Дозаправка кондиционера хладагентом.
Сбои в работе системы кондиционирования, появление следов масла на трубках, наледь на вентилях бака или иней на теплообменнике - все эти признаки свидетельствуют о появление течи и необходимости дозаправки кондиционера. Какой именно принцип действия лежит в основе работы данного устройства? В каких случаях и в какой последовательности специалисты рекомендуют наполнять систему хладагентом? Сколько именно фреона требуется кондиционеру для нормальной работы и нужно ли доливать масло в процессе дозаправки? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Кондиционер в автомобиле - спасение для автолюбителя. Особенно устройство актуально в летний зной, когда даже открытые полностью окна не спасают от духоты. Зато нет ничего приятнее, чем закрыть все окна, включить автокондиционер и почувствовать реальную прохладу. Но пользуясь благами, автолюбители забывают о важности его своевременного обслуживания и дозаправки. Какие нюансы учесть в процессе пользования системой? Как и в каких случаях рекомендуется производить дозаправку? Что стоит знать в процессе выбора фреона? Эти и ряд других вопросов будут рассмотрены в статье.



В чем принцип действия?

Для корректного обслуживания и дозаправки кондиционера стоит четко представлять особенности и принцип действия устройства. Здесь можно выделить три главные составляющие - конденсатор, компрессор и испаритель. Именно они обеспечивают своевременное охлаждение воздуха. К вспомогательным устройствам стоит отнести осушитель и ресивер, без которых кондиционер автомобиля не смог бы в полной мере выполнить поставленную задачу.

Алгоритм работы имеет следующий вид:

  • Рабочий состав (фреон) постоянно циркулирует по замкнутому контуру;

  • При подходе к компрессору системы газ сжимается и прогревается;

  • Горячий поток воздуха направляется к конденсатору, выделяющему тепло. Благодаря этому действию происходит  конденсация воздушной массы;

  • Далее хладагент направляется в контур, после чего под определенным давлением переходит к расширительному клапану;

  • После поступления к точке назначения происходит распыление состава и его перевод к испарителю. Здесь же имеет место испарение фреона и охлаждение воздушного потока посредством выделения тепла;

  • Завершающий этап - направление хладагента (уже в виде охлажденного газа) к компрессору по стороне сниженного давления. Далее весь процесс повторяется. При этом стоит учесть, что для обеспечения исправной работы кондиционера компрессор должен своевременно ремонтироваться с обязательной проверкой трубок на герметичность.


Когда заправлять кондиционер?

Как упоминалось, хороший автолюбитель должен своевременно выявить неисправность или наличие утечки в системе. По заявлению производителей допустимый уровень  утечки хладагента не должен превышать 15 процентов. Если же этот показатель превышен, то можно говорить о неисправности систем. Чтобы избежать негативных последствий, заправку кондиционера стоит делать через три года с момента последней заправки (как минимум, но лучше - чаще). При этом процесс дозаправки кондиционера рассмотрен ниже.

Факт утечки фреона в системе кондиционирования может означать целый ряд проблем. Среди них - повреждение системных трубок, появление течи в местах соединений шлангов или появление ржавчины на конденсаторе.



Как проверить кондиционер?

При рассмотрении принципа действия говорилось, что главным элементом является специальный газ - хладагент, заполняющий систему и обеспечивающий ее работоспособность. Сегодня все авто заправляются фреоном серии R134a, а до 1992 года - R12. В процессе дозаправки эти моменты должны быть учтены. Особого внимания заслуживают автомобили, которые были выпущены в период с 1992 по 1993 года. В этот временной промежуток не все производители успели перейти на новые нормы, поэтому машины выпускались как с новым, так и со старым хладагентом.

К слову, заправку кондиционера на авто до 1992 году выпуска придется производить самостоятельно, ведь на СТО такая работа уже запрещена. Чтобы точно узнать типа хладагента в системе автомобиля, достаточно заглянуть под капот и изучить надпись на специальной табличке. Хотя, даже без таких надписей перепутать что-либо невозможно, ведь штуцеры для заправки систем различаются. Так, в новых системах с R134а выход более высокий и имеет диаметр большего размера.

Уровень фреона (норма), которая характерна для системы кондиционирования определенной модели, прописана в инструкции к автомобилю. Дефицит хладагента можно выявить по ряду симптомов, среди которых:

  • Появление инея на теплообменнике;

  • Обледенение вентилей бака, расположенного с наружной стороны;

  • Явные щелчки в момент включения прибора;

  • Периодическое срабатывание или отказ системы. Кондиционер может сегодня работать, а на следующий день вообще не охлаждать воздух;

  • На шлангах, которые объединяют разные узлы системы, заметны следы масла;

  • При пуске внутреннего блока нет шипения.

Чтобы определить, сколько хладагента находится в системе, стоит воспользоваться манометром, устанавливаемым на специальном разъеме (сервисном порту). Если была обнаружена утечка, то причины могут быть следующими - появление трещин в кондиционере из-за вибраций, низкое качество спаек внутренних узлов системы кондиционирования.

