Как правильно буксировать неисправный автомобиль?
В жизни автолюбителя бывают разные ситуации. И однажды ему может понадобиться буксировка автомобиля. В чем ее особенности? Какие правила необходимо помнить? Как готовиться к буксировке? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


В жизни водителя часто происходят ситуации, которые требуют оперативного реагирования. К примеру, это может быть поломка своего автомобиля или необходимость в оказании помощи другому участнику движения. В обоих случаях могут пригодиться знания о том, как правильно буксировать машину, в какой последовательности это делается и какие рекомендации учитывать.


Что говорит ПДД?

Мы не можем обсуждать тему, не зная основных требований правил дорожного движения. Итак, на сегодня существует три основных вида буксировки – на жесткой сцепке, с помощью частичной погрузки автомобиля на специальный эвакуатор и на гибкой сцепке (наверное, самый популярный вариант).

Буксировка на гибкой и жесткой сцепке может производиться только при наличии водителя за рулем. В первом случае человек должен управлять и тормозить при необходимости (обе эти системы – рулевая и тормозная, к слову, должны быть исправны). В случае с жесткой сцепкой тормоза могут быть неисправны, но водитель все равно должен находиться за рулем. Сама же рулевая система должна функционировать нормально. При наличии специальной конструкции сцепки, когда ведомый автомобиль повторяет траекторию «тягача», наличие водителя в неисправной машине не обязательно.

Особое внимание уделите длине сцепки. Здесь требования следующие: не больше четырех метров – для жесткой сцепки и четыре-шесть метров – для гибкой. В случае гибкой сцепки каждые 100 сантиметров должен быть прикреплен специальный флажок или сигнальный щиток, с нанесенными на нем полосками.

При буксировке важно учитывать и некоторые запреты. Так, буксировка запрещена:

  • при наличии гололедицы и на горных дорогах;
  • мотоциклами (мотоциклов) без бокового прицепа;
  • при неисправной тормозной и рулевой системе (для гибкой сцепки), при несправной рулевой системе (для гибкой сцепки). Кроме некоторых случаев описанных выше;
  • нескольких транспортных средств сразу (двух и более);
  • мопедов (мопедами) и так далее.

В процессе движения на тянущем автомобиле должен гореть ближний свет, а на буксируемом – аварийная световая сигнализация. Ограничение скорости при буксировке – не более 50 километров в час.

Помните, что эти требования имеют под собой многолетний (зачастую негативный) опыт миллионов автолюбителей, поэтому пренебрегать ими опасно для жизни.


Трос

Наиболее популярной является буксировка с помощью троса (гибкая сцепка) - на ней мы и остановимся. Итак, главное «действующее лицо» - это трос. Он должен быть исправным и надежным, без трещин и прочих повреждений. Перед применением устройство необходимо осмотреть, уделив особое внимание местам соединения с металлическими крюками, швам и узлам крепления.

Как показывает практика, в процессе буксировки часто подводят плоские крюки. Как правило, они выполнены из листовой стали, которая часто разгибается в процессе движения автомобиля. При наличии качественной защелки это вряд ли произойдет. В этом отношении хорошо себя проявили тросы ленточного типа. Их особенность – наличие цельных крюков, которые обладают большей надежностью. Металлические тросы хороши, но в случае разрыва они несут серьезную опасность для кузова автомобиля (велика вероятность обрыва). С другой стороны, при сильном натяжении и высоком качестве троса автомобиль может лишиться проушины (ее просто вырвет). Восстановление этой детали – весьма сложный процесс.

При выборе и покупке троса не стоит экономить. Лучший вариант – покупка изделия по цене не менее 500-600 рублей. В противном случае устройство может не справиться с задачей.


Подготовка к движению

После проверки качества крепления троса не торопитесь начинать движение – желательно согласовать знаки «общения» во время движения. К примеру, моргание фарами может означать просьбу об остановке, клаксон – привлечение внимание, включение сигналов поворота, как обычно - изменение направления движения, кратковременное и многочисленное нажатие педали тормоза – будущая остановка и так далее.

