Как правильно прокачать сцепление?
Проблемы с началом движения автомобиля, «зависание» педали сцепления, сложности переключения передач - все это признаки попадания воздуха в тормозную жидкость. Что делать в такой ситуации? Как самостоятельно прокачать систему? О чем необходимо помнить при выполнении работ? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

На всех автомобилях есть сцепление. Это не удивительно, ведь без такого механизма процесс начала движения и переключения передач стал бы крайне сложной задачей. Только представьте на секунду, если бы КПП была напрямую соединена с двигателем. В такой ситуации  рывки, проблемы с троганием и остановкой, проблемы с переводом ручки КПП на большую или меньшею ступень стали бы обычным явлением. В общем, срок жизни коробки передач при «прямом» соединении сводится к минимуму, как и ресурс силового узла. Чтобы избежать столь негативных последствий и упростить жизнь автолюбителя, было придумано сцепление.



Основные виды и принцип работы

За годы выпуска автомобилей разработчикам удалось создать множество разных видов сцепления, отличающихся по принципу действия и конструкции. Так, сцепление может иметь один или много дисков (первый вариант более популярен). Кроме этого, в зависимости от среды, в которой работают механизмы, сцепление бывает «мокрым» и «сухим». В первом случае узлы системы находятся в масле, а во втором дополнительный смазывающий состав не предусмотрен.

Кроме этого, сцепление может приводиться в действие различным видом приводов. Так, можно выделить узлы на электрическом, гидравлическом, механическом и комбинированном типе. Могут различаться сцепления и конструктивно (по типу давления на прижимной диск) - с центральной диафрагмой или с круговым движением пружин.

Самый популярный тип сцепления - с одним диском, который постоянно находится в работе. Принцип действия построен на сжатии между собой двух ключевых элементов - поверхности маховика, прижимной части «корзины» и накладок диска сцепления. После нажатия на педаль работает привод сцепления. Далее в действие вступает выжимной подшипник, который давит на пружины и отталкивает «корзину» от диска сцепления. Как следствие, первичный вал КПП перестает вращаться. Что касается 2-дискового сцепления, то его главная особенность - в наличие пары рабочих поверхностей. Между данными поверхностями и ведущим диском установлена специальная система регулировки. Последующее отделение происходит уже по обычному принципу.



Причины неисправности

В большинстве автомобилей привод сцепления построен на гидравлическом принципе. При этом одним из главных элементов системы является рабочая жидкость. Это удобно, ведь при отсутствии воздуха состав отлично справляется с передачей усилия от педали на главный и рабочий цилиндр. С другой стороны, даже несущественное просачивание воздуха может стать причиной утери части усилия. Как следствие, сцепление будет включаться не до конца, не будет работать вовсе или потеряет способность к отключению.

В большинстве случаев главной причиной поломки становится попадание воздуха в систему. В отличие от жидкости, воздух может сжиматься под давлением, поэтому педаль становится менее «информативной». В такой ситуации единственным выходом может быть прокачка сцепления и удаление из системы всего лишнего воздуха.



Подготовка инструментов

Перед тем как начать процесс прокачки сцепления, не поленитесь подготовить весь необходимый инструмент. Такая предусмотрительность позволит сосредоточиться на работе и не мучиться в поисках той или иной детали или инструмента, емкости или трубки.

Итак, для самостоятельной прокачки сцепления вам понадобится:

  • Полный набор инструментов. В частности, под рукой должен быть набор гаечных ключей, отвертки разных размеров, пассатижи и так далее. В общем, подготовьте все, что обычно  необходимо при проведении стандартных ремонтных работ;

  • Новую тормозную жидкость. Старайтесь заливать только те составы, которые рекомендованы производителем. Тормозная система и система сцепления - те  узлы, которые не терпят экспериментов;

  • Обрезанную бутылку или любую другую емкость, куда будет собираться старая тормозная жидкость;

  • Специальную трубку (желательно из  резины). Подбирайте изделие таким образом, чтобы оно подходило по диаметру к штуцеру сцепления. Идеальный вариант, если шланг будет прозрачным. В этом случае можно своими глазами увидеть факт выхода воздуха и завершить процесс прокачки при отсутствии последнего;

  • Специальное приспособление, которым можно будет закрепить педаль сцепления. Если рядом есть помощник, то эту работу можно выполнить самостоятельно.


Инструкция по прокачке

Учтите, что в каждом автомобиле могут быть свои нюансы устранения воздуха из системы сцепления. Так что ни поленитесь и внимательно изучите руководство по ремонту. Кроме этого, такая предусмотрительность позволит много быстрее найти необходимые для работы штуцера.

