Как правильно объезжать ямы на дорогах?
Ямы, лежачие полицейские, подъемы, открытые канализационные колодцы - все это несет риски для водителя и его автомобиля. Как правильно проезжать ямы? Нужно ли сбрасывать скорость? Как уберечь подвеску при проезде лежачего полицейского? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Современного автолюбителя поджидает множество опасностей на дороге - лежачие полицейские, глубокие и мелкие ямы, открытые канализационные люди, растущие под асфальтом и поднимающие дорожное полотно деревья и так далее. Если вы успеваете объехать препятствие, то проблем нет. Другое дело, когда времени на размышления уже нет и решение стоит принимать практически мгновенно. В такой ситуации вы должны знать, как лучше действовать - набирать скорость, притормаживать, делать маневр или же игнорировать препятствие.



Нужно ли замедление?

При проезде очередного препятствия водители часто задаются вопросом, а на какой скорости это необходимо делать. Казалось бы, если нажать на «гашетку» то машину меньше трясет и в салоне как-то существенно тише. Следуя этому правилу и известному принципу «больше скорость - меньше ям», автолюбители все чаще «пролетают» препятствия. Что касается опытных автолюбителей, то они действуют более грамотно, и снижают скорость до 5-7 километров в час. Кто же прав в такой ситуации?

Задача подвески автомобиля - преобразование удара при наезде шины на ямку или подъем в перемещение других (подвижных) элементов системы, а именно сайлентблоков и амортизатора. Вспоминаем школьный курс физики. Сила удара зависит от нескольких факторов - размера колеса и ямы, массы автомобиля и скорости передвижения. То есть чем меньше яма и ниже скорость, тем легче ходовой системе перенести нагрузку.

Не стоит забывать, что подвеска каждого автомобиля имеет ограничения. К примеру, проезд «лежачего полицейского» должен происходить на скорости не более 30 километров в час. Если же не последовать данному совету, то можно услышать сильный удар о кузов автомобиля. Это, в свою очередь, может привести к выходу из строя элементов ходовой системы.

Кроме этого, чем большую нагрузку испытывает передняя часть авто и чем выше скорость, тем быстрее разрушаются силовые и резиновые элементы конструкции. Так что спешка на ухабистых дорогах - себе дороже.



Торможение - это риск

Многие автолюбители переоценивают свои силы. Они считают, что при появлении ямы всегда успеют снизить скорость или же объехать препятствие. Добавляют уверенности и качественные тормоза в комплексе с современными системами безопасности. На самом же деле не все так просто. Среагировать на яму при движении на скорости более 40 км/час не так просто. Так что на плохих участках данный скоростной предел лучше не превышать.

Объяснить это просто. Если вдруг вы резко нажмете на тормоза и успеете сбросить скорость, то движущийся сзади водитель не всегда успеет среагировать на маневр. Естественно, виноватым будет признан, тот, кто сзади. Но не всегда. Если в автомобиле установлен регистратор, то доказать факт резкого торможения не составит труда, и тогда уже суд  будет на стороне водителя, протаранившего ваш автомобиль.

Правила дорожного движения разрешают резкое торможение лишь тогда, когда без этого невозможно предотвратить ДТП (ямка на дороге явно не подпадает под этот случай). Кроме этого, не стоит забывать и о системе ABS. Если она предусмотрена в авто, то при блокировании колес система сработает. Как следствие, машина становится неконтролируемой.



Увеличение скорости по ПДД. Насколько это опасно?

В последнее время появляется все больше инициатив в отношении повышения скорости движения на некоторых участках дорог (речь идет о столице) с 60 до 80 километров в час. В данном случае есть две стороны:

1. Положительные. Некоторые дороги действительно свободны, поэтому движение со скоростью 80 км/час вполне допустимо. Добавляет «топлива в огонь» и тот факт, что такие участки стали «местом для прикормки» сотрудников ГИБДД». Автолюбители не выдерживают, чтобы не дать газу и не увеличить скорость движения выше предельного значения. Небольшое повышение нижнего «потолка» может решить проблему.

2. Негативные. Состояние дорожного покрытия далеко не идеально. Если попасть в яму на скорости 80-100 километров в час, то последствия для автомобиля могут быть катастрофическими. Кроме этого, существует риск полной потери управления и вылета в кювет. Нельзя забывать и о множестве пешеходных переходов без светофоров, «карманов» для заезда транспорта и так далее.



