Как открутить шкив коленвала?
Откручивание шкива коленвала — это процесс, который требует от автовладельца определенных знаний, терпения и применения специализированного инструмента. О каких конструктивных особенностях данного узла необходимо знать перед началом процесса демонтажа? В какой последовательности рекомендовано выкручивать гайку или болт коленчатого вала? Какие конкретно секреты должны быть учтены в процессе выполнения ремонтных работ? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Ремонт автомобиля — комплекс мероприятий, который требует от автовладельца наличия определенных знаний и нюансов конструкции  тех или иных элементов машины. Бывают ситуации, когда даже подробная инструкция не выручает и приходится прибегать к помощи специалистов. Причина в том, что классические мануалы не учитывают текущие сложности, которые могут возникнуть в процессе выполнения тех или иных работ.

Так, одна из наиболее распространенных проблем — снятие шкива коленвала. Наибольшие сложности вызывает демонтаж болта или гайки, которая фиксирует агрегат. Бытует мнение, что причиной является «прикипание» металла, которое  решается обычным постукиванием молотка. Но это не так. На практике вопрос, как открутить шкив коленвала, сложнее и требует детального подхода. Только при четком следовании инструкции можно произвести демонтаж, не повредив двигатель автомобиля. Но обо всем подробнее.




Виды шкивов коленвала

Для начала стоит разобраться, какие виды шкивов коленвала сегодня устанавливаются на транспортные средства, и какие функции выполняет устройство. Главная задача шкива — передать вращение к механизму ГРМ, водяному насосу, кондиционеру и прочим механизмам. Вот почему его исправность важна для автомобиля и его работоспособности. Даже несущественный на первый взгляд дефект может привести к нарушению работы многих систем.

В процессе развития автомобилестроения различные элементы автомобиля постоянно совершенствовались. Не исключением являются и шкивы силовых узлов. При этом говорить, что какой-либо из типов лучше, а другой, наоборот, хуже, бессмысленно. Для каждого типа мотора может предусмотрен свой тип устройства, имеющий определенные особенности.

Сегодня стоит выделить следующие виды изделий:

  • Коленчатый вал, оборудованный шкивом под ремень клинового типа. Сегодня почти все легковые машины, а также автобусы, выпущенные во времена СССР, оборудованы ременной передачей. Шкив под этот ремень отличается литой или сварной конструкций, а паз повторяет форму ремня клиновидного типа. На краю вала с применением шпонки устанавливается шкив, что исключает случайное прокручивание устройства. Фиксация производится с применением болта или гайки. Столь простая и надежная конструкция гарантирует возможность применения шкива в течение всего ресурса двигателя.

  • Шкив зубчатого типа. Конструкторы долгое время пытались сделать систему ГРМ более легкой без потери функциональности. Одним из решений стала замена цепи на ремень зубчатого типа. На сегодня такая конструкция пользуется наибольшим спросом у автомобильных производителей. Чтобы добиться наибольшего совпадения угла распределительного и коленчатого вала, на внутренней части изделия предусмотрены углубления, а на внешней части —  пазы. Если своевременно производить замену ремня и следить за состоянием шкива, поломки не тревожат автовладельцев.

  • Демпферный тип. При пуске и нажатии на педаль газа наибольшую нагрузку получает система ГРМ и ремень. Чтобы исключить повреждения в момент максимального вращения, некоторыми разработчиками было предложено установить вместе со шкивом специальное демпфирующее устройство — резиновую прослойку, расположенную между внешним диском и внутренней частью узла. Такая конструкция получила широкую популярность в грузовых авто и микроавтобусах.

Благодаря демпфированию, конструкторам удалось добиться ожидаемого эффекта — в момент пуска происходит демпфирование и снижение нагрузки на основные узлы. С другой стороны, период эксплуатации шкива в этом случае снижается. Причина в том, что резина (играет роль демпфера) подвергается действию агрессивной среды и со временем разрушается, становится менее эластичной. По этой причине у автовладельцев появляется дополнительная «головная боль», связанная с необходимостью контроля состояния устройства. При появлении первых же дефектов резинка требует замены.



Установка нового шкива коленвала: общие положения

Вне зависимости от конструкции применяемого шкива, процесс снятия устройства остается неизменным. Если двигатель установлен вдоль подкапотного пространства, шкив будет спереди машины внизу (сразу за основным радиатором). Если силовой агрегат стоит поперек, для получения доступа к шкиву придется демонтировать колесо спереди автомобиля.

