Проверка масла в двигателе - обязательная работа для каждого автолюбителя. Снижение уровня ниже минимального может привести к множеству сбоев в работе силового узла (в том числе и его выходу из строя). Но что делать, если уровень масла постоянно снижается? В чем могут быть причины? Как правильно поступить, если двигатель «ест» масло?
Определение повышенного расхода
Одна из главных сложностей для новичков - определить, что двигатель действительно «ест» масло и необходимо предпринимать какие-либо шаги. Разберемся с этим вопросом подробнее. Стандартная замена масла в двигателе - один раз на 12-15 тысяч километров. Оптимальный расход (если мотор исправен) составляет до одного литра (за весь этот период).
Опытные автолюбители уверяют, что нормальное потребление «здорового» мотора - около 200-300 грамм на 1000 километров (при стандартном режиме езды). Если же злоупотреблять нажатием на педаль газа и регулярно повышать нагрузку на силовой узел, то расход может возрасти до уровня 300-400 грамм на 1000. Преимущество активной езды - качественное самоочищение камеры, ведь в сочетании с ростом нагрузки и увеличенными оборотами мотора растут и показатели внутри камеры сгорания (температура и давление). Это, в свою очередь, приводит к выгоранию топлива и масла.
Если же расход масла при нормальной езде более 400 грамм, то можно говорить о проблемах внутри силового узла. В такой ситуации выхлопные газы меняют свой оттенок и становятся синеватыми или сизыми. Причина - поступление чрезмерного объема масла в камеру сгорания, а далее - к образованию нагара на электродах свечей, тарелках клапанов, элементах поршневой системы и камере сгорания. Причина нагара - преждевременное (бесконтрольное) зажигание, что приводит к проблемам в работе силового узла, появлению ударных нагрузок из-за повышения давления внутри камеры.
Течь масла
Причин повышенного расхода масла множество, и каждая из них требует оперативных действий со стороны автолюбителя:
1. Появление течи в сальниках коленвала. Первое, что нужно сделать при подозрениях на рост «прожорливости» своего авто - заглянуть под двигатель на факт появления посторонних лужиц. Если таковые имеются, то высока вероятность износа или разрушения сальников коленвала. Здесь можно выделить несколько причин:
- естественный износ (резинка по своей сути не может быть вечной);
- использование неподходящего масла (при покупке качественных изделий такой проблемы быть не должно);
- добавление вредных присадок;
- низкое качество самих сальников.
Для устранения проблемы необходимо заменить сальники и убедиться в последующем отсутствии течи.
2. Проблемы с прокладкой блока цилиндров. Данная ситуация не терпит отлагательства и нуждается в срочном «лечении». Причин может быть несколько - перегрев мотора, ошибочная протяжка болтов в процессе сборки, низкое качество прокладки и так далее.
Диагностировать дефект несложно - об этом расскажут следы масла на торцевой части мотора около стыка головки и самого блока цилиндров. При этом течь масла - не самое страшное. Хуже, если протекает охлаждающая жидкость. В данном случае появляются риски клина или гидравлического удара. Так что оттягивать с решением проблемы не нужно.
Первое, что можно сделать - попробовать протянуть болты на ГБЦ с нужным моментом. Если же это не дало результата, то придется ремонтировать уже саму головку с последующей заменой прокладки.
3. Ухудшение герметичности в прокладке масляного фильтра - еще одна распространенная проблема. Как правило, при замене фильтрующего элемента специалисты рекомендуют обработать резиновое кольцо с помощью масла. Это необходимо, чтобы в процессе закручивания изделие не сминалось и играло роль качественного уплотнителя.
Проблема в том, что на большей части дешевых фильтров такая резинка не держится. Если завернуть узел с меньшим усилием, то течь может появиться почти сразу. Первый шаг при появлении дефекта - попробовать подтянуть узел. Если же это не помогает, то причина в браке и изделие необходимо менять.
4. Появление течи в маслоотражательных колпачках. Как утверждают профессионалы, данная проблема диагностируется в 60-70 случаях обращений на СТО из-за чрезмерного потребления масла. Объяснить это просто. Колпачкам (сальникам) клапанов приходится работать в неблагоприятных условиях.
Температурный режим в зоне работы колпачков может быть завышен и доходить до критического уровня. Как следствие, материал изделий теряет свою эластичность, становится «дубовым» и масло спокойно находит пути через образовавшиеся щели. Единственно верное решение в таком случае - поменять неисправный колпачок. Бывают ситуации, когда сам колпачок целый, но в процессе работы его срывает со своего места. Итог в данном случае будет таким же.
Проблемы с двигателем
Расход масла может быть вызван проблемами с элементами самого мотора:
1. Повреждение (износ) маслосъемных колец. Ни один узел автомобиля не вечен. Особенно подвержены износу элементы, которые находятся в постоянном движении и испытывают на себе силу трения, к примеру, маслосъемные кольца на цилиндрах. Уже по самому названию понятно, что изделия будут испытывать постоянный дефицит смазки, ведь их задача - не пропустить масло вниз.
Со временем высота скребков колец меняется, что приводит к пропуску масла и повышению его расхода. Хороший вариант - установка специальных колец с особой формой скребка. Преимущество таких изделий - повышение расхода масла только в том случае, если скребок стирается до основания.
2. Перегрев поршневых колец. Данная проблема в первую очередь касается колец для съема масла, испытывающих на себе наибольшую нагрузку. Большая часть таких колец сохраняет свои свойства до температуры 170-200 градусов Цельсия. Конечно, сегодня продаются кольца, способные работать и в более серьезном диапазоне температур, но они обойдутся дороже. Решение такой проблемы лежит на поверхности - диагностика мотора, выявление причин повышенного расхода и замена износившихся (поврежденных) элементов.
