Испытания топливной аппаратуры.
Испытание топливной аппаратуры, выполненное с помощью специального оборудования, гарантирует точное выявление слабых мест в системе подачи горючего с целью последующего устранения выявленных неисправностей. Какие именно нюансы следует учесть в процессе обслуживания и проверки форсунок? В какой последовательности проще всего осуществлять регулирование подъема иглы? В чем именно заключаются особенности испытания ТНВД, и по какому именно алгоритму рекомендуется производить его настройку? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Правильное обслуживание и своевременное испытание топливной аппаратуры - гарантия надежной работы мотора в течение длительного срока, без необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ. В процессе проверки важно правильно организовать процесс, использовать качественное оборудование и проводить проверки с максимальной тщательностью.



Общие положения

Во время испытаний может потребоваться отсоединение подкачивающей помпы, фильтрующих элементов и штуцеров  топливного насоса. В такой ситуации важно избежать попадания внутрь  системы посторонних элементов. Для этого все отверстия закрываются с помощью специальных заглушек (колпаков). В крайнем случае, для этих целей применяется изоляционная лента.

Наибольшее внимание уделяйте процессу отключения топливного подвода высокого давления, подключенного к форсунке. Здесь важно придерживать с помощью гаечного ключа штуцер форсунки, что уменьшает риск случайного пролива горючего. Как только топливопровод будет отброшен, проверяйте надежность протяжки штуцера без демонтажа форсунки мотора. Монтаж и фиксацию трубопроводов высокого давления и дренажа к инжектору выполняйте после монтажа форсунок и протяжки фиксирующей гайки.

Во избежание «разноса» мотора в холода запрещено обливать топливную помпу кипятком. Кроме того, в течение всего срока обслуживания запрещено мыть топливную помпу под давлением. В случае остановки мотора регуляторную скобу оставляйте в позиции отключенной скорости.



Как обслуживаются форсунки?

В процессе обслуживания форсунок первое, с чего стоит начать - регулировка давления для момента впрыска. В частности, этот параметр должен составлять 16,5 МПа. При этом допускаются отклонения на 1,5МПа в одну и другую сторону. Кроме того, рекомендуется проводить испытания топливной аппаратуры с применением специального стенда (к примеру, КИ-3333). Сначала начало впрыска регулируется с помощью винта. Обязательные условия - выкрученная контрящая гайка и демонтированный колпачок на форсунке. Здесь закономерность следующая. Когда вы вкручиваете винт, давление растет, а при обратном направлении - снижается. Если мотор прошел более 150-200 тысяч километров, то допускается уменьшение давления старта впрыска до уровня 15 МПа.

Отдельное внимание уделяется качеству распыления. Оно считается достаточным, если в случае подачи горючего к форсунке впрыск имеет туманообразное состояние. В свою очередь, скорость подвода должна составлять 75-80 качков в минуту. Важно, чтобы начальный и завершающий момент впрыска не были размытыми - здесь ключевую роль играет четкость.

Обратите внимание на звук в процессе впрыска - он должен быть резким. С другой стороны, отсутствие подобного звука еще не является свидетельством низкого качества форсунки. Если же есть подозрение на загрязнение отверстий, то снимайте детали и производите прочистку в бензине. Возможны ситуации, когда происходит подтекание конуса или же игла заедает в процессе работы. В этом случае единственное решение - замена  распылителя. При этом кожух последнего и игла представляют собой общую пару, которая должна меняться совместно.



Как  настроить давление подъема форсуночной иглы?

Для проведения настройки форсунку требуется разобрать. Здесь придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Выкручивайте колпачок форсунки;

  • Выкручивайте контрирующую гайку и эту же работу выполняйте с регулировочным винтом;

  • Выкручивайте гайку пружины, сделав 1,5-2 проворота;

  • Выкручивайте гайку на распылителе;

  • Демонтируйте сам распылитель, защитив при этом иглу от выпадения.

Чтобы избежать поломки фиксирующего штифта, запрещено демонтировать распылительную гайку без откручивания гайки пружины и винта для регулировки. Почистить распылитель можно с применением куска дерева, смоченного в дизельном масле. При этом внутренние части рекомендуется промыть в топливе, а сопловые отверстия вычистить с помощью стальной проволоки, имеющей диаметр 0,3 мм. Главная ошибка многих автолюбителей - применение для чистки распылителя твердых или острых изделий. Делать это запрещено. Также не рекомендуется применение наждачной бумаги.