Многие интересуются, какая резьба предусмотрена на шкиве. Вопрос возникает из-за возникающих сложностей в процессе скручивания шкива коленвала. Причина — сильная протяжка фиксирующего болта или гайки. Нопроблема решается путем применения некоторых секретов (об этом ниже).

Что касается резьбы, она здесь правая (стандартная). Это значит, что выкручивание болта производится против движения стрелки часов. При этом коленчатый вал вращается в обратном направлении, что способствует усилению протяжки. Если прибавить сюда опасность коррозии и окислительных процессов, выкручивание болта (гайки) коленвала и вовсе может стать серьезным испытанием для автовладельца.

Общий алгоритм снятия шкива выглядит так:

  • Ставьте машину на эстакаду (яму), после чего подставляйте под колеса упоры (требуются для фиксации транспортного средства);

  • Если мотор  расположен поперек, демонтируется колесо, после чего под диск тормозной системы подставляется «козелок»;

  • Выкручивается болт (гайка) коленчатого вала. Здесь важно, чтобы рычаг ключа был как можно большим;

  • Снимается шкив.

В теории все выглядит просто. На практике же открутить шкив с первого раза удается не всегда. Часто приходится применять вспомогательные изделия и специальные секреты, о которых пойдет речь ниже. Так, большую пользу приносит WD-40 или тормозная жидкость. Также может потребоваться съемник винтового типа. Но обо всем подробнее.



Что не дает снять шкив коленвала?

Если поднять инструкцию к автомобилю, процесс снятия шкива описан кратко и просто (как в рассмотренном выше алгоритме). В реальности открутить шкив — задача, которая подвластна только опытным автовладельцам. С чем связаны проблемы демонтажа? Их несколько:

  • К шкиву коленчатого вала сложно подобраться. Устройство неудобно расположено в подкапотном пространстве (вне зависимости от позиции мотора). Чаще всего деталь «прячется» за генератором и получить к ней доступ удается только после демонтажа целой группы конструктивных элементов автомобиля. Как уже упоминалось, сами шкивы могут иметь различную конструкцию (простые или демпферные). Чтобы получить доступ к детали, приходится послаблять натяжные болты и демонтировать ремни гидравлического усилителя и генератора. Даже при правильном подготовке к выполнению работ и снятии мешающих элементов, стоит проявлять особую осторожность при снятии. Причина в том, что в непосредственной близости находятся другие механизмы и ЛКП, которые могут быть повреждены в случае срыва инструмента;

  • При монтаже на заводе шкив коленчатого вала фиксируется с применением болтового соединения или гайки. Крепление производится с максимальным моментом (в целях безопасности и обеспечения надежности). Во время эксплуатации постоянное вращение коленвала способствует еще большей протяжке шкива и усилению зажимного усилия. Нельзя забывать и о других негативных факторов, среди которых влияние окружающей среды и повышенной температуры. В итоге происходит коксование масла, появляются следы коррозии. Как результат, фиксирующий болт или гайка плотно прилипают к шкивному кожуху, поэтому сорвать сцепление металлов без знания рассмотренных ниже методик удается не всегда;

  • При отключении сцепления коленвал свободно прокручивается с помощью любого из гаечных ключей. Следовательно, перед выкручиванием шкива коленвала стоит решить проблему с фиксацией его позиции. Это позволяет избежать прокручивания гайки. В различных мастерских для решения такой задачи применяются специальные устройства, прикручиваемые болтами к шкиву с последующим созданием надежного упора против прокручивания. Если специальное устройство отсутствует, проблема решается с помощью специальных упоров (ставятся под колеса). Кроме того, селектор выбора скоростей ставится в позицию четвертой скорости. В дополнение можно зафиксировать коленчатый вал. Для этого можно упереть в его отверстия или зубцы специальную монтировку.


Как выкрутить шкив: секреты

Как отмечалось, шкив коленвала может фиксироваться с помощью болтового или гаечного соединения. Этот момент очень важен, ведь от типа фиксации зависит будущий алгоритм действий автовладельца. Гайка, как правило, монтируется на автомобилях с задним приводом. Ее особенность — наличие особых выступов, благодаря которым удается зацепиться рукояткой «храповика». Что касается демонтажа болта, здесь также имеют место индивидуальные особенности монтажа. Рассмотрим каждый из вариантов отдельно:


1. Снятие гайки.

