Гидроудар двигателя: причины и последствия.
В своей практике многим автолюбителям приходилось сталкиваться с таким явлением, как гидроудар двигателя. Когда это бывает возможно? Можно ли избежать проблем? Подлежит ли автомобиль ремонту после гидроудара? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Гидроудар – явление весьма редкое, но последствия для основного узла автомобиля зачастую катастрофические. Основная причина – попадание воды в камеру сгорания двигателя. Произойти это может в самых различных жизненных ситуациях и сценарии зачастую далеко не самые утешительные для автолюбителя.


Возможные проблемы

Малоопытному автолюбителю может показаться, что воду не может забросить так высоко. Как бы ни так. Во многих городах системы канализации продуманы далеко не идеально и при первом сильном дожде автомобили могут оказаться по самые фары в воде (как это уже неоднократно бывало). Вот здесь-то и  недалеко до гидроудара. Кроме этого, данная проблема может возникнуть при необходимости преодоления водных преград или даже мойке двигателя. В общем, попадание воды в камеру сгорания – это вполне реально.

И вот здесь сценарии событий могут быть различными:

  • При попадании порции воды в двигатель последний попросту глохнет. В такой ситуации это лучший и наиболее безопасный вариант, ведь повреждения, если и будут, то минимальными. Владельцу остается лишь вызвать эвакуатор и дотянуть машину до ближайшей СТО. При этом необходимо быть готовым к замене всей шатунно-поршневой группе. Если сразу пожадничать, то впоследствии затраты будут более серьезными. Как происходит повреждение? Представьте себе ситуацию – вода в камере сгорания. Поршень при столкновении с водной массой испытывает огромное усилие. Казалось бы, и двигатель уже заглох, но автомобиль продолжает движение по инерции. Как следствие, происходит деформация шатуна. Конечно, искривление может быть незначительным и заметным только специальному прибору, но для такого точного механизма, как двигатель, это весьма критично. Если повреждение серьезное, то мотор просто заклинит (шатун не сможет пойти дальше нижней стенки цилиндра). В случае существенного искривления (до 3 мм) поршень сначала опустится, сев на противовесы коленвала, но уже на следующем полуобороте повредиться при столкновении с «щеками».
  • Проблема может развиваться и по другому сценарию. К примеру, воды в камеру сгорания забросило совсем немного, и мотор продолжил работу. Но это не значит, что автолюбитель избежал повреждений – они проявятся немного позже - в виде деформации поршня, пробитого блока или обрывания шатуна. Даже небольшой объем воды в моторе становится причиной искривления шатуна, что со временем приводит к появлению ряда указанных выше проблем.


Основные симптомы

Гидроудар – это серьезный «диагноз», поэтому ставить его необходимо наверняка. Если автомобиль не заглох сразу, то наличие гидроудара можно определить по ряду признаков:

  • Появление слоя нагара на верней мертвой точкой одного или всех поршней. При этом верхняя точка (из-за деформации шатуна) зачастую меняет свое положение. Если  деформация сильная, то разницу между старой и новой полоской нагара можно измерить с помощью линейки;
  • Искривление бумажного воздушного фильтра. Здесь все логично – после соприкосновения с водой и дальнейшего высыхания изделие попросту покоробит. В этом случае вывод однозначен – гидроудар;
  • Искривление шатунов – еще один явный признак «водного удара». При этом нужно учитывать, что вода могла попасть только в один или несколько цилиндров. Следовательно, и осматривать необходимо всю поршневую группу. Поврежденный шатун часто принимает волнообразную форму;
  • Оси отверстий шатуна при деформации перестают быть параллельными, и даже незначительный перекос становится хорошо заметным глазу;
  • На «юбочной» части поршня и зоне выше поршневых колец образовывается характерный след. При этом на зоне, противоположной огневому поясу, обязательно появляется нагар;
  • На вкладышах могут возникнуть признаки так называемого «диагонального» трения. В большинстве случаев они имеют вид блестящих полосок;
  • Снижение степени сжатия – также один из симптомов гидроудара. Это легко объясняется деформацией и снижением длины шатуна.


Особенности ремонта

Как мы уже упоминали, после такого повреждения ремонтировать мотор необходимо. Но здесь многое зависит от степени повреждения основного узла. В частности, если двигатель заклинило, то придется менять всю шатунно-поршневую группу.

Бывает и по-другому. К примеру, когда явных признаков гидроудара нет, многие водители продолжают ездить на авто, как ни в чем не бывало. При этом проблемы все равно не заставляют себя ждать.

В дальнейшем при разборке двигателя можно обнаружить следы коррозии на стенках цилиндров и кольцах поршней. Чтобы устранить эту проблему, часто приходится растачивать стаканы цилиндров и шлифовать их. В случае если результат гидроудара – погнутые шатуны, то ремонтировать их бесполезно – спасает только замена.


Рекомендации для умного водителя

Чтобы не ремонтировать мотор после попадания в него влаги, все что нужно - проявлять максимальную осторожность:

  • не проезжайте глубокие лужи на высокой скорости, а также не пересекайте водные преграды, если не знаете брода;
  • аккуратно мойте двигатель или же доверяйте эту работу только профессионалам;
  • следите за целостностью прокладки в головке блока цилиндров. Бывает, что вода затекает через нее, что и приводит к гидроудару.


Дизельные двигатели

Многие автолюбители интересуются, способен ли выдержать гидроудар дизельный двигатель. На самом деле данный вид мотора еще уязвимей, ведь у него гораздо меньше камера сгорания и нет дросселирования воздуха. Как следствие, попадание влаги в двигатель оказывает более серьезные последствия – шатуны ломаются гораздо быстрее. Соответственно, двигаться дальше уже не получится.


Страхование

Самое плохое, что в случае проблем с ДВС из-за гидроудара, рассчитывать на страховку не приходится. Если внимательно изучить статью 21 пункт 4, то там сказано, что данная проблема характеризуется, как попадание внутрь мотора чужеродных предметов. Следовательно, эта ситуация не относится к страховому случаю, а ремонт – полностью прерогатива владельца. Но справедливости ради стоит отметить, что некоторым автолюбителям все-таки удается добиться через суд компенсации ущерба (если, к примеру, получится доказать конструктивные недоработки).


Вывод

В любом случае гидроудар – это весьма неприятное явление, которое тяжело переносится двигателем и приводит к серьезным последствиям для кошелька автолюбителя. Следовательно, лучшее решение в этом случае – стать аккуратным водителем и избегать потенциально опасных «водных» ситуаций (о них мы упоминали выше). Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть