Как проверить исправность катушки зажигания?
Катушка зажигания - это ключевой узел системы зажигания, вырабатывающий высокое напряжение для его последующей подачи к свечам и воспламенения топливовоздушной смеси. Каково назначение и виды данных устройств? В чем причины неисправностей и каковы способы их устранения? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Сбои в работе бензинового мотора и проблемы с пуском в холодную и  теплую походу - все это зачастую связано с проблемами в системе питания и зажигания. При наличии  таких неисправностей поиск причины стоит начинать с катушки зажигания. Что это за узел? Какие его функции? Как правильно производить проверку?



Назначение

Катушку зажигания можно по праву назвать «сердцем» автомобиля. Именно она - «поставщик» напряжения, необходимого для образования искры на свечке зажигания. Катушка, как устройство, применяется во всех видах систем зажигания - электронного, бесконтактного и контактного.

Катушка зажигания - небольшой трансформатор, в основе которого лежит две отмотки - низкого и высокого напряжения. На «первичку» поступает напряжение бортовой сети (12 Вольт), а со вторичной обмотки снимается напряжение в несколько тысяч вольт.



Основные виды

Сегодня существует несколько основных видов бобин (катушек зажигания), каждая из которых имеет свои особенности:

1. Общая катушка - тип катушки зажигания, которая используется в различных системах (контактной, системой зажигания с участием распределителя и бесконтактной). Конструктивно данный узел прост. В основе две обмотки:

  • Первичная - содержит небольшое число витков - от 100 до 150. Обмотка выполнена из медной изолированной проволоки. Для подведения напряжения предназначено два вывода, расположенные на  крышке катушки;

  • Вторичная - обмотка высокого напряжения, в которой количество витков достигает 15-30 тысяч. В отличие от первичной обмотки, здесь применяется более тонкий провод. Один вывод обмотки подключается к минусу «первички», а второй - с центральным выводом на крышке (именно он обеспечивает отвод высокого напряжения).

С целью увеличения силы магнитного поля обмотки размещаются вокруг металлического сердечника. Для защиты от внешних воздействий они спрятаны в специальный корпус с надежно фиксируемой крышкой. Во избежание перегрева катушка заполняется трансформаторным маслом.

К главным параметрам «бобины» можно отнести сопротивление каждой из обмоток. Так, сопротивление «первички» должно быть на уровне 3.2-3.5 Ом, а «вторички» - от 5 до 9 тысяч Ом.  При наличии отклонений в данных параметрах можно говорить о неисправности «бобины».

Принцип действия узла основан на появлении во «вторичке» высокого напряжения. Поступающее в первичную обмотку напряжение бортовой сети, способствует возникновению магнитного поля. Последующая отсечка тока приводит к появлению напряжения во «вторичке» узла, которое поступает по проводу к распределителю, а далее - к свечам зажигания.

2. Индивидуальная катушка - тип устройства, используемого в системах с электронным зажиганием. Как и в общей катушке, здесь есть «первичка» и «вторичка». Главное отличие - в расположении обмоток, которые намотаны в обратном порядке. В первичной обмотке стоит сердечник внутреннего типа, а снаружи вторичной - внешнего типа.

Кроме этого, в индивидуальной катушке возможна установка электронных элементов. При этом высокое напряжение идет не через распределитель, а непосредственно на свечи зажигания. Это возможно, благодаря особой конструкции, включающей в себя изолирующий корпус, пружинку и стержень. С целью отсечения тока во «вторичке» катушки установлен специальный диод.

3. Двухвыводная катушка - еще один популярный тип «бобины». Ее особенность - надежность и способность одновременной подачи искры к паре цилиндров. Во время подачи напряжения к свечам только один из двух цилиндров находится в нужном для воспламенения топливовоздушной смеси положении. Во втором цилиндре искра возникает, по сути, вхолостую.

Двухвыводная катушка часто по-разному соединяется с катушками зажигания:

  • при помощи высоковольтных проводов;
  • посредством различного подключения, когда одна свечка питается непосредственно с применением наконечника, а вторая - через высоковольтный проводник.

По своей конструкции обе двух выводные катушки часто объединяются один общий блок, называющийся 4-х выводной катушкой.



Причины неисправностей

Длительная эксплуатация катушки зажигания неизбежно изнашивает узел и повышает риск выхода устройства из строя. При этом основную опасность несет риск перегрева по причине внутреннего КЗ. При достижении температуры больше 150 градусов Цельсия устройство окончательно выходит из строя.

Часто причиной перегрева являются проблемы в системе управления силовым узлом. Во избежание таких ситуаций нужно контролировать два основных момента:

  • во-первых, электрические цепи и АКБ должны работать идеально и без сбоев;
  • во-вторых, для нормальной работы катушки зажигания напряжение питания должно составлять 11,5 Вольт.

При наличии явного повреждения в кабеле зажигания или снижении производительности АКБ в бортовую сеть поступает меньшее напряжение. Как следствие, эффективность работы катушки зажигания падает. В зоне риска находится и модуль зажигания, который также часто повреждается.

Кроме этого, к причинам неисправности катушки зажигания можно отнести:

  • Механические дефекты. Так, «бобина» может быть повреждена из-за нарушения целостности изоляции. Вероятная причина данной проблемы - протекание масла через уплотнители.

  • Выход из строя контактного соединения. При наличии дефектов на катушке зажигания и попадания в нее влаги возможно появление переходного сопротивления. Данная проблема часто возникает при вышедшей из строя системы зажигания, в случае сильного дождя или мойки транспортного средства. Зимой причиной поломки «бобины» может стать состав, которым посыпаются дороги для борьбы с гололедицей.

  • Технические сбои в работе. Так, индивидуальные катушки часто подвержены чрезмерному образованию тепла. Данная особенность часто приводит к снижению ресурса изделия.