3. Коксование поршневых колец. Не секрет, что нормальная работа колец обеспечивается только в движении. Если же изделия закоксованы или залегли, то нормально выполнять функцию уплотнения они попросту не смогут. Повышение расхода масла связано с падением компрессии в одном или нескольких цилиндрах. При этом сам факт коксования может быть вызван применением низкокачественного масла, у которого моющая способность плохо выражена или же была утеряна в процессе работы. При этом сами кольца могут иметь вполне нормальный внешний вид. Следовательно, перед разборкой мотора желательно раскоксовать кольца (к примеру, с помощью ряда специальных составов).
4. Повреждение перемычек между клапанами. Причина - перегрев в сочетании с «усталостью» металла. Итогом, как правило, является нарушение работы мотора, ухудшение качества уплотнения и «вылет» части смазывающего состав через вентиляцию силового узла.
5. Износ цилиндров. Эта проблема тесно взаимосвязана с износом поршневых колец. При этом последствия аналогичны - масло будет угорать. Сам износ может быть двух видов:
- стандартный - повышение диаметра поршня; в данном случае мотор отправляется на расточку;
- дефектный - появление на поверхности различных повреждений (сколов, царапин, микрозадиров и так далее); такие дефекты выполняют функцию своеобразного кармана, который собирает в себе масло; естественно, последнее сгорает, что и приводит к повышенному расходу.
И в первом, и во втором случае может потребоваться ремонт силового узла.
6. Коробление цилиндров. Данная проблема актуальна для моторов с воздушным охлаждением. Как показывает практика, цилиндры таких моторов недогружены, но при этом сами принимают на себя основные усилия, деформирующие их корпус. Как следствие, изделие принимает овальную форму, и кольца уже не могут нормально выполнить свою функцию. Некоторые кольца способны приспосабливаться к изменению профиля цилиндра, но при сильной деформации это не может спасти. В таком случае может потребоваться капитальный ремонт, в процессе которого на поршни ставятся мягкие кольца, способные лучше приспособиться к меняющемуся профилю.
Свойства моторного масла
При повышенной «прожорливости» мотора нельзя отметать и проблемы, связанные с самим смазывающим составом. Их несколько:
- Повышенная вязкость масла. Не секрет, что чем больший уровень вязкости имеет масло, тем лучше оно обволакивает и смазывает кольца поршней. Как следствие, на поверхности цилиндра остается более толстая кленка, которая защищает мотор от чрезмерного перегрева. С другой стороны, чем больше вязкость, тем активнее расходуется смазывающий состав. Так что водителю приходится выбирать, что важнее - ресурс мотора или снижение расхода масла. Чаще всего выбор падает в отношении первого фактора.
- Низкое качество масла. При покупке состава для смазки нет никаких гарантий, что вы покупаете качественный продукт. Следовательно, предпочтение лучше отдавать изделиям проверенных брендов и в официальных торговых точках. Современные и качественные масла (в том числе и «синтетика») отличаются небольшими потерями на испарение. Это становится возможным, благодаря применению специальных присадок, снижающих испаряемость состава.
- Потери на смазывание турбокомпрессора относятся к категории неизбежных. Здесь уже ничего поделать нельзя. Сам турбокомпрессор - вещь дорогая и, соответственно, требует особой заботы со стороны владельца. Если нашлись деньги на покупку мощного и дорогостоящего авто, то уж средства на его обслуживание также придется поискать.
- Позднее сгорание в цилиндрах. Данная причина считается второстепенной, но не упомянуть ее было бы неправильно. Чтобы масло вовремя выгорало с поверхности цилиндра, оно должно быть хорошо разогрето, а впоследствии и испарено. Чем больше прогрев цилиндра, тем активнее тепло от сгорания газов идет к стенкам, и тем быстрее испаряется масло. Так что не удивительно, что позднее сгорание приводит к росту «прожорливости» мотора.
- Ошибки в эксплуатации. Чрезмерная активность и повышенные обороты мотора неизбежно приведут к повышенному расходу масла. Вот почему опытные автолюбители, которые любят подавить на «гашетку» всегда берут с собой запасное масло.
Симптомы и устранение
Проблемы в системе смазки и их решение можно найти по ряду внешних признаков. Рассмотрим несколько ситуаций:
1. Дым в выхлопных газах отсутствует, уровень масла снижен. В этом случае проверьте:
- мотор на факт утечки;
- правильность работы вентиляции газов в картере (возможно, она неправильно работает);
- силовой узел на факт механических повреждений;
- целостность уплотнительных клапанов;
- прокладку и уплотнения силового узла.
2. Дым в выхлопе отсутствует, ОЖ стала коричневой и появилась пена. Вероятные причины:
- сгорела прокладка ГБЦ - необходима ее замена;
- трещина в ГБЦ (ремонт двигателя неизбежен);
- прочие утечки в магистрали ОЖ.
3. Двигатель «ест» масло больше, чем это происходит обычно, а из выхлопной трубы идет дым синеватого цвета. Причины:
- сбои в работе PCV (поменяйте клапан);
- механические проблемы с мотором (убедитесь в нормальном уровне компрессии);
- проверьте катализатор.
Итоги
Если мотор начал «есть» масло, то это еще не повод паниковать. Начните с малого - определения причины, а уж после принимайте решение, как действовать дальше.