Качество топлива всегда было «ахиллесовой пятой» отечественной нефтеперерабатывающей промышленности. Многие заводы попросту недотягивают до европейских требований, выпуская на рынок топливо не всегда лучшего качества. Одновременно с этим на АЗС появляется множество различных марок топлива, в которых может запутаться даже опытный автолюбитель. Давайте же разберемся, чем так особенен бензин ЭКТО, и чем он отличается от более популярного Евро. Одновременно с этим ответим на главный вопрос автолюбителей, какой из этих бензинов лучше.
Что такое Евро?
Евро - один из экологических стандартов, который принят в странах Евросоюза. Он характеризует объем вредных веществ в сгоревших (выхлопных) газах. Ранее этому параметру не придавалось особого значения, но в последние 20 лет человечество активно заботится о будущем планеты и старается всеми силами снизить объем вредных выбросов в атмосферу. Один из путей - рост требований к составу выхлопа и, соответственно, качеству бензина.
Сроки появления новых стандартов выглядят следующим образом:
- с 1992 года был введен первый стандарт Евро-1;
- в 1996 году - Евро-2;
- в 2000 году появился Евро-3;
- в 2005 году введет Евро-4;
- в 2008 году - Евро-5.
С каждым поколением Евро ужесточались требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах и содержанию серы в бензине. К примеру, в топливе Евро-3 содержание серы не должно превышать 150 мг/кг, в то время как в прежней версии (Евро-2) этот показатель мог находиться на уровне 500 мг/кг. Кроме этого, в Евро-3 есть еще ряд положительных качеств:
- низкий уровень ароматических углеводов - до 42%;
- массовая доля кислорода - не больше 2,7%;
- часть оксигенатов - до 15%.
Несмотря на то, что стандарт Евро-3 появился еще в начале 2000 года, Россия за новыми требованиями не успевала. Только в начале 2013 года был осуществлен полный переход на Евро-3. К основным характеристикам этого класса можно отнести:
- цетановый индекс - от 46;
- цетановое число - 51;
- содержание серы - до 350 мг/кг;
- температура вспышки - 55 градусов Цельсия;
- содержание воды - до 200 мг/кг и так далее.
Все эти стандарты мало о чем говорят обычному автолюбителю. Чтобы понять особенности Евро и его главные отличия от обычного бензина, стоит учесть следующие моменты:
- Бензол. От уровня бензола зависит токсичность не только горючего, но и паров уже сгоревшего топлива. Кроме этого, большой объем бензола приводит к появлению нагара в двигателе, что негативно сказывается на ресурсе силового узла. По действующим стандартам в современном топливе класса Евро должно быть до 1% бензола, хотя ранее допускалось до 5%.
- Сера. Чем меньше содержания серы в горючем, тем лучше. Объяснить это просто. При сгорании происходит процесс окисления серы. Как следствие, образуется серная и сернистые кислоты, которые негативно сказываются на работе силового агрегата. Старые моторы таких проблем не боятся, а вот новые имеют алюминиевый блок цилиндров, который прихотлив к подобному воздействию. В итоге ресурс мотора снижается. Кроме этого, быстро выходят из строя катализаторы и выпускные системы, что требует впоследствии дополнительных затрат от автолюбителя. Что касается Евро-3, то в нем серы должно быть до 150 мг/кг. Дальше - лучше. Для топлива класса Евро-4 этот показатель не должен быть выше 50 мг/кг, а для Евро-5 - до 10 мг/кг. К сожалению, отечественным НПЗ до этих параметров еще очень далеко.
- Ароматика. Важный момент - аромтические углеводороды, которые сказываются на приросте октанового числа, но повышают образование нагара. Кроме этого, они способны негативным образом влиять на пластмассовые и резиновые элементы автомобиля. Не стоит забывать, что эти углеводороды по своей сути являются растворителями, поэтому под «удар» попадает целый ряд элементов - трубки, уплотнения, фильтры и так далее.
- Октановое число. Бензин, имеющий низкое октановое число, в современных моторах с большой степенью сжатия сгорает крайне быстро. Такая особенность приводит к появлению детонации и снижению ресурса силового узла. В итоге растет износ мотора, повышается уровень его дымности, горят клапана, нарушается целостность поршневой системы и так далее.
Многие автолюбители бездумно заливают последние марки топлива, рассчитывая выжать нечто новое из своего автомобиля. В итоге получают не дополнительную мощность, а новые проблемы. Причина в том, что при выборе топлива стоит следовать не современным нормам, а рекомендациям производителя. К примеру, для стареньких ВАЗ отлично подойдут и более «древние» стандарты Евро. Что касается новых иномарок, то для них переход на Евро-3 или более качественное топливо будет более актуальным.
Важно учитывать особенности двигателя. Если он рассчитан на Евро-2, то залив в него «четверку» или «пятерку» можно «спалить» катализатор или лямбда-зонд. В итоге придется потратить немало средств на замену вышедших из строя узлов. Во всем важна мера. Стоит также учесть, что местное топливо пока соответствует только стандартам Евро-3 (в лучшем случае). Если же на заправке и попадается горючее Евро-4 или Евро-5, то оно завезено из-за границы, что неизбежно влияет и на стоимость.
ЭКТО
Если с бензином класса «Евро» все более-менее понятно, то в чем же суть нового типа горючего - ЭКТО? Производителем такого вида топлива выступает компания Лукойл, которые выпускает на рынок бензин Экто-92 и Экто-95. Разработчики ставили целью создать топливо, которое по своим качествам и характеристикам будет лучше, чем у конкурентов и позволит максимально продлить ресурс мотора.
