Газ или бензин? Что лучше?
«Газ или бензин?» - автолюбители часто задаются вопросом, какой из видов топлива подходит больше всего. Как газ и бензин влияют на двигатель? Можно ли сэкономить? В чем особенности эксплуатации ГБО? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


На фоне острого подорожания бензина вопрос его замены на более экономичное топливо становится все более актуальным. При этом вопрос переоборудования транспорта на газ становится одной из главных задач для автолюбителей. Проблема только в том, а стоит ли «овчинка выделки». Как правило, владельца терзает множество сомнений, будет ли такой переход оправдан, не пострадают ли основные узлы автомобиля, сможет ли вообще окупить себя переоборудование транспорта на газ. Так давайте же разберемся в этих вопросах более подробно.



Кратко о видах топлива

Если не брать во внимание дизельные авто, то сегодня наибольшей популярностью пользуются два вида топлива - бензин и газ. Первый (бензин) представляет собой горючий состав, который производится посредством перегонки нефтяных продуктов. В результате манипуляций и добавления тех или иных компонентов на выходе может получиться низкооктановый или высокооктановый бензин (здесь многое зависит от вида производства).

Что касается второго типа (газа), то он может быть двух видов - метан или пропан-бутан. Первый продукт изготавливается из природного газа (путем его сжижения).  Второй вариант газа - из побочных продуктов нефтяной переработки. Процесс сжигания такого газа можно наблюдать непосредственно на месте добычи нефти.

Из двух видов топлива (бензина и газа) большей популярностью пользуется первый вариант. Именно бензин плещется в баках 95% автомобилей. К основным преимуществам такого топлива можно отнести широкое распространение, большую мощность двигателя (если сравнивать с газом), возможность заправиться чуть ли не через каждые 10-20 километров. Главная проблема - это низкое качество бензина на наших заправках и более высокая цена.

С газом дело обстоит по-другому. Данный вид топлива обладает главным плюсом - ценой. При этом разница в стоимости (снова-таки в сравнении с бензином) может доходить до двух-трех крат. Основные минусы - необходимость монтажа громоздкого оборудования, снижение мощности силового узла, ухудшение динамики и так далее.

В общем, у каждого из видов топлива есть свои плюсы и минусы. На них мы еще остановимся более подробно.



Особенности эксплуатации авто с ГБО

Как эксплуатировать машину при работе на бензине, мы прекрасно знаем. Что касается газобаллонного оборудования, то здесь нужно учитывать ряд важных нюансов:

1. Принцип действия. Система питания газом намного проще, чем в случае с бензином. Специальное топливо находится в мощном баллоне и хранится в багажном отсеке. Бензонасоса здесь нет, ведь газ находится под давлением, поэтому без проблем поступает к редуктору. Чтобы газ мог испариться, редуктор подогревается посредством прогретого антифриза в системе охлаждения. После этого топливо в газообразном виде направляется через дозатор к смесителю.

Отдельный вопрос - это назначение и конструкция самого смесителя. Данный узел - конструкция особой формы, установленная непосредственно перед дроссельной заслонкой. Задача смесителя (можно понять из названия) - смешивание поступающего газового топлива с воздухом. По сути, происходит окончательная подготовка смеси, которая будет подаваться в камеру сгорания.

Дозатор - это устройство-регулировщик. Перед данным узлом устанавливается электромагнитный клапан, который может приостанавливать подачу газа. Внутри салона монтируется специальный переключатель («газ-бензин»), позволяющий переводить авто на один или другой вид топлива. В некоторых случаях у тумблера может быть среднее положение, которое подразумевает перекрытие обоих клапанов, то есть полное отсутствие подачи топлива к двигателю.

2. Особенности эксплуатации. В отличие от бензина, автомобили на газу требуют особого подхода в эксплуатации. К примеру, специалисты советуют заводить машину только на бензине (и не только в мороз). Переключение на газ лучше производить уже во время движения транспортного средства. Конечно, машина может завестись и на газу, но в этом случае мембраны редуктора поломаются намного быстрей.

Сам принцип переключения на газ можно организовать следующим образом. На участке трассы, где нет различных препятствий (пробок, пешеходных переходов или светофоров) переводите переключатель в нейтральное положение, дождитесь момента полного расходования текущего топлива и момента, когда силовой узел начнет постепенно глохнуть. После этого включайте режим газа.

Перед длительной стоянкой переводите автомобиль на газ. Логика здесь аналогична - перевод тумблера в нейтральное положение, израсходование имеющегося в камере карбюратора топлива, переключение на бензин.

Еще один важный момент - периодический слив конденсата из редуктора. Делать это необходимо хотя бы один раз через каждые 1000-1500 километров пути. Здесь все просто - достаточно окрутить, а далее закрутить специальный регулятор. Где расположен такой регулятор, необходимо узнавать у специалистов-установщиков.

