Двигатель "ест" масло. Что делать?
Повышение расхода масла в двигателе - популярная и опасная проблема. Каковы причины того, что двигатель «ест» масло? Как действовать в каждой конкретной ситуации? Какими именно могут быть последствия данной проблематики? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Проверка масла в двигателе - обязательная работа для каждого автолюбителя. Снижение уровня ниже минимального может привести к множеству сбоев в работе силового узла (в  том числе и его выходу из строя). Но что делать, если уровень масла постоянно снижается? В чем могут быть причины? Как правильно поступить, если двигатель «ест» масло?



Определение повышенного расхода

Одна из главных сложностей для новичков - определить, что двигатель действительно «ест» масло и необходимо предпринимать какие-либо шаги. Разберемся с этим вопросом подробнее. Стандартная замена масла в двигателе - один раз на 12-15 тысяч километров. Оптимальный расход (если мотор исправен) составляет до одного литра (за весь этот период).

Опытные автолюбители уверяют, что нормальное потребление «здорового» мотора - около  200-300 грамм на 1000 километров (при стандартном режиме езды). Если же злоупотреблять нажатием на педаль газа и регулярно повышать нагрузку на силовой узел, то расход может возрасти до уровня 300-400 грамм на 1000. Преимущество активной езды - качественное самоочищение камеры, ведь в сочетании с ростом нагрузки и увеличенными оборотами мотора растут и показатели внутри камеры сгорания (температура и давление). Это, в свою очередь, приводит к выгоранию топлива и масла.

Если же  расход масла при нормальной езде более 400 грамм, то можно говорить о проблемах внутри силового узла. В такой ситуации выхлопные газы меняют свой оттенок и становятся синеватыми или сизыми. Причина - поступление чрезмерного объема масла в камеру сгорания, а далее - к образованию нагара на электродах свечей, тарелках клапанов, элементах поршневой системы и камере сгорания. Причина нагара - преждевременное (бесконтрольное) зажигание, что приводит к проблемам в работе силового узла, появлению ударных нагрузок из-за повышения давления внутри камеры.



Течь масла

Причин повышенного расхода масла множество, и каждая из них требует оперативных действий со стороны автолюбителя:

1. Появление течи в сальниках коленвала. Первое, что нужно сделать при подозрениях на рост «прожорливости» своего авто - заглянуть под двигатель на факт появления посторонних лужиц. Если таковые имеются, то высока вероятность износа или разрушения сальников коленвала. Здесь можно выделить несколько причин:

  • естественный износ (резинка по своей сути не может быть вечной);
  • использование неподходящего масла (при покупке качественных изделий такой проблемы быть не должно);
  • добавление вредных присадок;
  • низкое качество самих сальников.

Для устранения проблемы необходимо заменить сальники и убедиться в последующем отсутствии течи.

2. Проблемы с прокладкой блока цилиндров. Данная ситуация не терпит отлагательства и нуждается в срочном «лечении». Причин может быть несколько - перегрев мотора, ошибочная протяжка болтов в процессе сборки, низкое качество прокладки и так далее.

Диагностировать дефект несложно - об этом расскажут следы масла на торцевой части мотора около стыка головки и самого блока цилиндров. При этом течь масла - не самое страшное. Хуже, если протекает охлаждающая жидкость. В данном случае появляются риски клина или гидравлического удара. Так что оттягивать с решением проблемы не нужно.

Первое, что можно сделать - попробовать протянуть болты на ГБЦ с нужным моментом. Если же это не дало результата, то придется ремонтировать уже саму головку с последующей заменой прокладки.

3. Ухудшение герметичности в прокладке масляного фильтра - еще одна распространенная проблема. Как правило, при замене фильтрующего элемента специалисты рекомендуют обработать резиновое кольцо с помощью масла. Это необходимо, чтобы в процессе закручивания изделие не сминалось и играло роль качественного уплотнителя.

Проблема в том, что на большей части дешевых фильтров такая резинка не держится. Если завернуть узел с меньшим усилием, то течь может появиться почти сразу. Первый шаг при появлении дефекта - попробовать подтянуть узел. Если же это не помогает, то причина в браке и изделие необходимо менять.

4. Появление течи в маслоотражательных колпачках. Как утверждают профессионалы, данная проблема диагностируется в 60-70 случаях обращений на СТО из-за чрезмерного потребления масла. Объяснить это просто. Колпачкам (сальникам) клапанов приходится работать в неблагоприятных условиях.

Температурный режим в зоне работы колпачков может быть завышен и доходить до критического уровня. Как следствие, материал изделий теряет свою эластичность, становится «дубовым» и масло спокойно находит пути через образовавшиеся щели. Единственно верное решение в таком случае - поменять неисправный колпачок. Бывают ситуации, когда сам колпачок целый, но в процессе работы его срывает со своего места. Итог в данном случае будет таким же.



Проблемы с двигателем

Расход масла может быть вызван проблемами с элементами самого мотора:

1. Повреждение (износ) маслосъемных колец. Ни один узел автомобиля не вечен. Особенно подвержены износу элементы, которые находятся в постоянном движении и испытывают на себе силу трения, к примеру, маслосъемные кольца на цилиндрах. Уже по самому названию понятно, что изделия будут испытывать постоянный дефицит смазки, ведь их задача - не пропустить масло вниз.

Со временем высота скребков колец меняется, что приводит к пропуску масла и повышению его расхода. Хороший вариант  - установка специальных колец с особой формой скребка. Преимущество таких изделий - повышение расхода масла только в том случае, если скребок стирается до основания.

