Как промыть двигатель промывочным маслом?
В процессе эксплуатации в двигатель автомобиля могут заливаться масла, имеющие разный уровень вязкости, тип, а также набор присадок (антиокислительных, противозадирных, моющих и прочих). Стоит ли в такой ситуации производить промывку силового агрегата с помощью специальных составов? Какие варианты очистки двигателя существуют и в чем именно заключаются особенности каждого из них? Какие промывочные масла пользуются наибольшим спросом на рынке и каким конкретно изделиям рекомендуется отдать предпочтение? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Каждый автолюбитель знает, что замена моторного масла должна производиться регулярно (как минимум, раз в 10-15 тысяч километров). При этом большая часть автолюбителей особо не задумываются над процессом и необходимостью промывки. Делается все просто. Старое масло сливается, а новое - заливается в мотор. Но насколько такой подход опасен для двигателя? Есть ли необходимость в промывке внутренних узлов? По какому алгоритму должна осуществляться эта работа? Разберемся с этими моментами подробно.



Почему мотор нуждается в промывке?

Для начала стоит разобраться, как работает силовой агрегат автомобиля и какую функцию несет смазывающий состав. Здесь все просто. Цель моторного масла - не просто смазать трущиеся узлы, но и очистить мотор от накопившейся грязи, недогоревшей горючей смести, различных микрочастиц, продуктов износа и прочих компонентов. Такая грязь с легкостью смывается со стенок мотора и перемешивается с маслом. Как следствие, смазывающий состав со временем становится темнее, а его вязкость растет.


Казалось бы, можно использовать обычные моющие присадки и забыть о проблеме. Но не тут-то было. Причины здесь две:

  • Во-первых, почти пятая часть масла даже после качественного слива задерживается в различных ячейках и углублениях мотора, впоследствии смешиваясь с новым маслом. Как следствие, только недавно залитый состав теряет «львиную часть» смазывающих качеств;

  • Во-вторых, моющие присадки после заливки масла разлагаются. В дальнейшем, чем больше эксплуатируется машина, тем хуже справляются присадки с поставленными перед ними задачами.

Что получается? С каждой последующей заменой масла работа мотора ухудшается. Эта тенденция актуальна даже в тех случаях, когда водитель применяет масла от известных и проверенных брендов. Сразу стоит отметить, что в случае своевременной замены  рабочей жидкости и заливки качественного масла процесс разрушения мотора происходит медленно.

Исходя из сказанного, напрашивается вывод. Если владельцем автомобиля является один и тот же автолюбитель, то каждый раз промывку производить не нужно - достаточно делать это раз в 2-3 замены.



Когда промывать мотор обязательно?

Бывают ситуации, когда выполнение промывки мотора является обязательным. Здесь стоит выделить следующие ситуации:

  • Автолюбитель принял решение перейти с одного масла на другое. Это касается ситуации, когда меняется тип и вязкость состава. Например, была залита минералка, а теперь заливается синтетика. Важно понимать, что у каждого масла индивидуальный набор присадок, смешивать которые не рекомендуется;

  • Покупается автомобиль с рук. Приобретение машины у другого владельца - почти всегда «рулетка». Нет гарантий, что прошлый владелец нормально следил за машиной, гонял ее на ТО, своевременно производил замену масла и отдавал предпочтение качественным маслам.  Промывка мотора позволяет «обнулить» процесс эксплуатации силового агрегата и начать все заново. В дальнейшем будет проще определиться с подходящим маслом и отрегулировать периодичность его замены;

  • В случае активной эксплуатации. Люди, которые часто путешествуют на своем автомобиле и любят агрессивную езду, должны раньше задумываться о необходимости смены масла. Езда на повышенных оборотах и на большие расстояния требует качественной смазки. Как следствие, без полноценной промывки не обойтись;

  • На турбированных моторах. Опытные автолюбители знают, что турбины нуждаются в качественной смазке. При этом важно, чтобы используемое масло было чистым. Если же просто поменять состав, то оставшиеся остатки грязи могут загубить дорогостоящее устройство. В такой ситуации единственное, что сможет спасти - замена;

  • После ремонта мотора. Если в процессе ремонта двигателя руки дошли до демонтажа головки блока цилиндров мотора, то без промывки силового агрегата также не обойтись;

  • Отсутствует информация о заливаемом ранее масле или необходимой периодичности замены. Такое возможно в ситуации, которая уже рассматривалась выше (покупка с рук) или когда водитель попросту забыл, что и когда заливал;

  • В случае засорения мотора. Бывают ситуации, когда в двигатель случайно попал антифриз, например, в случае прогорания прокладки между блоком цилиндров и ГБЦ. В такой ситуации оставлять имеющуюся «смесь» опасно для двигателя и основных его механизмов.