Что касается самой проверки, то есть два популярных способа, которые имеют ряд отличий. В частности, при наличии проблем с педалью сцепления, к примеру, если она «зависает» в верхней позиции, появилась дополнительная жесткость или есть проблемы с работой самой системы, то без регулировки не обойтись.

Важно понимать, что нормальный рабочий ход толкателя просто необходим для качественной прокачки. Толкатель и поршень сцепления играют роль запирающего клапана. В частности, если нет достаточно хода, то данный клапан будет перекрывать основной ход для жидкости. Как следствие, воздух  не покинет систему, а сам результат работы будет нулевым.

Такая же проблема может возникнуть, если имеет место неисправность оттяжной пружины. В этом случае педаль сцепления будет заедать по механике и не сможет возвратиться в верхнее положение.

Итак, алгоритм каждого из способов прокачки выглядит следующим образом:

1. Способ первый. Преимущество этого варианта - простота, доступность и высокая скорость выполнения работ, что обуславливает его популярность у большинства автолюбителей. Сначала в соответствующий бачок доливается тормозная жидкость. Обратите внимание, чтобы от верхнего края емкости был отступ не более 1-2 сантиметров. При заливке тормозной жидкости будьте внимательны, чтобы в систему не попало ничего лишнего. Во избежание неприятностей стоит производить заливку с помощью фильтра.

После выкручивайте крышку со штуцера рабочего цилиндра, натягивайте на него подготовленную трубку и опускайте второй ее конец в емкость. Учтите, что в таре должна быть тормозная жидкость, чтобы исключить дополнительный захват воздуха системой.

После этого делайте несколько срабатываний педали сцепления (попросите об этом помощника). Интервалы между нажатиями должны быть несколько секунд (до 2-х). В момент срабатывания из системы будет выходить жидкость вместе с лишним воздухом. Как только вся тормозная покидает систему, можно вытирать насухо колпачок и возвращать его на место. После педаль отпускается.

Такая процедура выполняется 7-8 раз до момента полного избавления системы от «воздушных пробок». В процессе работ контролируйте уровень тормозной жидкости в бачке. Не допускайте его снижения до минимума - регулярно производите доливку, чтобы край жидкости находился на расстоянии 3-3.5 см от верха.

Важный момент - закручивание перепускного клапана. В этом случае можно рассчитывать на более эффективную прокачку системы.

2. Способ второй. Данная методика более замысловата и применяется, как правило, для автомобилей иностранного производства. Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • поднимайте автомобиль до момента, чтобы можно было снять кожух (защиту) с силового узла;
  • выкручивайте гайки с одного из колес и снимайте его, это необходимо, чтобы добраться к тормозной системе;
  • выкручивайте колпачки, установленные на штуцерах переднего тормоза и основного (центрального) цилиндра системы сцепления, не забудьте хорошенько очистить поверхности от грязи;
  • натягивайте резиновую трубку на штуцер тормозов и прокачивайте систему, это необходимо, чтобы исключить дополнительное попадание воздуха в рабочий состав;
  • как только трубка наполнится жидкостью, натягивайте ее второй край на вывод главного цилиндра, при этом открывайте два штуцера одновременно;
  • нажимайте до упора педаль тормоза, вкручивайте штуцера на тормозной системе и бросайте педаль;
  • процедуру нужно повторить несколько раз до момента, пока в накопительном бачке не пропадут воздушные пузырьки.

На выполнение всех процедур уходит не более получаса. Если же не выполнить работу по прокачке сцепления, то в будущем можно столкнуться с неисправностью КПП  или двигателя.


Особые указания

При выполнении работ по прокачке сцепления учтите несколько полезных советов:

  • используйте только оригинальную тормозную жидкость, имеющую высокое качество, в противном случае высок риск повреждения целостности резиновых элементов системы, потери герметичности и новые проблемы;
  • работайте осторожно, чтобы не допускать попадания пыли и грязи в бак, если же в системе окажутся посторонние элементы, то придется производить полную прочистку;
  • не используйте уже слитую жидкость, она уже потеряла часть своих свойств, поэтому эффективность работы системы будет снижена;
  • если не уверены, что доливаете тот же тип тормозной жидкости, что уже есть в системе, то произведите полную замену;
  • следите за уровнем во время эксплуатации, если он часто снижается, то это явный сигнал появления утечки в системе, в таком случае, чем быстрее вы обратитесь на СТО, тем будет лучше.


Вывод

При первых же признаках неисправности сцепления и появлении воздуха в системе, выделите время на прокачку. Это займет не более 30 минут, зато избавит от множества проблем в будущем. Главное - не скупитесь на качественную тормозную жидкость, подготовьтесь к работе технически и действуйте с учетом рекомендаций.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как правильно прокачать сцепление