2. Перегрев поршневых колец. Данная проблема в первую очередь касается колец для съема масла, испытывающих на себе наибольшую нагрузку. Большая часть таких колец сохраняет свои свойства до температуры 170-200 градусов Цельсия. Конечно, сегодня продаются кольца, способные работать и в более серьезном диапазоне температур, но они обойдутся дороже. Решение  такой проблемы лежит на поверхности - диагностика мотора, выявление причин повышенного расхода и замена износившихся (поврежденных) элементов.

3. Коксование поршневых колец. Не секрет, что нормальная работа колец обеспечивается только в движении. Если же изделия закоксованы или залегли, то нормально выполнять функцию уплотнения они попросту не смогут. Повышение расхода масла связано с падением компрессии в одном или нескольких цилиндрах.  При этом сам факт коксования может быть вызван применением низкокачественного масла, у которого моющая способность плохо выражена или же была утеряна в процессе работы. При этом сами кольца могут иметь вполне нормальный внешний вид. Следовательно, перед разборкой мотора желательно раскоксовать кольца (к примеру, с помощью ряда специальных составов).

4. Повреждение перемычек между клапанами. Причина - перегрев в сочетании с «усталостью» металла. Итогом, как правило, является нарушение работы мотора, ухудшение качества уплотнения и «вылет» части смазывающего состав через вентиляцию силового узла.

5. Износ цилиндров. Эта проблема тесно взаимосвязана с износом поршневых колец. При этом последствия аналогичны - масло будет угорать. Сам износ может быть двух видов:

  • стандартный - повышение диаметра поршня; в данном случае мотор отправляется на расточку;
  • дефектный - появление на поверхности различных повреждений (сколов, царапин, микрозадиров и так далее); такие дефекты выполняют функцию своеобразного кармана, который собирает в себе масло; естественно, последнее сгорает, что и приводит к повышенному расходу.

И в первом, и во втором случае может потребоваться ремонт силового узла.

6. Коробление цилиндров. Данная проблема актуальна для моторов с воздушным охлаждением. Как показывает практика, цилиндры таких моторов недогружены, но при этом сами принимают на себя основные усилия, деформирующие их корпус. Как следствие, изделие принимает овальную форму, и кольца уже не могут нормально выполнить свою функцию.  Некоторые кольца способны приспосабливаться к изменению профиля цилиндра, но при сильной деформации это не может спасти. В таком случае может потребоваться капитальный ремонт, в процессе которого на поршни ставятся мягкие кольца, способные лучше приспособиться к меняющемуся профилю.



Свойства моторного масла

При повышенной «прожорливости» мотора нельзя отметать и проблемы, связанные с самим смазывающим составом. Их несколько:

  • Повышенная вязкость масла. Не секрет, что чем больший уровень вязкости имеет масло, тем лучше оно обволакивает и смазывает кольца поршней. Как следствие, на поверхности цилиндра остается более толстая кленка, которая защищает мотор от чрезмерного перегрева. С другой стороны, чем больше вязкость, тем активнее расходуется смазывающий состав. Так что водителю приходится выбирать, что важнее - ресурс мотора или снижение расхода масла. Чаще всего выбор падает в отношении первого фактора.

  • Низкое качество масла. При покупке состава для смазки нет никаких гарантий, что вы покупаете качественный продукт. Следовательно, предпочтение лучше отдавать изделиям проверенных брендов и в официальных торговых точках. Современные и качественные масла (в том числе и «синтетика») отличаются небольшими потерями на испарение. Это становится возможным, благодаря применению специальных присадок, снижающих испаряемость состава.

  • Потери на смазывание турбокомпрессора относятся к категории неизбежных. Здесь уже ничего поделать нельзя. Сам турбокомпрессор - вещь дорогая и, соответственно, требует особой заботы со стороны владельца. Если нашлись деньги на покупку мощного и дорогостоящего авто, то уж средства на его обслуживание также придется поискать.

  • Позднее сгорание в цилиндрах. Данная причина считается второстепенной, но не упомянуть ее было бы неправильно. Чтобы масло вовремя выгорало с поверхности цилиндра, оно должно быть хорошо разогрето, а впоследствии и испарено. Чем больше прогрев цилиндра, тем активнее тепло от сгорания газов идет к стенкам, и тем быстрее испаряется масло. Так что не удивительно, что позднее сгорание приводит к росту «прожорливости» мотора.

  • Ошибки в эксплуатации. Чрезмерная активность и повышенные обороты мотора неизбежно приведут к повышенному расходу масла. Вот почему опытные автолюбители, которые любят подавить на «гашетку» всегда берут с собой запасное масло.


Симптомы и устранение

Проблемы в системе смазки и их решение можно найти по ряду внешних признаков. Рассмотрим несколько ситуаций:

1. Дым в выхлопных газах отсутствует, уровень масла снижен. В этом случае проверьте:

  • мотор на факт утечки;
  • правильность работы вентиляции газов в картере (возможно, она неправильно работает);
  • силовой узел на факт механических повреждений;
  • целостность уплотнительных клапанов;
  • прокладку и уплотнения силового узла.

2. Дым в выхлопе отсутствует, ОЖ стала коричневой и появилась пена. Вероятные причины:

  • сгорела прокладка ГБЦ - необходима ее замена;
  • трещина в ГБЦ (ремонт двигателя неизбежен);
  • прочие утечки в магистрали ОЖ.

3. Двигатель «ест» масло больше, чем это происходит обычно, а из выхлопной трубы идет дым синеватого цвета. Причины:

  • сбои в работе PCV (поменяйте клапан);
  • механические проблемы с мотором (убедитесь в нормальном уровне компрессии);
  • проверьте катализатор.


Итоги

Если мотор начал «есть» масло, то это еще не повод паниковать. Начните с малого - определения причины, а уж после принимайте решение, как действовать дальше.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Двигатель "ест" масло. Что делать?