Варианты очистки

Есть распространенное мнение, что процесс промывки мотора проводится в несколько шагов:

  • слив старого масла;
  • заливка и слив промывочного состава;
  • наполнение системы новым маслом.

На самом деле процесс проходит по-иному. При этом существует несколько вариантов очистки:

  • Снятие и установка мотора. Такой способ считается наиболее полным и качественным. В этом случае мастера демонтируют мотор с прежнего места, разбирают его и вручную вымывают каждую деталь. В качестве моющего состава используется обычная солярка, керосин или бензин. На выполнение такой работы может потребоваться немало времени, но зато и результат отличный. Не стоит забывать еще об одном недостатке такого способа мытья - высоких финансовых затратах, ведь за полную разборку и очистку мастера возьмут кругленькую сумму. Кроме этого, не все владельцы автомобилей готовы дать «добро» на разборку мотора.

  • Залив специальной жидкости для промывки. Такой способ очистки носит название «пятнадцатиминутки». Принцип прост. Автолюбитель сливает с мотора старый состав, после чего заливает новую жидкость и дает поработать двигателю 10-15 минут (на холостых оборотах). Как правило, выделяемого времени достаточно, чтобы выгнать остатки старого масла из всех закоулков. После завершения обработки отработавший состав сливается с мотора одновременно с мусором. То, что такая промывка (в случае правильного применения) дает результаты, не вызывает сомнений. С другой стороны, опытные автолюбители  заявляют об опасности этого способа. Есть мнение, что такой вариант промывки только разжижает грязь, но не успевает в полной мере ее устранить. Как следствие, отлипшие от насиженных мест отложения забивают каналы и многие из узлов недополучают необходимого масла. Наступает так называемое «голодание» мотора. Если же использовать промывающие составы, отличающиеся высокой концентрацией, то можно быть уверенным в отлипании грязи. Но вот раствориться она все равно не успеет. Наиболее рисковые автолюбители применяют по-настоящему мощные составы. Но здесь эффект будет двояким. С одной стороны, грязь растворяется, а с другой - повышается риск разъедания резиновых сальников.

  • Залив масла для промывки. Такой вариант в некотором роде схож со способом, что был описан выше. Разница только в том, что мотор работает с промывочным маслом не 10-15 минут, а эксплуатируется в ограниченном режиме на протяжении 1-2 суток. Последнее время все меньше мастеров рекомендуют этот вариант. Причина в том, что необходимо несколько раз посещать СТО. Кроме этого, есть определенные ограничения и по эксплуатации автомобиля (по скорости и оборотам мотора).

  • Вакуумный насос. По заявлению многих работников СТО прочистка таким методом дает гарантированный эффект от чистки. Но это не так. Такой способ почти бесполезен и применяется только при быстрой смене масла. Практика показывает, что даже мощный насос не способен вычистить скрытые полости силового агрегата.

  • «Долгоиграющий» тип промывки. Такой вариант считается наиболее эффективным. Перед окончательным заполнением системы масла заливается промывочный состав, после чего необходимо проехать 50-500 км. После этого можно сливать промывочную жидкость и заливать свежую. Этого периода достаточно, чтобы растворить имеющиеся отложения и подготовить мотор к заливке нового состава.