Особенность бензина ЭКТО - улучшение действующих стандартов качества и полное соответствие требованиям Евро-3. Возникает вопрос. Если бензин ЭКТО имеет схожие с обычным топливом параметры, то в чем же его особенности?
Главное отличие от классического топлива - наличие в составе дополнительных присадок, направленных на решение целой группы задач - повышения антикоррозийных характеристик, моющих и других свойств.
Главные преимущества топлива ЭКТО:
- Повышенная надежность силового узла. Разработчики заявляют, что регулярное применение бензина ЭКТО повышает ресурс двигателя;
- Использование максимальной мощности. Характеристики горючего позволяют выжимать из двигателя максимум «лошадей» без последствий для элементов;
- Защита от коррозии. Наличие специальных присадок позволяет надежно защитить металлические узлы мотора от появления ржавчины, что также положительным образом сказывается на общем ресурсе агрегата;
- Снижение шума и вибрации. Благодаря уменьшению уровня детонации, силовой узел начинает работать тише и без вибраций;
- Повышение интервала замены смазывающей жидкости. Автолюбители отмечают, что при регулярной заливке ЭКТО масло приходится менять реже, что способствует экономии на ТО;
- Уменьшение износа системы впрыска. Благодаря полному сжиганию топлива меньше износятся и дольше служат элементы системы впрыска;
- Снижается риск образования углеродистых осадков в инжекторе, что способствует меньшему расходу топлива и отсутствию сбоев в работе силового узла;
- Повышается срок жизни катализатора;
- Система диагностики автомобиля начинает работать безошибочно, что экономит нервы автолюбителей.
Новое топливо имеет ряд преимуществ и с позиции экологии:
- объем серы становится меньше в три раза;
- объем бензола уменьшатся в пять раз.
Особенности состава способствуют снижению объема вредных выбросов в атмосферу, что сегодня только приветствуется.
При переходе на ЭКТО стоит учесть важный момент. Если мотор имеет большой пробег, то заливка горючего с моющей присадкой в составе может привести к отклонениям в работе силового узла. Причина в том, что присадка способствует удалению уже имеющихся отложений. Но есть и обратная сторона. Имеющиеся загрязнения не попадут с топливного бака в мотор, но будут задерживаются в топливном фильтре. Следовательно, чтобы избежать проблем с подачей горючего, топливный фильтр должен быть заменен.
Бензин ЭКТО выпускается компанией Лукойл, которая внимательно отнеслась к новой продукции и провела полный спектр испытаний. Вот лишь часть результатов:
- Экономия топлива снижается почти на 5%, если сравнивать с Евро-4. На такой показатель мотор выходит после пробега в 2000 км. После первых 500 км экономия достигает 3,5%.
- Инжектор после поездок на ЭКТО выглядит много чище, чем в случае с Евро.
- Объем отложений на клапанах впуска уменьшается в несколько раз.
- Мотор надежно защищен от коррозии.
Реальный тест
Ничего лучше не характеризует качество бензина, чем тест на реальном автомобиле и в обычных условиях эксплуатации. В качестве «подопытного» транспорта был взят Киа Рио 2010 года выпуска. Суть эксперимента заключалась в том, что на протяжении нескольким месяцев поочередно применялись различные виды топлива - ЭКТО и Евро.
Выводы можно сделать следующие:
- При использовании ЭКТО мотор работает мягче и плавнее. Отдельно стоит отметить набор скорости - пропадают рывки, толчки и посторонние дергания. На автомобиле установлена коробка-автомат, которая при езде на Евро работала «жестковато». При обычном старте с места машина разгоняется плавно, а вот в процессе обгона на трассе при вдавливании педали газа в пол ощущается дополнительная резвость (присадки ЭКТО дают о себе знать);
- Если долго ездить на ЭКТО, а потом заправить машину Евро, то появляется дополнительный звук от силового агрегата. Кроме этого, меняются и характеристики мотора - он начинает работать резвее, появляется непривычный рев. Еще один минус - переключение скоростей, которое становится заметным и передается в виде вибраций по всей кузовной части. Получается, что после заправки Евро в машине появляется некая «дерганность» и «нервность»;
- При езде не Евро в салоне становится шумнее, чем при заливке ЭКТО. Сказывается и далеко не идеальная изоляция в автомобиле Киа Рио. Но после заливки ЭКТО ситуация становится лучше - шум мотора практически перестает быть слышным и начинает сливаться с шумом от покрышек. Если же залить Евро, то звук появляется;
- Применение ЭКТО способствует снижению расхода топлива, хоть и незначительно. В среднем одной заправки топлива хватает на 50-90 км больше. Показатель на первый взгляд несерьезный, но при длительной эксплуатации он однозначно заметен;
- После выкручивания свечей можно сделать однозначный вывод, что после ЭКТО они выглядят чище, что позволяет тратить деньги на замену реже. Да и проблемы с воспламенением топлива в морозную погоду возникают не так часто.
Итоги
Несмотря на приблизительную схожесть характеристик ЭКТО и Евро, первый вид топлива проявил себя лучше в эксплуатации. Его применение позволило снизить уровень шума и расход топлива, устранить проблемы с загрязнением свечей, улучшить динамику автомобиля и так далее. Такой эффект в первую очередь достигается за счет качественного подбора присадок, которые позитивным образом влияют на силовой узел авто. При этом не стоит забывать о еще одном важном моменте - цене, которая для многих автолюбителей является ключевым фактором. ЭКТО обойдется дороже, но здесь уже каждый принимает решение лично.