Как правильно глушить двигатель?
Правильная остановка двигателя - возможность уберечь силовой узел от разрушений и продлить его ресурс. Как правильно глушить мотор? Какие ошибки нельзя допускать? Каким советам стоит следовать в процессе эксплуатации? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Если обычному автолюбителю задать вопрос, «как правильно глушить мотор?», то он, несомненно, введет его в ступор. Одно дело - знать правила пуска силового узла, а другое - придерживаться каких-то рекомендаций при его глушении. Большинство владельцев не особо задумываются над этим вопросом. Они подъезжают к необходимому месту и просто достают ключ из замка зажигания. Но это неправильно. Такой подход не только снижает ресурс двигателя, но и может привести к поломке.



Чем это опасно?

Главная опасность мгновенной остановки двигателя - риск локального перегрева силового узла. После отключения зажигания сразу перестают работать «поставщики» охлаждающей жидкости и масла. Итог - местный перегрев элементов двигателя. В такие моменты на элементах мотора формируется нагар, который снижает общую эффективность охладительной системы.

При резкой остановке перегретого мотора какое-то время поршни еще продолжают движение (этот момент носит название калильного зажигания). В такой период есть большой риск выхода мотора из строя.

Опасным является отключение зажигания и при работе мотора на высоких оборотах.  В данном случае отключается регулятор, контролирующий напряжение, а генератор продолжает работать. Как следствие, уровень  напряжения в бортовой сети может подниматься до 50 Вольт. Если где-то между клеммой и проводом имеет место плохой контакт, то повышается риск выхода из строя электрооборудования. В дальнейшем придется ремонтировать уже сам генератор. Конечно, во многих современных моделях предусмотрена специальная защита, но многие элементы (к примеру, лампочки или диоды генератора) все-таки успевают пострадать.



Как останавливать турбированный мотор?

Много проблем возникает при неправильной остановке турбированного мотора. В таких случаях смазка перестает поступать к подшипникам турбины, на которых остается лишь часть жидкости. В случае с перегретой турбине такая ситуация является очень опасной, ведь оставшееся масло быстро испаряется, а сами подшипники загрязняются смолистыми элементами. Итог - поломка дорогостоящей турбины.

Чтобы не допустить такой проблемы в будущем, не желательно глушить мотор сразу - дайте ему поработать хотя бы 1-2 минуты в холостом режиме. Этого будет достаточно для выравнивания температуры и исключения проблем со смазкой.



Как глушить дизельные моторы?

В авто с бензиновыми моторами все проще - в них  достаточно повернуть ключ в замке зажигания и двигатель глохнет. В случае с дизелем ситуация выглядит по-другому. Здесь нет зажигания, поэтому и глушить мотор нужно по другому принципу. Для увеличения ресурса силового узла важно соблюдать несколько простых правил и знать ряд основных принципов.

Чтобы дизельный мотор заглох, достаточно перекрыть ему топливо. На «легковушках» все сделано по аналогии с бензиновыми авто - достаточно перевести ключ в нужную позицию. При этом срабатывает электрический клапан, и солярка перестает поступать в двигатель. На современных же авто подаются специальные импульсы для открытия форсунок.

Чтобы заглушить дизель на грузовых машинах, автобусах или тракторах, стоит нажать на кнопку, расположенную в специальном рычаге. Также она бывает на полу (около ног водителя) или на приборной панели. В таких авто топливо перекрывается более простым - механическим способом. Специальную кнопку нужно нажать и держать до момента, пока мотор не перестанет работать.

При движении на автобусе или грузовом авто, когда необходимо замедлить скорость и остановиться, глушите мотор без нажатия педали сцепления.  В этом случае двигатель испытывает минимальные нагрузки. Недостаток метода в том, что использовать его можно лишь на автобусах и грузовых авто, в которых есть механический привод. Если же выполнить такие манипуляции на машине с механическим приводом, то есть большой риск выхода из строя системы питания.

В случае поломки электрического клапана, закрывающего путь топливу, действуйте следующим образом. Опускайте сцепление и в этот же момент выжимайте педаль тормоза. Чтобы добиться максимальной эффективности, заблаговременно включайте наивысшую скорость.

При остановке дизельного мотора в холода налейте в масляный картер немного бензина (достаточно 150-200 мл). Таким способом вы повышаете общую вязкость масла и упрощаете процесс последующего запуска мотора. После успешного пуска и прогрева силового узла бензин испарится и не принесет вреда системе.