Вопросы и ответы: альтернативное мнение

В процессе эксплуатации у автолюбителей возникает масса вопросов в отношении замены масла и необходимости промывки мотора. Выделим наиболее популярные из них:

  • «Стоит ли производить промывку, если синтетическое масло меняется на синтетическое масло?» Если состав масел приблизительно идентичен (касательно присадок в том числе), то отдельно промывать мотор нет необходимости. Лучшее, что может сделать автолюбитель в такой ситуации - чаще производить замену масла и не тянуть с выполнением этой работы. Что касается вариантов промывки, то это в большей степени выброшенные средства, а также риск появления проблем в силовом агрегате;

  • «Есть ли необходимость в промывке мотора при переходе с синтетического на полусинтетическое масло?». Здесь в применении промывочной жидкости нет необходимости. Все, что требуется - использовать в виде промывочного масла тот состав, который планируется заливать в будущем. Если уж и хочется перестраховаться, то последующую замену разрешается делать не через 10, а через 6-7 тысяч километров. Сегодня все чаще можно встретить «пугалки», что в этом случае высок риск сворачивания моторного масла. Но это не так. Современные масла имеют такой состав, чтобы случайное смешивание между собой не ухудшало их качеств;

  • «Стоит ли промывать силовой агрегат, если происходит переход с минерального на синтетическое масло?». Некоторые эксперты уверяют, что даже в этом случае каких-либо особых манипуляций выполнять не нужно. Все, что требуется - залить небольшой объем «синтетики» в мотор, дать последнему поработать какое-то время, после чего слить остатки, поменять фильтр и заливать новое масло.


Обзор промывочных масел

Ниже приведен небольшой обзор промывочных составов. Здесь стоит выделить следующие варианты:

  • ZIC FLUSH - одно из лучших промывочных масел, отличающееся уникальными моющими качествами. Производители уверяют, что применение, такого состава обеспечивает быструю и эффективную очистку мотора и его сальников. Изделие гарантирует сохранение свойств масла и надежно защищает его от окисления. На покупку канистры ZIC FLUSH придется потратить до 16-18 долларов США;

  • ENEOS FLUSH - еще одно промывочное масло, способное избавить силовой агрегат от застоявшейся грязи. По заявлению разработчиков отсоединенные отложения остаются в подвешенном виде, что исключает загрязнение масляных каналов. Канистра ENEOS FLUSH обходится в среднем в 20-25 долларов США;

  • Лукойл - одно из лучших масел в вопросе соотношения цены и качества. Плюсы продукта - высокое качество присадок в составе, отличные противоизносные качества, быстрое растворение грязи. Стоимость изделия может колебаться  небольшом диапазоне - от 13 до 15 долларов США;

  • Лакирис - промывочное масло, которое выполнено на базе простого масла с обязательным добавлением различных присадок (для эффективной мойки и против окисления). Стоимость изделия - 11-13 долларов США;

  • Промо Экспресс - промывочный состав, который активно применяется мастерами на СТО. Стоимость состава - 12-14 долларов США.


Современный способ очистки - применение RVS MF5

Сегодня все больше специалистов склоняется к мнению о необходимости применения комбинированных составов, способных не только очистить мотор, но и восстановить структуру основных узлов. Одним из таких составов является RVS MF5. Благодаря применению ремонтно-восстановительных элементов, стенки цилиндров постепенно восстанавливаются, устраняется риск износа стенок цилиндра. Благодаря этому в камеру сгорания мотора попадает меньше масла, что снижает риск загрязнения и повреждения катализатора. При регулярном применении состава происходит восстановление уплотнителей из резины, что уменьшает риск появления течи масла.

Преимущество RVS MF5 в том, что в составе нет химических растворителей, поэтому он не действует негативно на сальники и резиновые прокладки. Далее происходит реакция  между элементами промывочного состава и утилизация вредных элементов. При этом происходит переработка продуктов распада в полезные элементы. При этом сам промывочный состав работает только с чистыми поверхностями. Это значит, что главной функцией состава является очистка поверхности от отложений и нагаров. Отложения отказываются в масле, после чего выводятся наружу вместе с заменой. Стоит отметить, что RVS MF5 вымывает из масла и воду, которая также может присутствовать в смазывающем составе.



Итоги

Если вы приняли решение промыть двигатель при помощи промывочного масла, то отдавайте предпочтение «длинной» чистке. После определенного пробега в 100-200 км рекомендуется произвести еще одну промывку, а далее заливать новое масло. Если же смазывающий состав полностью потерял свои качества, то необходимо сделать двухразовую промывку (первый раз - короткую, а второй - длинную). При этом держите под контролем качество работы двигателя. Если вдруг забьются масляные каналы,  то без полной очистки  уже не обойтись.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как промыть двигатель промывочным маслом?