движение по неровным участкам дороги;
  • коррозия металла, вызванная высоким уровнем влажности и воздействием «химии» на дороге.

Если при осмотре заметно нарушение целостности витков, то изделие нужно менять. Кроме этого, стоит проверить оседание пружин, которое проверяется путем применения нагрузки в 295 кГс. В процессе диагностики стоит обращать внимание и на состояние прокладок пружин. Если на них есть следы износа, то замена обязательна.


Таким образом, установка новой пружины производится в следующих случаях:

  • при поломке детали (часто это происходит сверху или снизу);
  • при наличии явных признаков коррозии;
  • в случае снижения клиренса авто по сравнению с первоначальными показателями;
  • в случае наклона авто в одну или другую сторону.


Общий алгоритм диагностики

Процесс диагностики пружин подвески выглядит следующим образом:

  • Определяйте класс изделий, установленных на вашем автомобиле. Так все устройства делятся на два типа: класс А (длина таких устройств - от 27,8 см) , класс В (длина - до 27,8 см). Ряд производителей помечает пружины типа B на внешней части витков с помощью черной краски. Что касается пружин класса А, то они не закрашиваются совсем.

  • Перед  началом диагностики все детали должны быть вымыты. При этом защитные элементы, втулки или резинки не должны попадать под воздействие растворителей. После осматривайте каждую пружину на факт износа или механических дефектов.

  • Измеряйте длину пружин на передней и задней подвеске. Если длина стала меньше допустимой, то изделие нужно менять.

  • Проверяйте пружину на факт жесткости (процесс описывался выше). Если показатель отклонился от безопасного значения, то производите замену.

  • Убедитесь, что пружины установлены перпендикулярно. Если отклонение превышает 1,5 градуса, то срочно стоит ехать на СТО.

  • Проверьте состояние резиновых прокладок пружин. Если они изношены, устанавливайте новые изделия.


Менять ли пружину с амортизатором вместе?

О нормальной работе подвески можно говорить только тогда, когда амортизатор и пружина являются исправными и хорошо взаимодействуют друг с другом. В этом тандеме каждый узел выполняет свою функцию. Пружины берут на себя вес машины, а амортизаторы - контролируют их движение. Если один из «партнеров» не справляется с поставленной задачей, то другой получает большую нагрузку и быстрее ломается.

Если после осмотра явных проблем с пружиной не обнаружилось, то ее замену производить не обязательно. Единственное, что стоит сделать - поменять местами пружины слева и справа. Это актуально, если в машине ездит один человек.



Полезные советы в помощь

В процессе эксплуатации стоит учесть еще ряд важных моментов:

  • Продлевать срок службы амортизаторов путем восстановления или установки дополнительных приспособлений не рекомендуется. Так ситуацию можно только ухудшить;

  • Выбор пружин стоит производить с учетом рекомендаций завода-изготовителя. Здесь помощником может быть VIN. Если спецификации под рукой нет, то на помощь придут цветные пометки на витках;

  • При выходе из строя пружины на задней подвеске замена должна производиться с двух сторон. Следовательно, при расчете затрат этот фактор должен быть учтен;

  • После замены пружин стоит наведаться на СТО для настройки углов колес;

  • В случае поломки пружины стоит прекратить эксплуатацию. В противном случае повышаются риски попасть в аварию.
Стоимость ремонтаНайти запчасть
Диагностика пружин подвески.