3. Регулировка. При эксплуатации авто на газу не обойтись без определенных изменений. Эта работа осуществляется с помощью вращения винта на редукторе. Если необходимо изменить количество или качество смести, то регулировку нужно производить на дозаторе.

Еще один важный момент - изменение холостого хода. Здесь лучше устанавливать на 15-20% больше нормы. Причина - повышенная чувствительность двигателя к плохим погодным условиям при работе на газу. В отношении регулировок карбюратора и угла опережения, то их лучше не трогать. Хотя, по возможности все-таки можно внести небольшие корректировки - сделать зажигание пораньше (на 3-5 градусов) в городе и на 2-3 градуса на трассе.

4. Безопасность. Многие переживают, что газовый баллон намного опаснее бензина и может взорваться. На самом же деле такой риск существует, но только при существенной утечке газа. Так что при первых характерных запахах, необходимо останавливаться и закрывать вентиль на баллоне. После этого можно ездить на бензине до момента выяснения неисправности.



Преимущества и недостатки

Чтобы принять правильное решение, необходимо точно знать основные плюсы и минусы перехода на газ. Начнем с хорошего:

  • Силовой узел на газу работает намного мягче. Это связано с тем, что октановое число газа составляет около 105, в сравнении с октановым числом уже привычного для нас топлива (92-98);

  • Масло в двигателе прослужит намного дольше, ведь на него меньше воздействуют продукты горения бензиновой смеси. Таким образом, можно немного сэкономить на замене масла;

  • Газ невозможно украсть из баллона, как это часто происходит на старых авто с обычным бензином;

  • Запах сгоревшего газа менее вреден как для атмосферы, так и для человека;

  • При совместном применении газа и топлива можно повысить суммарный пробег автомобиля почти в два раза. Как следствие, есть шанс планировать более длительные поездки без дозаправки;

  • Намного дольше работают элементы двигателя (поршни, клапана, цилиндры), ведь газ полностью сгорает и не оставляет следов.


К слову, есть у газа и недостатки, которые укажем ниже:

  • Для перехода на ГБО необходимо произвести целый ряд различных регулировок - поменять углы опережения, скорректировать зазор клапанов и так далее;

  • Газовый баллон - это неизменно дополнительный вес для автомобиля и «воровство» полезного объема. Как следствие, места в багажнике становится меньше;

  • Возможны серьезные проблемы с пуском мотора в холодное время года, поэтом бензин всегда должен быть в резерве;

  • Наличие ГБО на автомобиле требует постоянного внимания за системой. К примеру, время от времени важно сливать конденсат. В противном случае, его накопление может привести к разъеданию мембраны и необходимости регулировки клапанов через какое-то расстояние;

  • Всегда есть потенциальная опасность. При этом страшна не так утечка, как дополнительные риски в случае серьезного ДТП. При определенном стечении обстоятельств возможен взрыв баллона;

  • Необходимо тратить время на дополнительное оформление различных бумаг. К примеру, ГБО стоит вписывать в технический паспорт, что приведет к затратам времени и средств;

  • Температура горения газа, как правило, больше. Итог - быстрое нагревание двигателя в летний период. В такой ситуации нужно особое внимание уделять топливной системе;

  • Заправки с газом хоть и строятся в последнее время, но их еще нужно найти. При дальнем путешествии заправить баллон - настоящая проблема;

  • «Прожорливость» авто на газу напрямую зависит от целого ряда регулировок. Как правило, потребление газообразного топлива на 10-15% выше;

  • На практике двигатель больше страдает от работы на газу, поэтому капитальный ремонт может понадобиться много быстрее.


Вопрос экономии

Одна из главных причин, почему многие переходят на ГБО - вопрос экономии. Но здесь не все однозначно. Газ будет выгоден только при частой эксплуатации авто. К примеру, ваше авто в год проезжает 100 тысяч километров. При расходе бензина равном 10 литров на сотню, затраты газа будут равны около 11.5 литров. К примеру, цена литра бензина - 30 рублей, а газа - 10 рублей. Получается, что для прохождения такого расстояния нужно купить бензина на сумму 300 тысяч рублей, а газа - на 115 тысяч рублей.

На первый взгляд экономия видна невооруженным глазом. Но здесь важно учитывать затраты на оборудование авто  и оформление документов (от 30 тысяч рублей), а также затраты на эксплуатацию. При этом снижается и ресурс мотора. Так что экономия от газа будет только тем автолюбителям, которые часто и много ездят. В остальных случаях лучше оставаться на бензине.



Вывод

Так какое же топливо лучше? Универсального рецепта успеха здесь нет. Каждый автолюбитель принимает самостоятельное решение с учетом особенностей эксплуатации своего авто, марки и модели машины, емкости багажника и проезжаемого километража.

Стоимость ремонтаНайти запчасть