«Как фанера над Парижем»

Многие автолюбители уверены, что над ямой можно «пролететь». Такой вариант вполне допустим, но при грамотном применении и определенных условиях (к примеру, когда объехать препятствие уже не получается, а по сторонам и сзади нет помех).

Опытные автолюбители действуют так. Непосредственно перед ямкой нажимается тормоз для замедления машины, а после этого яма проходится накатом. Секрет здесь прост. После отпускания педали тормоза узлы ходовой системы как бы «подбрасываются» вверх, что позволяет пройти яму без особых проблем. Такой способ проезда - шанс уберечь ходовую систему и уменьшить риск повреждения шины об острые края ямы.



Наличие колеи - не проблема

Для новичков большая сложность - движение по дорогам с колеей. Проблема в том, что при движении по такой трассе машину начинает «бросать» из стороны в сторону и найти оптимальную позицию зачастую сложно. Кроме этого, появление продольной раскачки может привести к снижению или полной потере управляемости.

Движение по дороге с колеей опаснее всего в дождливую погоду, когда в образовавшиеся ямы набирается вода. В итоге колеса теряют сцепление с дорогой. Кроме этого, повышается риск заноса и даже переворачивания машины.

Правильный проезд «колейного» участка на дороге подразумевает снижение скорости и исключение резких поворотов  рулевого колеса. Чем меньше маневров на потенциально опасном участке, тем лучше. При этом учтите, что риски улететь в кювет возрастают в разы при попытке обогнать впередиидущий автомобиль. Если нет уверенности в успешном маневре, то лучше отказаться от обгона и дождаться более ровного участка трассы.

Хороший вариант движения - по гребню колеи. Но здесь нужно быть внимательным в зимнее время, когда есть риск соскальзывания автомобиля в кювет.



Проезд лежачего полицейского

Многие автолюбители допускают грубую ошибку при проезде лежачего полицейского. Как правило, производится торможение непосредственно перед препятствием, и блокированные колеса попадают на подъем. В такой ситуации весь удар принимает подвеска. Несколько таких проездов ям и машину можно сдавать на СТО.

Чтобы исключить последствия для ходовой системы и без проблем проехать преграду, необходимо быстро затормозить, а перед самим «полицейским» отпустить тормоз. Как следствие, часть нагрузки снимается и лежачего полицейского можно проехать без особых последствий для подвески.



Боковая разгрузка

Бывают ситуации, когда яма впереди имеет большую глубину и находится с правой стороны. Здесь существует риск проваливания колеса и удара кузова об бампер машины или днище. Лучший вариант - объехать препятствие. Если же такой возможности нет, то альтернатива - применение «боковой разгрузки». Суть аналогично той, что описывалась выше для проезда ям на скорости. Сначала нажимаются тормоза (для сжатия узлов подвески), после чего педаль также резко опускается. Совместив данный маневр с поворотом можно добиться перемещения центра тяжести на внутреннюю сторону, то есть дальнюю от ямы.

Достигается результат путем смены направления движения. В первый  момент руль поворачивается в сторону от ямы, а во второй - к ней. После этого рулевое колесо возвращается на место и можно двигаться дальше. При этом передний стабилизатор выполняет функцию торсиона и способствует подъему переднего колеса (как следствие, сила удара снижается).

Описанный выше маневр не рекомендуется применять для кочек, камней, бугров или других возвышенных препятствий. В противном случае высок риск потери управления автомобиля и даже опрокидывания кузова.



Итоги


В завершение подведем итоги по всему вышесказанному. Проезд ям можно выполнять несколькими способами:

  • На большой скорости. За 10-15 метров до ямы нажимайте на тормоз и нагружайте переднюю подвеску. После этого отпускайте тормоз и проезжайте ямку;

  • На малой скорости. За 10-20 метров до ямы нажимайте газ, поднимая таким способом нос автомобиля. Как следствие, передняя часть авто проезжает препятствие без особых проблем. Остается не влететь в яму задним колесом;

  • Глубокая яма с правой стороны. Резкий поворот руля влево, а далее направление колеса в сторону ямы. В итоге колесо проезжает яму с меньшей нагрузкой.


Что делать, если расстаться с ямой «по-хорошему» все-таки не удалось? Здесь есть два варианта:

  • Просто заменить неисправное колесо и произвести ремонт (если это необходимо);

  • Начать судебные разбирательства с дорожниками.

Во втором случае придется привлекать работников автоинспекции, готовить деньги на адвоката, проведение оценки ущерба и так далее. Много дешевле - просто стараться правильно проезжать препятствия на дороге и смотреть в оба.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как правильно объезжать ямы на дорогах