Как проверить АКПП?
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) – одно из самых «слабых звеньев» в системе современного авто. Каким образом можно проверить работоспособность автомобиля с АКПП непосредственно в процессе его приобретения? В какой именно последовательности необходимо действовать среднестатистическому неподкованному покупателю? Чему непосредственно следует уделить свое самое пристальное внимание? На эти и ряд других вопросов дает ответы статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Покупка авто на вторичном рынке – это всегда риск. Вы не можете знать, хорошим ли водителем был прошлый владелец, следил ли он за состоянием своего транспортного средства, своевременно ли менял масло и расходные материалы. В общем, подобная сделка – это всегда «рулетка». Но опаснее всего – это покупать б/у автомобиль с автоматической коробкой передач. С чем же это связано?



Слабое «звено»

Как правило, коробка-автомат – это наиболее уязвимый узел автомобиля. При этом главной причиной его выхода из строя является неправильная эксплуатация (по статистике это почти 80-90% всех случаев). После покупки машины с неисправной «коробкой» может понадобиться замена узла, а это огромные затраты. При этом учтите, что АКПП стоит намного дороже своего механического «собрата». Так что проверка «автомата» при покупке машины, прежде всего, в ваших интересах.

Самые грубые ошибки совершают новички, которые пересаживаются с «механики» на «автомат» и при первом же попадании в грязь начинают буксовать (по привычке). Достаточно 15-20 минут подобных «развлечений», чтобы АКПП вышла из строя. Восстановление сожженной «коробки» может вылиться в большую сумму. В худшем случае понадобиться замена агрегата.



С чего начать?

Как правило, проверка АКПП должна начинаться с визуального осмотра (это – стандартная процедура). Осмотрите узел на факт повреждений, дефектов, следов течи масла. Подобные симптомы могут быть причиной явной неисправности «коробки» или участия в ДТП.

При этом не стесняйтесь задавать каверзные вопросы прошлому владельце по поводу судьбы «автомата». Поинтересуйтесь, производился ли ремонт, была ли машина в аварии и так далее. В дальнейшем слова владельца можно с легкостью проверить в ГИБДД. Если узнаете, что машина была в ДТП или АКПП подвергалась ремонту, то лучше не рисковать и отказаться от покупки.

Еще один важный момент – применение прошлым владельцем прицепа. Не секрет, что повышенные нагрузки очень критичны для автоматической коробки передач и могут стать причиной износа. В общем, чем внимательнее будет осмотр и подробнее опрос, тем меньше риска нарваться на неисправное авто.



Уровень масла

Ограничиваться одним лишь визуальным осмотром не стоит – продолжайте работу. Следующий этап – проверка масла в АКПП с помощью обычного щупа. Действуйте в такой последовательности:

  • Поставьте ручку в положение «Р» (в этом случае мотор будет работать на холостых оборотах);

  • Вытяните щуп из «коробки» и протрите его чистой тряпкой; 

  • Возвращайте указатель обратно и снова доставайте его;

  • Осмотрите, до какой отметки доходит уровень масла.

Масло должно располагаться между двумя метками – ADD и FULL (или COLD и HOT). Недостаточный уровень масла может привести к закачиванию масляным насосом порции воздуха. Как следствие, фрикционные диски будут пробуксовывать и со временем сгорят.

Переполненная АКПП – это также плохо. Работающие элементы «коробки» будут «взбивать» масло в пену, что приведет к уменьшению качества смазывания ведомых и ведущих дисков. Как следствие, это станет причиной сгорания и поломки коробки передач.

Во время проверки масла не забудьте оценить его запах. При наличии «аромата» гари можно говорить об износе некоторых элементов и в прошлом неправильной эксплуатации. Большое значение имеет и состав смазывающей жидкости. Возьмите чистый лист и капните на него немного масла. Нормальный цвет – слегка красноватый. Если же замена смазывающей жидкости не производилась несколько лет, то масло может иметь коричневый или даже черный оттенок.

Особое внимание уделите отложениям в масле (обычно их заметно). К примеру, если на щупе вы заметили частицы металла или грязь, то это может свидетельствовать о необходимости ремонта «коробки» и ее чистки.