Перед началом сборки игла и распылитель должен быть вымыт в бензиновом  растворе (топливо обязательно должно быть чистым), после чего обязательная обработка с помощью отфильтрованного дизтоплива. В завершение работ иголка должна опускаться под собственным весом без задержек. При этом должно выполняться два главных условия:

  • Распылитель наклонен под углом в 45 градусов Цельсия;

  • Игла выдвинута на 30 процентов от общей своей длины.

В процессе протяжки гайки разворачивайте распылитель против хода вращения часовой стрелки в фиксирующих штифтах. Далее удерживая устройство в этой позиции, накручивайте гайку вручную, после чего протягивайте ее. Усилие затяжки распылителя должно составлять 70-80 Н*м, а штуцера форсунки - 90-100 Н*м. Как только сборка форсунки завершена, производите регулировку давления впрыска и проверяйте, насколько качественным является распыл топливной смеси. Также убедитесь, чтобы распылитель работает с максимальной четкостью.



Как обслуживать ТНВД?

В вопросе испытания топливной аппаратуры не менее важный момент - техническое обслуживание ТНВД. Здесь важно доверить работу профессионалам, в распоряжении которых есть специальный стенды для проверки. Как вариант, применение австрийского аппарата А1027. Отдельные требования предъявляются к комплектации стенда - на нем должен быть:

  • Механизм, обеспечивающий прокручивание вала с частотой от нуля до полутора тысяч оборотов в минуту;

  • Топливная система, гарантирующая давление на уровне в 2,3-2,4 МПа;

  • Устройство для монтажа и фиксации насоса для испытаний. Работа должна выполняться в комплексе вместе с подкачивающей помпой, опережающей муфтой (для впрыска) и прибором регулирования частоты вращения;

  • Емкость для топлива с двумя уровнями очистки - тонкой и грубой.

Стенд должен оборудоваться и рядом других устройств, среди которых суммирующий счетчик числа движений плунжера, прибор для отбора топливной смеси, устройство для подогрева горючего, тахометр (для контроля скорости), а также требуемые число трубопроводов и манометров.

Разрешается производить регулировку и корректировку параметров топливной помпы отдельно друг от друга при наличии в распоряжении соответствующих стендов и навыков. Здесь также должны учитываться технические требования к оборудованию.

Перед монтажом насоса на стенде проверяйте качество осевого люфта кулачкового вала. Если размер люфта больше 0,1 мм, то производите его регулировку с помощью прокладок в диапазоне от 0,01 до 0,07 мм. При этом подрегулируйте насос с комплектом форсунок, зафиксированных за отдельными секциями. Устройства монтируйте на мотор в порядке их привязки к секциям помпы.

В процессе проверки ТНВД начинайте с подачи топлива секциями помпы, после чего меняйте объем и равномерность подаваемого горючего. На начальном этапе производите проверку и  регулировку без опережающей муфты по факту старта движения горючего в моментоскопе. Начало нагнетания горючего 1-й секции помпы можно выявить по уровню изменения поднятия плунжера 1-й секции помпы при прокручивании вала кулачкового типа по ходу вращения часовой стрелки (если находиться с приводной стороны). Если 1-я секция правильно подрегулирована, то впрыск горючего происходит при поднятии плунжера на 4,5 мм. Контроль осуществляется путем оценки показаний индикатора (единица деления последнего должна составлять 0,01 мм).

Учтите, что неточность интервала между стартом подачи горючего любой из секций помпы по отношению к 1-й секции должна составлять до 0°20'. Регулировку старта подачи допускается с помощью болта толкателя, при откручивании которого происходит более ранняя подача топлива, а при вкручивании - более поздняя. Как только регулировка завешена, фиксируйте регулировочные болты с помощью гаек.

Размер и закономерность подачи горючего каждой из секций НВД корректируйте вместе с форсунками, а также ТНВД, имеющего длину около 4,15 см. Объем полости топливопровода должен находиться на уровне 1,3 кубических сантиметров (допускается небольшая погрешность).