Чтобы демонтировать гайку, специалисты на автосервисах все чаще применяют ключ торцевого типа (варианта два — на «тридцать шесть» или на «тридцать восемь»). Особенность — наличие длинной ручки, а также удерживающего приспособления (надевается на шкив). Сложнее решить задачу, если откручивание детали производится в домашних условиях, без применения специального инструмента. Здесь алгоритм такой:

  • Ставьте машину таким образом, чтобы получить доступ к днищу. Это может быть яма, эстакада или подъемник;

  • Переводите селектор КПП в позицию четвертой скорости, чтобы избежать случайного прокручивания коленвала при выкручивании гайки;

  • Поднимайте рукоять ручника до предела вверх. Это необходимо во избежание прокручивания колеса и случайного перемещения машины;

  • Постукивайте с помощью киянки по грани удерживающей гайки;

  • С применением торцевого ключа (подбирается под размер гайки), а также удлинителя (часто применяется металлическая трубка) делайте резкое движение против вращения стрелки часов. Если повезет, гайка сместится и дальнейшее выкручивание не вызовет проблем. Останется периодически менять положение головки ключа для полного выкручивания изделия.


Рассмотренный выше вариант не всегда оказывается успешным. В этом случае приходится применять иной метод:

  • Ставьте селектор ручки КПП в нейтральную позицию;

  • Демонтируйте насадки (колпачки) со свечей зажигания. Это необходимо, чтобы избежать случайного пуска мотора;

  • Набрасывайте головку ключа на гайку, после чего упирайте край рычага в лонжерон или поверхность пола таким образом, чтобы шкив нельзя было  провернуть в правую сторону;

  • Кратковременно включайте зажигание. Таким способом вы подаете дополнительный импульс коленчатому валу. Зачастую достаточно одного или двух срабатываний зажигания, чтобы сорвать гайку со своей позиции. После этого изделия с легкостью откручиваются с помощью ключа.


2. Выкручивание болта.

Многие автомобили с задним приводом комплектуются шкивом, который удерживается с помощью болта. Здесь перед демонтажом болта стоит выполнить ряд манипуляций:

  • Поднимайте правую часть авто и ставьте его на подпорки (для этой роли может использоваться пенек или козелок). После этого снимайте колесо;

  • Демонтируйте воздушный фильтр и защитный кожух, после этого послабляйте приводной ремешок электрического генератора. Далее устраняйте все детали, которые исключают свободный доступ к шкиву;

  • Для стопорения коленвала демонтируйте заглушку в картере сцепления, после чего вставляйте в отверстие прут или монтировку. Далее упирайте ее в зубцы маховика;

  • Набрасывайте на болт головку и с применением удлинителя делайте несколько резких усилий по направлению вращения (это позволяет сорвать болт с первоначальной позиции). Если все сделано правильно, болт успешно выкручивается. В случае неудачи применяйте методику со стартером.

Стоит учесть и ряд народных методик, которые подразумевает обработку болта или гайки уксусной кислоты или WD-40 для упрощения процесса снятия (устранения ржавчины).



Как демонтировать шкив?

Как только работа по откручиванию гайки или болта завершена, остается демонтировать непосредственно шкив коленчалого вала. Он также плотно закреплен на ступицы и удерживается с помощью шпонки. Это значит, что демонтировать устройство вручную вряд ли удастся. Лучший вариант — применение специального инструмента (съемника), имеющего пару лапок. Последние захватывают шкивные края и центрального вкручивающегося упора винтового типа.

Если же съемник под рукой отсутствует, допускается применение пары монтировок. Последние применяются для равномерного поддевания шкива с двух сторон. При этом усилие прикладывается по направлению к себе (от вала). Наибольшее усилие должно прикладываться к точке, которая максимально приближена к валу. Перед демонтажом шкива стоит осторожно обстучать его с помощью молотка для устранения вероятного перекоса. При этом стоит быть осторожным, чтобы избежать деформации паза или шпонки.

Обратный монтаж производится после покрытия вала солидолом. Это позволяет насадить устройство с минимальным перекосом и без прикладывания особых усилий.



Итоги

Если знать ряд секретов, приведенных в статье, открутить шкив коленвала не представляет проблем. Главное — помнить о народных хитростях:

Процесс откручивания проходит проще, если изделие предварительно обработано ВД-40, уксусной жидкостью для тормозов или подсолнечным маслом;

Иногда помогает постукивание по краям гайки или болта с применением киянки или ключа;

Демонтаж гайки или болта — еще не демонтаж шкива. Для снятия последнего еще нужно потрудиться.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как открутить шкив коленвала?