Стоит отметить, что при значительном повреждении лучше обратиться к профессионалам и не устранять проблему собственноручно. При этом заправлять кондиционер разрешается только после завершения работ по устранению неисправности.



Сколько фреона требуется кондиционеру?

Перед дозаправкой стоит определить, какой объем хладагента требуется для нормальной работы системы кондиционирования. В противном случае можно не угадать при покупке нужного числа баллонов. Выше упоминалось, что узнать требуемую норму хладагента можно из информации на табличке под капотом машины. Но бывают ситуации, когда таблички под рукой нет. В такой ситуации стоит пойти другим путем - изучить инструкцию по эксплуатации или получить требуемую информацию у автомобильного дилера.

Если рассматривать отечественные автомобили, то для них норма составляет 700-900 грамм. Но здесь есть нюанс. Если речь идет об обычной дозаправке кондиционера, а не заполнении системы «с нуля», то каких-то жестких требований к объему нет. Что касается полной заправки кондиционера, то она производится непосредственно на заводе (перед появлением автомобиля в продаже) или сразу после ремонта, когда газ полностью вышел из авто. Что касается обычного планового обслуживания, то здесь речь идет в большей части о дозаправке авто до требуемой нормы. В случае нехватки система попросту не сможет работать на полную мощность.

Минус частичной дозаправки в том, что в этом случае невозможно узнать, какой объем хладагента остался в системе. По этой причине заправка кондиционера производится с постоянным контролем давления (фиксируется по манометру). Если по какой-либо причине узнать точные цифры не удалось  или же отсутствует информация об объеме фреона в системе, то стоит контролировать показания стрелки. Такой вариант удобен. Особенно это актуально, если речь идет о дозаправке хладагента в условиях гаража и при отсутствии необходимого оборудования.



Доливать ли масло в процессе дозаправки?

Рассматривая таблицу, где указаны нормы фреона, можно найти и другую информацию - требования к добавлению масла в состав. При этом автолюбители (в первую очередь новички) не всегда представляют, зачем добавлять масло в хладагент. Опытные автолюбители уверяют, что добавление смазывающего состава при дозаправке системы кондиционирования обязательно. С другой стороны, чрезмерный объем масла может стать причиной поломки поршневого компрессора ведь масло, которое проходит через агрегат одновременно с газообразным хладагентом, нагорает на деталях.

Здесь главное - соблюсти золотую середину и сразу производить дозаправку с применением правильного фреона. В частности, сегодня в продаже есть хладагент с добавлением масла. Узнать требуемую информацию несложно - достаточно изучить информацию, указанную на баллончике. В случае когда требуется отдельное добавление смазывающего состава, рекомендуется применять масло типа PAG. Заливка дополнительного состава производится в компрессор через картер.



Как самостоятельно почистить систему?

Заправка кондиционера актуальна в весенний период, перед потеплением. В это же время специалисты рекомендуют очистить системы. Для выполнения работы потребуется активная пена, которая при очистке полностью заполняет емкости радиаторов и отопителя системы кондиционирования.

Для наполнения кондиционера с применением пены производить разборку устройства или какие-то иные манипуляции нет нужды. Наполнить систему удается через тренажную трубку, расположенную за пластиковой панелью (находится у ног пассажира спереди).

Заполнение системы пеной через дренажный вывод производится по простому алгоритму. Для начала на патрубок надевается резиновая трубка, после чего шланг снимается и убирает я в сторону. Далее вводите в патрубок вывод трубки очистителя, после чего протягивайте его вверх до касания радиаторной полости. Чтобы слить лишнюю пену, рекомендуется подставить таз, бутылку с обрезанным верхом или другую пустую емкость.

После завершения работ остается завести авто, запустить систему кондиционирования и переключить ее в режим рециркуляции. Далее выходите из машины и дайте кондиционеру погонять жидкость в течение 12-15 минут. Как только процесс очистки завершен, меняйте салонный фильтр (на это уходит не более нескольких минут).



Как выполнить вакуумирование кондиционера?

В процессе эксплуатации возможны ситуации, когда в системе остается до 50 процентов фреона, что чревато проникновением воздуха и влаги. Какое-то время кондиционер работает в таких условиях, но это не может продолжаться бесконечно. Через определенный период компрессор может выйти из строя, а на других деталях появляются следы ржавчины. В этом случае вопрос окончательной поломки кондиционера - дело времени (если не предпринимать никаких шагов).

Чтобы устранить воздух и влагу из системы, требуется провести вакуумирование. Для выполнения этой манипуляции под рукой должен быть вакуумный насос (можно приобрести или взять на какое-то время).

Перед началом работ включается отопитель, после чего стоит выждать какое-то время для прогрева автомобиля. Если этого не сделать, то влага собирается в испарителе. Далее подключайте насос к выводу компрессора, откручивайте ниппель, после чего проворачивайте кран под штуцером против вращения часовой стрелки. Как только система подготовлена, запускайте подключенный насос.

