Как настроить фары правильно?
Любой водитель, который часто путешествует ночью, хотя бы раз в жизни был ослеплен встречным транспортным средством из-за неправильно настроенных фар. По какому алгоритму развилось производство автомобильных источников света? Какими правилами регламентируются требования к настройке фар и что именно прописано в этих документах? Как именно регулировать ближний и дальний свет, а также ПТФ автомобиля? На эти и ряд других вопросов дает ответы наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


От правильной регулировки фар зависит качество освещения дороги и безопасность движения. Многие автовладельцы ощутили на себе проблему ослепления ближним светом из-за проблем с настройкой фар. Что в этом отношении говорят правила ПДД и другие документы? Как правильно настроить фары? Эти и другие моменты обсудим подробнее.



Немного истории

Фары автомобиля эволюционировали одновременно с автомобилем. С момента появления машин возникла идея эксплуатировать транспортные средства не только днем, но и в темное время суток. Как следствие, появилась острая потребность в установке качественных источников света, способных осветить дорожное покрытие и обочину.

«Первопроходцами» в этом вопросе были керосиновые фонари, которые не освещали, а обозначали транспортное средство на дороге. В 1896 году этим вопросом всерьез занялся Луи Блерио, который предложил применение ацетиленовых светильников, отличающихся большей эффективностью.

Еще до установки на легковые авто, светильники активно применялись на паровозах. Главными недостатками прожекторов была неправильная конструкция и неудобство применения. Конструктивно устройство состояло из емкости с ацетиленом, крана подачи газа, горелки и самих фар. Чтобы зажечь свет, водитель открывал подачу газа и зажигал в фарах горелку.

В 1920 году в осветительных устройствах авто появились лампы накаливания. Их главным недостатком было ослепление встречных водителей. Конечно, разработчики предусмотрели опцию снижения интенсивности света за счет уменьшения тока, но все это только отвлекало водителя.

В более дорогих моделях применись два типа фар — дальнего и ближнего света с лампами мощностью 50 и 30 Вт соответственно. Первые светили на 60 метров, а вторые — на 30. При  этом водитель мог с легкостью переключать фары без отвлечения от дороги. Увеличения мощности удалось добиться, благодаря изобретению Кулибина. Новая фара оснащалась параболическим рефлектором и линзой.

Впоследствии конструкция автомобильных ламп только усложнялась. Так, в 1925 году компания Бош начала выпуск ламп с двумя нитями, что позволяло совмещать ближнее и дальнее освещение. В конце 50-х годов в Европе был узаконен ассиметричный свет, что позволило снизить риск ослепления. В начале 60-х годов прошлого века на машинах появились квадратные фары, заменившие круглые.



Конструктивные особенности

Сегодня автомобильные фары выполняют ряд задач — освещают дорогу, обозначают машину на трассе и предупреждают других участников движения о маневре.


Конструктивно устройство состоит из группы элементов:

  • кожуха;
  • лампочки;
  • отражателя;
  • рассеивателя.

Лампы бывают нескольких типов — галогенки, светодиодные, накаливания, ксенон и металлогалогенки.



От чего зависит качество освещения?

Правильная настройка фар позволяет человеку за рулем быстрее реагировать на различные ситуации. Многие автовладельцы интересуются, какие фары наиболее эффективны. По популярности лидирующие позиции занимают лампочки накаливания, но их главными недостатками является небольшая надежность и низкий срок службы.

В дождь и туман применяются противотуманные фары. При правильной установке они хорошо освещают дорогу даже при неблагоприятных погодных условиях (дожде, снеге, тумане). Главное требование касается высоты установки таких источников света. Они не должны стоять выше 40 см от поверхности дороги. Местом монтажа устройств, как правило, является бампер автомобиля.

Галогенные фары — современный вариант уже устаревших ламп накаливания. Их особенность заключается в высокой светоотдаче, благодаря отсутствию испарения вольфрама. Яркость этого источника света выше и приближается к дневному освещению.

Ксеноновые фары многие автовладельцы ставят вместо штатных источников света. Их особенность заключается в способности отдавать в два раза больше света, чем галогенки. Изучаемый ими свет очень схож с тем, что исходит от ламп дневного света. Главным плюсом фар является возможность преодоления тумана. Кроме того, такие источники света служат дольше и почти не греются. При этом потребляется много энергии.

Светодиодные фары — современный тип источника света, который отличается чувствительностью к вибрациям, продолжительным сроком эксплуатации и отсутствием нагрева. Устройства со светодиодами отличаются повышенной компактностью и способны излучать свет с разными оттенками. Главным недостатком светодиодных ламп была и остается высокая цена. Хотя со временем их стоимость будет только падать.



Чем регламентируется регулировка фар?

Многие автовладельцы делают грубую ошибку и не уделяют достаточного внимания регулировке фар. Основные требования прописаны в:

  • Требованиях ГОСТ;
  • ПДД;
  • КоАП РФ;
  • Требованиях Европейской экономической комиссии и в прочих документах.

Ниже рассмотрим некоторые моменты, которые будут полезны каждому автовладельцу. Так в статье под номером 19 в ПДД указаны нормы применения осветительных приборов. В ней предусмотрены общие условия, а о регулировке фар речь не идет.

Что касается наказания для водителя, нарушающего правила регулировки фар, оно оговаривается в КоАП РФ. Так, в статье 12.20 упоминается, что подобное нарушение влечет за собой штраф или предупреждение. Размер материального наказания составляет всего 500 рублей.

Если ослепление водителя из-за неправильной настройки фар привело к ДТП и получению участниками движения травм различной степени тяжести, штраф будет выше — 2,5-5 тысяч рублей. Кроме того, нарушитель может быть лишен права вождения на период от года до полутора лет. При повторном нарушении штрафные санкции будут более серьезными — 10-25 тысяч рублей. Удостоверения можно лишиться на срок до 2-х лет.