Для испытания топливной аппаратуры с позиции равномерности и объема подачи, действуйте так:

  • Убедитесь, что топливное давление в магистрали на входе в ТНВД находится на должном уровне (60-100 кПа) при 1050 оборотах вала кулачкового типа. Если же давление отклоняется тот этого показателя в верхнюю или нижнюю сторону, то откручивайте крышку перепускного клапана и подрегулируйте давление, требуемое для открытия;

  • Убедитесь в достаточной герметичности клапанов нагнетания. Для решения этой задачи поставьте  рейку в позицию, которая соответствует отключенной подаче, и наблюдайте за клапанами. Они не должны пропускать топливо в течение двух минут. Если имеет место течь, то клапан нагнетания стоит поменять;

  • Уприте регулировочный рычаг в болт минимальной частоты прокручивания, после чего установите вращение на уровне 230-280 оборотов в минуту. В этом случае регулятор подачи горючего должен отключаться в автоматическом режиме. Учтите, что при скручивании болта и кожуха пружинки буфера и минимальной частоты прокручивания обороты упадут;

  • Упирайте управляющей рычаг в болт, ограничивающий верхний предел частоты вращении помпы кулачкового вала, измерив при этом старт выброса рейки при 870-880 оборотах в минуту;

  • Если это требуется, то подрегулируйте обороты с помощью болта, который ограничивает предельную частоту прокручивания.

Выше рассмотрена особенность регулировки нижнего предела частоты вращения. Если имеет место отклонение от требуемого предела, то корректировки производятся с помощью винта для регулировки. При этом оборотистость выброса рейки меняется по следующему алгоритму:

  • Корректируйте позицию винта 2-плечевого рычага, после чего с помощью специального болта устанавливайте предел максимального числа оборотов;

  • Проверяйте частоту прокручивания старта выброса конца рейки. Если это требуется, то производите регулировку. Учтите, что при закручивании винта 2-плечевого рычага частота снижается, а при обратном направлении, наоборот, возрастает.

Подачу горючего каждой из секций помпы регулируйте посредством смещения втулки поворотного типа по отношению к зубчатому сектору, после чего выкручивайте стягивающий винт определенного зубчатого сектора. Здесь учтите особую закономерность, что в случае прокручивания сектора в левую сторону подача снижается, а в правую - возрастает. Как только регулировка завершена, убедитесь в том, что стяжные винты нормально протянуты.

Убедитесь в том, что запас хода рейки соответствует требованием. Речь идет о размере свободного хода при достижении уровня вращения в 450 об/минуту. Также проследите, чтобы рычаг управления упирался в болт, ограничивающий нижнюю частоту прокручивания. Проверьте запас хода - он должен быть от одного миллиметра. Если требуется регулировка, то сделайте эту работу с помощью вкручивания винта запаса хода. В этом случае запас хода снижается. Если же выкручивать болт, то он, наоборот, будет повышаться. В процессе регулировки следите за положением кулисного винта - его выступание за внешний край крышки регулятора запрещено. Как только регулировка завершена, законтрите регулировочный винт с помощью гайки.



Как отрегулировать подачу горючего и производительность ТНВД?

При регулировке подачи горючего убедитесь в отключении подачи топлива, после чего постепенно возвращайте нормальный уровень с помощью регулировочного винта. Далее используйте поворотные втулки для регулировки равномерности подачи по секциям.

Проверяйте частоту прокручивания, при которой будет работать обратный корректор. Здесь подразумевается параметр, при котором в случае снижения оборотов снизится уровень подачи горючей смеси. Если контролируемая частота уменьшается, то откручивайте специальную пробку и добавляйте регулировочные шайбы в диапазоне между пробкой и пружинкой. При установке шайбы, имеющей толщину в 0,05 мм, меняется частота прокручивания на 20-25 оборотов. Если шайба толще, к примеру, 0,4 мм, то изменение числа оборотов также достигает 200 оборотов. В завершение проверьте факт отключения подачи горючего с помощью регуляторной скобы. Если ее повернуть на 45 градусов, то подача должна быть перекрыта.



Итоги

Испытание топливной аппаратуры - работа, для исполнения которой требуются особые навыки и знание конструктивных особенностей системы подачи горючего. Кроме того, выполнение настроечных работ невозможно без применения специальной аппаратуры, которая присутствует только на специализированных СТО. Вот почему для решения этих задач все-таки рекомендуется обращаться к профессионалам.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Испытания топливной аппаратуры.