Если нужно заглушить мотор после длительной поездки, дайте ему 2-3 минуты для работы на холостых оборотах. Благодаря такой предусмотрительности, повышается срок жизни силового узла. Как уже упоминалось, данная рекомендация особенно актуальна для дизельных турбированных моторов.

Если турбины нет, то использовать такой прием можно по желанию. Это обусловлено тем, что в современных иномарках есть турботаймеры. После отключения зажигания мотор принудительно работает какое-то время, а после этого останавливается. Турботаймеры сами производят расчет, когда мотор должен заглохнуть без особого риска. Если же турботаймера нет, то совет остается в силе.



Общие рекомендации

Важно понимать, что двигателю нужен правильный подход во всех аспектах - в момент пуска, движения и остановки двигателя. Так, наибольший износ происходит в течение первых нескольких минут после пуска мотора. Причина - холодное моторное масло, которое не может нормально смазывать элементы силового узла. Если вы встретите  рекламу, где производитель обещает быстрый прогрев за 10-13 секунд, то можете быть уверены - это неправда. 

Лишь через минуту после пуска мотора открывается перепускной клапан, а еще через 3-5 минут достигает оптимального прогрева и выходит на оптимальный режим  работы лямбда-зонд. Получается, что общее время прогрева около пяти минут. По происшествие этого времени можно и нужно ехать. Более того, стоять дольше - опасно для двигателя. При этом начальные обороты мотора должны быть не больше 2000-3000 до момента, пока силовой узел не прогреется до необходимой нормы, а стрелка температурного режима не станет на обычное место в средней части шкалы.

Таким образом, для продления «жизни» двигателя выполняйте несколько советов. Они касаются ключевых моментов («инь и янь») - пуска и остановки силового узла:

  • Во время завода мотора старайтесь не злоупотреблять педалью газа. В современных автомобилях предусмотрена специальная система управления, которая автоматически программируется и устанавливает рабочие параметры. Если в момент настройки выжать газ, то возможно появление ошибки, сбоя и отключения системы. Результат - проблемы с пуском мотора. Если двигатель глохнет сразу же после пуска, то необходимо отыскать поломку, а не пытаться завести мотор «через силу», выжимая при этом газ;

  • В процессе езды на холодном моторе старайтесь избегать сильных ускорений и больших оборотов мотора (это актуально даже для тех авто, на которых установлена турбина). Как только силовой узел достигнет необходимой температуры, можно форсировать обороты;

  • После активной езды не торопитесь глушить турбированный мотор сразу - дайте ему поработать несколько минут на «холостых». При этом чем активнее был режим работы, тем дольше нужно постоять. Это дает возможность маслу забрать лишне тепло от турбины и охладить ее до безопасной температуры. Если не следовать данному совету, то высок риск теплового удара и разрушения подшипников (о чем говорилось выше). В худшей ситуации моторное масло может и вовсе превратиться в бесполезную субстанцию. Частое «мучение» турбины быстрой остановкой может привести к появлению углеродистых отложений, которые сложно удаляются и крайне вредны для изделия. Удалить их впоследствии не представляется возможным;

  • Старайтесь никогда не глушить мотор сразу (даже если под капотом привычный «атмосферник»). После поездки с большой нагрузкой двигателю нужно время на выравнивание температуры. Возникает лишь вопрос, что можно считать «большой нагрузкой». Движение по трассе со скоростью 100-110 километров в час - оптимальный режим для автомобиля. Если же скорость выше, а движение осуществляется под горку, то нагрузку на мотор можно считать завышенной. Кроме этого, движение по городу со скоростью в 40-60 километров в час - также сложный режим для транспортного средства.

Перед парковкой благоприятное воздействие на мотор имеет медленная езда с небольшими оборотами мотора (даже больше чем работа на холостом ходу).



Вывод

Есть мнение, что глушить мотор можно как и когда угодно, не привязываясь к каким-либо рекомендациям. И действительно, в краткосрочной перспективе можно не заметить изменений. Если же вы настроены долго эксплуатировать свое авто, получать от него максимум динамики и мощи, а также продлить ресурс силового узла, то к советам лучше прислушаться. В противном случае вы скоро узнаете, что такое СТО, капитальный ремонт и существенные затраты.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как правильно глушить двигатель?