  • Вибрации. Снова-таки, больше всего подвержены вибрациям индивидуальные «бобины». Источником может быть головка цилиндров двигателя. Итог - повреждение катушки.


Проверка катушки зажигания: секреты и тонкости

При сбоях в работе силового узла (к примеру, в случае проблем с пуском) одной из причин может быть «бобина». В такой ситуации вы должны знать, как произвести необходимые проверки и устранить поломку (произвести замену) устройства.

Сегодня есть два основных метода проверки катушки:

1. На искру. Преимущество данного способа - возможность проверки даже в «походных» условиях, то есть непосредственно в дороге. Минус лишь в том, что нет никаких гарантий, что причина проблемы - именно катушка зажигания. Для выполнения работы не требуется никаких специальных приборов. Все, что необходимо - наличие ключа для выкручивания свечей, целой свечи и плоскогубцев (этот инструмент, как правило, всегда есть в багажном отсеке автомобиля).

Итак, если вы заметили сбои в работе мотора, проблемы с запуском или троение, то обязательно проверьте катушку зажигания. Начните с обычного осмотра проводки и коммутирующих проводов на факт целостности. Производите проверку всех узлов - начиная со свечей зажигания и заканчивая самой катушкой. Проследите, чтобы ключ зажигания находился в «нулевом» положении (в противном случае есть риск попасть под напряжение). Конечно, напряжение вряд ли вас убьет, но неприятные ощущения точно доставит.

После выдергивайте со свечи первого цилиндра наконечник и подключайте его к заведомо целой свече. Далее подносите наконечник к металлическому элементу (без наличия краски). Теперь попросите помощника несколько раз провернуть коленчатый вал путем поворота ключа в замке зажигания.

В этот момент на катушке появится напряжение, и она начнет работать  в своем привычном режиме. На выводы «бобины» будут выдаваться высоковольтные импульсы, которые можно будет увидеть в виде искры между электродами свечи. Теперь анализируйте результаты:

  • если возникающая искра имеет ярко-фиолетовый оттенок, то можно быть уверенным в исправности катушки;
  • наличие плохой искры оранжевого цвета - явный признак проблем с проводкой или самой катушкой;
  • отсутствие искры - сигнал неисправности самой проводки или обрыва одной из обмоток.

При отсутствии заведомо исправной свечи можно использовать одну из свечей, установленных в силовом узле. При этом сначала выкручивайте устройство с помощью специального ключа, а после проводите проверку по упомянутому ранее методу. При этом помните о вероятности неисправности самой свечи  и делайте проверку сразу на нескольких свечах. Одновременно со свечкой желательно менять местами и наконечники, чтобы исключить вероятное повреждение в самом высоковольтном проводе.

Если в машине установлена индивидуальная катушка, то проверку можно выполнять посредством изменения ее положения. К примеру, катушку для 1-го цилиндра можно поставить на место 2-го и так далее. При этом менять нужно исключительно катушки, а проводку, которая идет к ним, лучше не трогать.

2. Измерение сопротивления. Если первая проверка не дала результатов, то стоит перейти к более точному варианту - измерению сопротивления в каждой из обмоток катушки. Здесь для работы понадобится мультиметр с возможностью установки диапазона измерений в 2 Мом. При выполнении данной проверки обязательно измеряйте обе обмотки. При этом для лучшего результата стоит демонтировать узел.

Перед тем как проводить измерения, обязательно загляните в мануал на факт того, какими должны быть номинальные значения у катушки вашего авто. В среднем сопротивление «первички» находится в диапазоне от 0.5 до 3,5 Ом, а «вторички» - от 7 до 10 кОм (показатели могут различаться, в зависимости от модели авто и типа установленной «бобины»). Перед началом проверки убедитесь и в исправности самого прибора, замкнув концы между собой.

Проверку начинайте с первичной обмотки. Для этого берите щупы и подключайте их к началу и концу «первички» (они находятся с боков катушки). После измерений от полученного параметра вычитайте сопротивление «измерителя» (указывается в инструкции самого мультиметра) и сверяйте полученный параметр с номинальным. Даже незначительный выход из нормы - уже свидетельство неисправности катушки.

После приступайте к следующему этапу - проверке вторичной обмотки. Здесь берите щупы и касайтесь одним из них к центральному проводу, а вторым - к боковому (расположение щупов в данном случае не имеет значения). После этого снова сверяйте результаты измерений с теми, что указаны в инструкции.

Если в автомобиле установлена индивидуальная или 2-х выводная катушка, то принцип проверки может различаться.  К примеру, в случае с двухвыводной катушкой показатели сопротивления будут идентичными на обоих вторичных выводах. Но стоит учесть, что на моторах с четырьмя цилиндрами может применяться блок, в составе которого находится две такие катушки. Как следствие, проверку нужно осуществлять на всей группе центральных выводов.

При измерении сопротивления на «первичке» индивидуальной катушки щупы нужно подключать к выводам по бокам (в местах, где происходит коммутация клеммы с проводами). При измерении сопротивления «вторички» учтите полярность. Чтобы не перепутать щупы последние имеют различные цвета (красный и черный). Во время измерений сопротивления на второй обмотке щупом черного цвета касайтесь к центральному выводу, а красного - к стержню наконечника.

Как показывает практика, описанных методов вполне достаточно, чтобы выявить дефект катушки зажигания. Более серьезную диагностику можно произвести только на специализированном СТО с помощью точного оборудования.



Итоги

Катушка зажигания - ключевой узел, который несет непосредственную ответственность за работоспособность и стабильность работы силового узла. Вот почему так важно уделять особое место проверке катушки, своевременно диагностировать неисправности и устранять их.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как проверить исправность катушки зажигания?