В России правила регулирования фар оговариваются в ГОСТ с номером 8769-75. Он был принят более 40 лет назад и актуален по сегодняшний день. Кроме того, в 2004 году в силу вступил еще один ГОСТ с другим номером 41.48-2004. В нем учтены европейские стандарты, касающиеся осветительного оборудования.

В упомянутом документе приводится много информации по отношению к осветительным устройствам, допустимым отклонениям от нормальных параметров и прочим моментам.

Не менее важной бумагой является список Правил ЕЭК ООН №48. По сути, это «конституция», касающаяся правил применения фар и требований к ним. Но автовладельцу представленные термины и параметры не интересны, а вот специалисты, вращающиеся в этой сфере, их активно применяют.



Как правильно настроить фары?

Для корректировки источников света водитель должен иметь определенные навыки  и подготовить инструмент для работы. В первый раз на регулировку уходит в среднем 60-90 минут, но в дальнейшем процесс проходит быстрее.

Из оборудования потребуются следующие приспособления и инструмент — рулетка до 10 метров, мел (можно маркер), линейка (до 30 см), уровень (рекомендуется использовать лазерный) и автомобильный инструмент.


Чтобы регулировка была  выполнена правильно, стоит соблюсти ряд условий:

  • Машина установлена на ровной площадке (без наклона);

  • Стена должна быть строго вертикальной и не иметь дефектов;

  • Давление в колесах должно соответствовать требованиям производителя;

  • Машина загружена в обычном режиме. Так, если в транспортном средстве лежит запасное колесо, установлен  сабвуфер, имеется набор инструментов и прочие мелочи, они должны оставаться на своих местах. Кроме того, топливный бак желательно заполнить под горловину.

Как только подготовительные работы выполнены, машину необходимо поставить на подготовленной площадке в пяти метрах от стены. Если на авто стоят ксеноновые источники света, расстояние должно быть большим — до десяти метров. Если регулировка производится на улице, делать работу рекомендуется в темноте. В такой ситуации свет будет четче ложиться на вертикальную поверхность.

Перед началом регулировки загляните в подкапотное пространство и найдите этикетку на кожухе источника света. На нем должно быть изображение  в форме профиля фары, отклоненное на определенный градус. Если  требуемой информации нет, стоит заглянуть в мануал к автомобилю.

Если под рукой имеется лазерный уровень, нанесите на стенку проекции центральной части фар и вертикальные оси.



Как правильно настроить ближний и дальний свет?

Убедитесь в точности нанесения отметок — они должны располагаться на том же расстоянии от земли, что и дистанция между отметками и центральной частью фары. Теперь ставьте линейку к стенке и соединяйте между собой точки в параллельной плоскости. Теперь потребуется информация, которая была приведена на этикетке или в мануале транспортного средства. Так, если на этикетке был установлен 1%, то берется расстояние от машины до стены (500 см) и умножается на 0,01. В итоге получается 5 сантиметров. Теперь это расстояние необходимо отступить вниз от точек, которые были спроектированы на стенку от центральной части фар. Далее ставьте новые отметки, а также соединяйте их параллельной линией.

Теперь включите  ближний свет и обратите внимание, как лучи располагаются по стене. Если края слева прикасаются к нижней линии, а справа — к верхней, все в порядке. В противном случае требуется приступать к регулировке фар автомобиля. Требуется открыть капот и менять направление света с помощью специальных винтов, установленных на корпусе фар.

В ряде случаев может потребоваться настройка дальнего света. На практике это необходимо в том случае, если фара имеет отдельные лампы на ближнее и дальнее освещение. Принцип работы тот же. Сначала рисуются необходимые линии, после чего наносятся параллельные полосы уже для нового типа фар.



Как настроить ПТФ?

Многие автовладельцы сталкиваются с проблемами, когда перед ними стоит задача регулировки противотуманок. На самом деле здесь важно следовать простому алгоритму (о нем пойдет речь ниже). Ручная настройка фар производится путем изменения положения оптического элемента — его вращения в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Перед выполнением работ требуется послабить болтовые соединения, с помощью которых фары фиксируются на бампере. Настройка фар противотуманок может применяться с учетом современных и специально предназначенных для этого устройств. Если такое оборудование отсутствует, стоит сделать следующие шаги:

  • Поставить авто с нагрузкой напротив вертикальной (обязательно ровной) стены. Под загрузкой понимается наличие водителя за рулем или эквивалента его веса на водительском сидении (например, мешка с песком). Расстояние между транспортным средством и поверхностью должно составлять около пяти метров;

  • Разметить стену;

  • Убедиться, что давление во всех колесах соответствует требованиям производителя. Кроме того, стоит качнуть машину сбоку. Это необходимо, чтобы вернуть пружины подвески в нормальное положение;

  • Включите фары, после чего обратите внимание на направление лучей света. После этого производите настроечные работы. Закройте одну из фар с помощью картонки. Сразу после этого приступайте к регулировке другой фары.

Обратите внимание, чтобы верхняя часть светового пятна располагалась на сантиметр ниже места, где на стену проецируются центральные точки ПТФ.

При наличии необходимых знаний и опыта на настройку противотуманок уходит не больше 20-30 минут. При наличии специального оборудования под рукой этот процесс происходит еще быстрее.



Итоги

Как видно из статьи, настройка фар не должна вызывать сложностей даже у начинающего автовладельца. Все, что требуется — иметь под рукой минимальный набор оборудования, соблюдать рекомендации по подготовке авто к измерениям и следовать советам по регулировке фар.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как настроить фары правильно?