Одного вакуумирования системы недостаточно - рекомендуется повторить процедуру несколько раз, с периодичностью в один-два часа. Общая продолжительность каждого отдельно взятого подхода - 12-15 минут. Как только процесс вакуумирования завершен, закрывайте кран и приступайте к дозаправке.



Особенности заправки автомобильного компрессора

Как только все манипуляции произведены и неисправность (если она имела место) устранена, можно приступать к заправке системы. Но здесь стоит учесть ряд нюансов. Бывают ситуации, когда система полностью разгерметизирована. В такой ситуации внутри нет фреона - только пар. Как упоминалось, вода к опасна для кондиционера, ведь при снижении температуры она может замерзнуть и сделать нормальную работу регулирующего органа невозможной. Кроме того, влага (особенно, если она с реагентами) - главный источник коррозии.

Также запрещено, чтобы в системе содержался воздух. Это связано с наличием в нем азота, который не «дружит» с хладагентом. Из-за этого компрессору приходится работать в режиме постоянного перегруза. Итогом может стать ранний выход из строя. По этой причине вакуумирование системы, о котором упоминалось выше, является обязательным. Если же в кондиционере присутствует определенный объем газа (более половины), то в это нет необходимости. Кроме того, без вакуумирования можно обойтись в случае замены мелких деталей или дозаправки.

Чтобы выполнить работу быстро и правильно, стоит собрать необходимое оборудование и изучить последовательность действий. Так, для выполнения всех мероприятий потребуются трубки, баллон с хладагентом (учитывайте год выпуска автомобиля - R134a или R12). Кроме того, под рукой должна быть метрологическая станция с подключенным к ней переходником. Чтобы упростить задачу, можно сразу покупать готовый набор для дозаправки - в нем уже присутствует все необходимое для выполнения работ.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Снимайте колпак с магистрали, отвечающей за низкое давление в системе. Перед демонтажем вычищайте это место сухой тряпкой из-за риска попадания грязи в систему кондиционирования;

  • На заправочный штуцер натягивайте трубку;

  • Заводите мотор  автомобиля и удерживайте какое-то время обороты на уровне 1500;

  • После включается максимальная рециркуляция. При этом краник низкого давления открывайте одновременно с вентилем на баллончике с фреоном. При этом правильно, чтобы баллон располагался вверх «ногами». Весь процесс заправки производится при заведенном моторе;

  • Следите за параметрами манометра - они не должны быть больше 285 кПа. Если система заполнена правильно, то в фильтрующем элементе не должно быть пузырьков;

  • Уже через 3-5 минут температура в салоне машины постепенно падает. Когда она достигает 8-10 градусов, кран можно перекрывать.

Учтите, что при заправке системы кондиционирования фреоном (полностью) важно знать требуемое количество хладагента. Недостаток хладагента неизбежно приводит к «голоданию» кондиционера, он плохо работает и медленно охлаждает. Кроме того, при отсутствии достаточного объема масла в системе возрастает риск поломки компрессора. С другой стороны, чрезмерный объем хладагента также опасен. В этом случае все системы работают на пределе, а давление возрастает до максимума.



В процессе заправки кондиционера учтите несколько важных правил:

  • При выборе и покупке заправочного комплекта обращайте внимание на наличие в нем вещества для устранения течи. Бывает, что отдельное применение герметика не оправдывает себя - он часто твердеет не в тех местах (это может стать причиной поломки системы);

  • Запрещено смешивать R12 и R 134a, а также замещать один другим. Причина в том, что в упомянутых составах используются разные типы масла. В случае их перемешивания компрессор с большой вероятностью выйдет из строя;

  • Держите под контролем давление. Если в трубопроводе низкого давления показатели выше нормы, то это может стать причиной выхода из строя компрессора;

  • В процессе заправки тело находится непосредственно над двигателем автомобиля, поэтому стоит проявлять особую осторожность;

  • Чтобы правильно произвести заправку, стоит точно знать требуемый объем хладагента. Где взять эту информацию уже упоминалось выше.


Как продлить ресурс системы кондиционирования?

В завершение статьи выделим несколько секретов, как можно продлить срок службы автомобиля и избежать дорогостоящих ремонтов. Здесь стоит придерживаться следующих правил:

  • Периодически промывайте радиатор кондиционера;

  • Контролируйте систему на факт утечки;

  • Зимой после заезда в теплое помещение давайте кондиционеру какое-то время поработать (хотя бы 12-15 минут). Делать это рекомендуется раз в 30-40 дней.

Как видно из статьи, дозаправка кондиционера хладагентом - вполне реально. Главное - определить неисправность и устранить ее. Если же найти утечку или выполнить ремонтные работы не удается, лучше обратиться к профессионалам. На современных СТО есть все необходимое оборудование для проверки и заправки системы. При этом не стоит экономить - проверку желательно производить хотя бы один раз в два года.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Дозаправка кондиционера хладагентом.