Важно заблаговременно договориться о маршруте передвижения и остановках. Проложите путь таким образом, чтобы избегать перекрестков  насыщенных транспортом узлов. Лучше проехать больший километраж, чем «толкаться» в густом автомобильном потоке.

Перед началом буксировки желательно проверить качество натяжения ремня на «тянущем» автомобиле и уровень тосола. Если буксировка осуществляется зимой и на радиаторе установлен утеплительный чехол, то его лучше снять (двигатель получает слишком большую нагрузку). На буксируемой машине (для экономии энергии аккумулятора) не лишним будет снять низковольтный провод с катушки зажигания.


Начало буксировки, движение, остановка

Самое сложное в процессе буксировки – тронуться. Водитель в буксируемом авто не должен предпринимать каких-то особых действий – достаточно поставить переключатель ручки КПП в нейтральное положение и опустить стояночный тормоз. Водителю в автомобиле спереди намного сложнее. Он должен как можно плавней трогаться, чтобы исключить сильный рывок троса во время натяжения. При этом в этот момент  необходимо выжать сцепление (это позволяет «погасить» рывок) и сразу же добавить газ, чтобы машина не заглохла из-за дополнительной нагрузки.

Переключение передач – также важный момент. Чем быстрее происходит этот процесс, тем лучше. В противном случае может появиться разница в скорости и водитель сзади не успеет среагировать. Кроме этого, при затягивании переключения передач можно порвать трос или вырвать крюк вместе с элементами транспортного средства. Есть еще один полезный совет – на каждой из передач раскручивайте двигатель немного больше обычного (машина ведь тянет дополнительную нагрузку).

Соблюдайте скоростной режим (не более 50 км/час), двигайтесь без резких рывков и частых торможений. Водитель тягача должен помнить, что человеку за рулем буксируемого автомобиля дорогу видно намного хуже. Если необходимо снизить скорость, стоит дать сигнал – сделать несколько кратковременных нажатий на педаль тормоза. При этом первым тормозить должен водитель автомобиля сзади.

Водители обоих авто (особенно ведущего) должны быть предельно внимательными при перестроении и поворотах. Время от времени стоит останавливаться (лучше оговорить эти моменты заранее) и проверять работу освещения, протирать фары и так далее.


Автомобиль с коробкой-«автомат»

Если в машине установлена АКПП (тем более, если это вариатор), то ни о какой буксировке на гибкой или жесткой сцепке и речи быть не может. Единственное исключение составляют авто, в сервисной книжке которых прописано соответствующее разрешение производителя. Транспортировка в этом случае должна осуществляться только с погрузкой одной из осей на буксировочное транспортное средство (эвакуатор).

В случае когда ситуация совсем уж безвыгодная, можно включить ручку КПП в положение «N» и ехать на скорости не больше 20-30 километров в час. При этом максимальное расстояние должно быть не больше 40-50 км. Но снова-таки, эта возможность доступна для авто с обычной АКПП. Если стоит вариатор, то буксировка на жесткой или гибкой сцепке запрещена однозначно.


Полезные советы

Крепить трос необходимо только за специальные крюки. Есть «умельцы», которые производят фиксацию к узлам подвески или бамперу. Делать это крайне не желательно (если, конечно, вам дорог автомобиль). Известны случаи, когда в момент начала движения элементы конструкции вырывались «живьем».

При попадании троса под колесо машины желательно освобождать его вручную (не нужно делать это рывком). Кроме этого, в процессе движения все время наблюдайте за натяжением троса – он не должен быть ослаблен. При этом расстояние между транспортными средствами важно поддерживать на одном уровне.

Помните, что на некоторых автомобилях без включения зажигания не работает гидроусилитель (это актуально для буксируемой машины). Следовательно, необходимо быть готовым поработать руками.


Вывод

Таким образом, буксировка автомобиля имеет некоторые хитрости и особенности, которые важно учитывать. Теперь вы о них знаете и сможете по закону и с учетом рекомендаций безопасности организовать процесс. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть