Как проверить датчик ABS?
Неисправности датчика ABS могут привести к нарушению работы антиблокировочной системы или к ее отказу, что снижает эффективность торможения, а также несет дополнительные риски для водителя и пассажиров. Какие функции выполняет это устройство и в чем заключаются его особенности? О каких видах датчиков следует знать и каким образом они функционируют в системе ABS? По каким признакам можно определить неисправность и как именно правильно проверить это устройство? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


С появлением системы АБС возросла и безопасность движения. Главное изменение коснулось даже не тормозного пути, а возможности управления машиной в случае экстренного торможения. В состав ABS вошла целая группа устройств, среди которых тормозные механизмы, гидроблок, блоку управления, сенсорные датчики и другие. Одну из главных задач берет на себя датчик АБС. В чем его особенности? Как правильно проверить устройство, и можно ли это сделать своими руками?



Назначение датчика

Блок АБС (антиблокировочная система) — «мозги» тормозной системы машины, которые контролируют многие опции, в том числе и скорость вращения каждого из колес. При  таком построении не обойтись без датчиков, которые бы фиксировали основные параметры и передавали их к управляющему блоку. Последний на базе полученных параметров принимает решение о необходимости работы системы и раздает команды исполнительным органам.

В первых вариантах ABS был задействован только один датчик, местом установки которого был задний мост автомобиля. Со временем антиблокировочная система подвергалась доработке, совершенствовалась и усложнялась конструктивно. Одновременно с этим возросло и количество датчиков (сегодня на многих автомобилях их четыре). Этого количества достаточно, чтобы АБС четко отлеживала скорость вращения каждого колеса в отдельности.



Какие виды датчиков бывают?

Существует три типа датчиков. Внешне они похожи, но конструктивно имеют определенные особенности. Вот они:

  • Датчики индукционного типа — наиболее популярный вариант. Принцип работы построен на изменении напряжения с учетом корректировки магнитного поля. Главным недостатком является неспособность вычисления скорости вращения любого из колес при медленном движении машины;

  • Магниторезистивный датчик — редкий «экземпляр», относится к активному типу. Принцип работы построен на магниторезистивном эффекте, а именно способности полупроводника изменять траекторию перемещения электронов под действием магнитного поля;

  • Датчик, работающий на основании эффекта Холла. Его особенность в том, что движение электронов происходит по краям в процессе колебания силы магнитного поля.


Особенности датчиков

Первый тип датчика — пассивный, а следующие два — активные. В чем же особенности? Пассивные устройства отличаются тем, что они не нуждаются в дополнительном питании. Такой датчик сам вырабатывает электрические импульсы, передаваемые к электронному блоку.

Активные датчики работают по-другому. Им для выполнения поставленных задач необходимо напряжение. В таких устройствах присутствуют микросхемы, из-за которых узел усложняется и становится более уязвимым. Главное преимущество — более высокая точность, что позволяет фиксировать скорость прокручивания колеса даже при движении авто на небольшой скорости.

В отличие от активных, пассивные элементы отличаются более простой конструкцией и, соответственно, имеют повышенную надежность. По этой причине они пользуются наибольшим спросом и устанавливаются почти на все марки  и модели автомобилей.

Вне зависимости от типа, датчики работают в тесном «сотрудничестве» с магнитным полем, поэтому для их полноценной работы требуются дополнительные (исполнительные) устройства. В пассивном виде датчика эту функцию берет на себя импульсное зубчатое кольцо, выполненное из ферромагнита. Устройство крепится на приводном валу или ступице, а также  на поворотной цапфе. Ранее устройство фиксировалось на конических шестеренках основной передачи.



Конструктивные особенности

Как отмечалось выше, наибольшим спросом пользуются пассивные (индуктивные) датчики, поэтому ключевое внимание будет уделено именно им. Так, в основе устройства лежит индуктивная катушка, во внутренней части которой помещается сердечник магнитного типа. Последний монтируется в непосредственной близости от зубчатого импульсного кольца. Монтаж производится таким образом, чтобы между устройствами был хотя бы небольшой зазор.

Для начала работы датчика требуется вращение колеса, при котором формируется магнитно поле (создается сердечником). Через этот поток проходят зубья кольца, что приводит к изменению поля и, соответственно, корректировке напряжения на выходе катушки.

Из сказанного выше видно, что от скорости прокручивания колеса напрямую зависит частота и амплитуда напряжения на выходе изделия. Эта информация идет к направляющему блоку, который оценивает параметр замедления колеса. Если хотя бы один датчик ломается или перестает выполнять возложенные на него функции, система может быть полностью отключена. В такой ситуации тормоза будут работать, но уже с меньшей эффективностью.



Принцип работы АБС

Чтобы проверять и контролировать работу датчика ABS, важно знать особенности и принцип действия системы. Главную нагрузку берет на себя управляющий блок, на который сходят сигналы от четырех датчиков на каждом из колес. По уровню напряжения блок дает оценку необходимости включения системы. Далее информация анализируется и делается вывод в отношении уровня скольжения, ускорения или замедления каждого из колес.  Далее информация обрабатывается и выдается на магнитные клапаны гидроблока, выполняющего функцию управления.

С этого момента за работу принимается главный тормозной цилиндр (ГТЦ). В его задачу входит создание необходимого давления, обеспечивающего появление требуемого усилия в цилиндрах суппортов тормозной системы. Созданного давления достаточно для торможения необходимого колеса.

Особенность работы ABS в том, что давление в системе не зависит от усилия, с которым водитель давит на педаль тормоза. Преимущество АБС в том, что контролируется каждое колесо, что исключает блокировки и повышает эффективность торможения. Машина полностью останавливается, благодаря созданию необходимого давления в тормозном приводе.

Выше рассмотрен принцип действия ABS. Если на машине предусмотрен только задний или полный привод, для контроля вращения колес достаточно одного датчика (монтируется на дифференциале заднего моста). Данные об опасности блокировки берутся с ближнего колеса, а команда касательно создания требуемого давления передаются по отдельности.

Устройство, которое управляет магнитными клапанами, имеет три режима работы:

  • Если клапан впуска открыт, а выпуска, наоборот, закрыт, АБС не мешает процессу повышения давления;

  • Клапан впуска получает соответствующую команду и остается в закрытом состоянии. В таком случае давление остается неизменным;

  • Клапан выпуска получает сигнал об уменьшении давления, после чего открывается. В свою очередь, клапан впуска закрывается, а давление уменьшается из-за включения обратного клапана.

Наличие таких режимов приводит к тому, что снижение/повышение давления происходит по ступеням. Если же появляются проблемы, происходит деактивация ABS, а тормозная система работают самостоятельно. Появление проблем удается диагностировать по индикатор, который загорается на приборной панели.



Как проверить датчик?

В случае выхода датчика из строя, прибор не передает к «головному мозгу» необходимый набор команд. По этой причине АБС перестает нормально работать, и в случае аварийного нажатии на педаль тормоза происходит блокирование колес. При появлении свечения соответствующей контрольной лампы необходимо ехать на СТО для выяснения причины проблемы.

Как отмечалось выше, индукционный датчик имеет в основе катушку, работающую в комплексе с зубчатым диском из металла. Последний расположен на ступице колеса. Наиболее популярной поломкой является обрыв провода. Диагностировать неисправность проще всего при помощи мультиметра, специальных пинов и паяльника.

Для выполнения работы требуется подключить пины к разъемам, после чего с помощью мультиметра измерить сопротивление датчика. Норма сопротивления указывается в руководстве по эксплуатации. В ситуации, когда R (сопротивление) стремится к «нулю», можно говорить о КЗ в цепи. Если же прибор показывает бесконечно большой параметр, речь идет об обрыве.

После требуется проверка сопротивления с учетом вращения колеса. Если датчик целый, показатель R должен меняться. Если параметр не меняется, требуется осмотреть цепочку, найти обрыв (если он имеется) и устранить неисправность. Разрывы желательно объединять путем пайки (скрутка запрещена). Это необходимо, чтобы избежать окислительных процессов или разрывов. У каждого устройства имеется своя маркировка, полярность и цвет. Эту информацию необходимо учесть в процессе выполнения работы.

Если датчик вышел из строя, необходимо определить варианты демонтажа устройства, после чего заменить его. При выборе нового изделия лучше не экономить и ориентироваться в первую очередь на качество.

Чтобы провести полную диагностику, потребуется не только проверка контактной группы датчика, но  прозвонка проводки. Одна из распространенных причин выхода из строя — нарушение целостности проводов. При отсутствии неисправности параметры должны быть следующими:

  • Измерение R между ножкой и правым датчиком спереди — от семи до двадцати пяти Ом;

  • Измерение R между ножкой и правым датчиком сзади — от шести до двадцати четырех Ом;

  • Сопротивление изоляции — от 20 МОм.

Во многих автомобилях предусмотрена система автоматической диагностики. Ее особенность заключается в наличии информационного экрана, на который выходят коды ошибок. Последние могут быть расшифрованы с помощью информации из мануала к автомобилю.



Причины неисправности

В завершение стоит разобраться, по каким причинам индукционный датчик может выходить из строя. Как уже отмечалось, это устройство имеет простую конструкцию и отличается максимальной надежностью, поэтому его неисправности — редкое явление. Наиболее распространенная проблема — нарушение целостности проводки, которая проводит сигналы к управляющему блоку системы.

Датчики  с проводкой находятся в непосредственной близости от колес, потому через какое-то время имеется риск замыкания или обрыва цепи. В ряде случаев сбой происходит из-за окислительных процессов на контактных соединениях.

Благодаря наличию самодиагностики системы АБС в момент запуска, выявить неисправность датчика несложно, ведь узел самостоятельно сканирует устройства и оповещает водителя о проблемах путем зажигания специальной лампы на панели приборов.

Всего существует четыре типа поведения в случае обнаружения поломки:

  • Система выявляется неисправность и отключается АБС. В этом случае причина может быть в обрыве провода, который идет от датчика, или в сбое работы управляющего блока;

  • Самодиагностика проходит, проблем нет, но ABS после завершения проверки все равно отключается. Такая ситуация часто свидетельствует о повреждении проводки, которая идет к датчикам. Причиной неисправности может быть замыкание, нарушение цепи или окислительный процесс на контактах;

  • Система самостоятельной диагностики находит ошибку, но при этом АБС продолжает выполнять поставленные задачи. Такое поведение говорит о том, что в цепи имеется обрыв на каком-либо из датчиков;

  • АБС не включается вовсе. Такое возможно в случае повреждения проводки или из-за нарушения целостности импульсного кольца, наличия надломов или сколов. Проблема может быть связана и с повышенным износом подшипника ступицы и появления в нем люфта.

Как видно, неисправности ABS часто связаны с проводкой, поэтому диагностировать проблему в большей части случаев не составляет труда. Как уже отмечалось, для проверки будет достаточно и мультиметра, но можно использовать и осциллограф, с помощью которого реально оценить частоту колебаний и амплитуду.



Итоги

Датчик АБС — важный элемент антиблокировочной системы, о корректности и точности работы которого во много зависит эффективность тормозов в целом и безопасность движения. Вот почему неисправности этого устройства желательно выявлять и устранять как можно раньше.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как проверить датчик ABS?