Учтите, что слишком темное масло, наличие запаха гари или металлических элементов в составе – это повод отказаться от покупки. Такая АКПП может вызвать множество проблем в будущем.

Что делать, если в автомобиле нет щупа? В такой ситуации единственный выход – съездить на СТО и заказать проверку уровня масла КПП (чаще всего это делается посредством компьютерной диагностики). Как правило, такая работа стоит недорого, поэтому экономить не нужно.



Проверка в движении

Заключительный этап проверки должен производиться непосредственно в движении. Ни в коем случае не пропускайте этот этап, ведь только он может показать реальное положение вещей. Последовательность действий следующая:

  • Договоритесь с владельцем о пробном заезде и подберите безопасный участок для тест-драйва. Лучше производить проверку в местах, где меньше автомобилей и есть ровные участки дороги.

  • Подстройте под себя сидение и все зеркала в машине.

  • Запускайте двигатель авто и дайте ему поработать хотя бы 5-10 минут. Этого достаточно, чтобы мотор нормально прогрелся. Учтите, что во время прогрева ручка АКПП должна находиться в положении «P».

  • Как только обороты авто снизились до уровня 700-800, нажимайте на тормоз и переключайте рукоятку в позицию «D». Почти сразу после переключения вы должны почувствовать, что машину буквально «тянет» вперед. К слову, во время перевода ручки прислушайтесь к самому переключению – оно должно быть мягким и без лишних шумов.

  • Ставьте ручку АКПП в нейтральную позицию «N». Сразу после этого вы почувствуете, что «коробка» отключилась (тяга при этом пропадает).

  • Устанавливайте автоматическую коробку передач в положение «R». Здесь ситуация должна быть аналогична той, что мы описывали в п.4. С той лишь разницей, что машину потянет назад. Снова-таки следите за звуками во время переключения. Стуки, шумы, удары – нонсенс.

  • Если подозрений по прошлым проверкам не обнаружено, то возвращайте ручку в положение «D», постепенно убирайте ногу с тормоза и начинайте движение. Как только скорость автомобиля достигнет отметки в 60-70 км/час, выжимайте газ до пола и прислушивайтесь к действию «коробки». Если АКПП исправна, то машина должна в ту же секунду уменьшить скорость. Вы это сразу заметите по резкому скачку оборотов.

  • При наличии в машине функции «overdrive», обязательно проверьте ее работоспособность. Учтите, что тест должен проводиться на ровном участке дороги. Действуйте в следующей последовательности:

- Разгонитесь до скорости в 60-65 км/час;

- Включите режим овердрафта и активируйте овердрафт;

- Прислушайтесь к работе АКПП (она должна переключиться на одну скорость вверх);

- При отключении функции должно произойти обратное действие – скорость переключится, но уже в обратном направлении.


  • 9. Во время теста все время прислушивайтесь к звукам, издаваемым коробкой передач:

- Воющий звук, как у «сирены». Если он лишь кратковременно возникает в гидротрансформаторе во время проведения «stall speed» тестирования, то это нормально. Главное, чтобы после появления он сразу же пропадал;

- Постоянный вой (даже при неподвижной машине) может свидетельствовать о нескольких  неисправностях – ошибках в зацеплении шестеренок, их повреждении, наличии воздуха в масляном насосе, низком уровне масла;

- Жужжание часто говорит о смещение сальника или вибрации золотника регулирующего клапана. Обратите внимание – громкость жужжания должна зависеть от числа оборотов;

- Постоянный дребезг (особенно на низких оборотах) – явный симптом неисправности гидротарнсформатора;

- Прерывающийся дребезг говорит о проблемах с маховиком двигателя. Учтите, что при переводе ручки в положение «P» шум может пропадать;

- Наличие лишних звуков при включении лишь одной из скоростей говорит о неисправности одного из планентарных рядов. В случае если шум пропадает на других скоростях, то проблема может крыться во вкладышах или подшипниках.



Вывод

Будьте внимательны при выборе автомобиля с АКПП, уделяйте внимание всем подозрительным моментам. Если есть явная неисправность – без зазрения совести отказывайтесь от покупки. В противном случае вам не избежать серьезных затрат и больших проблем в будущем. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как проверить АКПП?