Как работает система «старт-стоп»?
«Старт-стоп» - современная система, созданная для экономии топлива и снижения вредных выбросов в атмосферу. Как она работает? Из каких узлов состоит? Какие разновидности данной системы существуют? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Многие автолюбители слышали о такой системе, как «старт-стоп». При этом познания большинства ограничиваются только тем, что это якобы специальная кнопка, запускающая и отключающая двигатель. На самом же деле назначение и принцип действия устройства много интересней. В данной статье постараемся охватить все наиболее важные моменты.



Цели изобретения

С чего вообще началась эпоха развития start stop? Человечество понимает, что происходящие в мире процессы идут далеко не на пользу. Глобальное потепление, различные катастрофы, загрязнение атмосферы – все это ведет нашу планету к какой-то неопределенности в будущем. Чтобы хотя бы немного замедлить разрушительные процессы, ученые задались целью снизить поток вредных выхлопов в атмосферу, источниками которых являются в первую очередь автомобили.

Ученые выяснили, что почти треть своей жизни двигатель работает вхолостую. Это только кажется, что мы постоянно в движении. Вспомнить, только, как долго машина стоит на светофорах или сколько времени уходит на прогрев в холодное время года. Если сложить все время простоя, то у некоторых автолюбителей может получиться и больше.

Ученые придумали, как разгрузить природу хотя бы в эти 30%. Ими была разработана специальная система старт-стоп. Как правило, ее установка производится только на гибридные авто, но и на обычных авто она нужна не меньше. Производители известных марок планируют к концу 2015-началу 2016 годов перевести более чем половину авто на такие системы.

В чем же позитивные моменты системы? Установка старт-стоп позволяет решить сразу несколько основных задач:

  • снизить объемы выброса вредного угарного газа в атмосферу;
  • уменьшить расходы топлива и свои средства;
  • добиться снижения шума, которые издает автомобиль. Это стало возможным за счет существенного снижения времени работы ДВС.


Конструктивные особенности

Давайте же рассмотрим из чего состоит и как работает старт-стоп. Здесь все просто. В основе системы  два устройства: одно обеспечивает многократный пуск двигателя, а второе – управление всеми функциями системы. Реализация поставленных задач выполняется за счет нескольких основных принципов:

  • пуска двигателя при помощи более модного стартера;
  • впрыска топливовоздушной смеси и ее дальнейшего возгорания;
  • использования возможностей специального стартер-генератора.

На сегодняшний день одной из наиболее популярных и надежных является система «старт-стоп» от компании Бош. Именно такая модель установлена на многих современных марках авто – БМВ, Ауди и прочие. При этом результат действительно поражает. Установка «волшебной» кнопки дала возможность снизить процент вредного СО, доля которого стала много ниже 8%.

Основной элемент всей системы – это стартер, на котором лежат основные функции. Его особенность – максимальная устойчивость к многократным запускам, что делает ресурс практически безграничным. Кроме этого, в процессе создания системы используется бесшумный приводной механизм, который является гарантией почти мгновенного запуска мотора.

Итак, какие же функции способна выполнять система старт-стоп? Ее основные задачи – запустить двигатель, остановить его (когда это необходимо) или произвести своевременную подзарядку АКБ. При этом работоспособность системы обеспечивается за счет нескольких основных узлов – блока управления, целой группы входных датчиков и исполнительных устройств.

К наиболее важным входным устройствам можно отнести следующие датчики – количества оборотов коленвала, педали сцепления, АКБ, управления ДВС и так далее. Все они собирают информацию и передают в ЭБУ. К слову, это очень важный момент. В системе старт-стоп не предусмотрено своего блока управления – используется общий «мозговой центр», отвечающий за остальные системы.

Стоит отметить, что для полноценной работы «старт-стоп» нужны эффективные исполнители. Как правило, данную задачу выполняют катушка зажигания, форсунки системы впрыска и стартер.



Принцип работы

С составляющими элементами, которые образуют системы, мы определились. Остается лишь понять, как все это взаимосвязано между собой, и в какой последовательности работает. Итак, когда автомобиль останавливается на светофоре или стоит в пробке, система быстро реагирует на изменение режима. Ее основными «информаторами» являются упомянутые выше датчики, которые и сообщают о простое.

Система без промедления останавливает мотор, а вся нагрузка автомобиля перекидывается на АКБ. Чтобы активировать стартер, достаточно нажать сцепление (для автомобилей с ручной КПП) или выжать тормоз (для авто с АКПП). В этот момент происходит мгновенный запуск двигатели, и авто может продолжать движение. Число циклов является почти бесконечным, поэтому можно не переживать о преждевременном износе системы.

Одновременно с этим старт-стоп держит под контролем уровень аккумулятора. Если тот опускается ниже допустимого предела, то датчик АКБ обязательно об этом сообщит. Как следствие, система отключается и производит пуск двигателя. Как только батарея набирает необходимую мощность, система снова будет работать в штатном режиме. При необходимости водитель может самостоятельно производить отключение старт-стоп. Все, что для этого требуется – нажать на кнопку, расположенную на приборной панели.



Виды современных систем «старт-стоп»

Порадовала своей разработкой и компания Киа Моторс. Специалистам концерна удалось разработать обновленный вариант системы Start-Stop под названием ISG. Особенность системы – способность не только запускать и останавливать двигатель, но и управлять генератором транспортного средства. Система ISG может снимать питание с генератора в момент наибольших нагрузок  силового узла. Благодаря этому, получается сэкономить немалые объемы топлива.

Возможна и обратная ситуация. К примеру, водитель жмет на тормоз, и мотор не нуждается в дополнительной мощности. Как следствие, вся энергия направляется на подзарядку АКБ. Если же заряд аккумулятора снизится меньше 75%, то системе ничего не останется сделать, как самоотключиться.

Отличной разработкой порадовала и компания Valeo. В своей системе «СТАРТ»  (START) разработчикам удалось задействовать специальный реверсивный генератор. Такой системой оборудованы многие авто известных марок - Ситроен и Мерседес. Благодаря казалось бы простой разработке, удается экономить не менее 10% топлива. Для кошелька такой бонус является более чем существенным.

В чем же смысл реверсивного генератора? Это устройство представляет собой механизм переменного тока, способный менять принцип своего действия. Он может играть роль стартера или генератора. Работа системы выполнена так, что усилие на генератор может подаваться в разных направлениях. При этом устройства работает максимально тихо. Время пуска минимально и составляет всего 0.4 секунды. К примеру, у простого стартера запуск производится в два раза дольше.

В отличие от системы старт-стоп копании БОШ, система от Valeo имеет свой блок управления, который взаимодействует с ЭБУ двигателя. Остальная часть (в том числе и датчики) ничем не отличается.

Есть еще одна интересная разработка SISS от компании Мазда. Ее полное название – Smart Idle Stop System. Пуск силового узла производится путем впрыска необходимой топливовоздушной смеси с дальнейшим ее воспламенением. Как правило, такие системы устанавливаются исключительно на бензиновых двигателях, где предусмотрен непосредственный впрыск.

Для обеспечения нормальной деятельности SISS системы, поршни всегда занимают определенную позицию, которая позволяет максимально быстро произвести запуск двигателя. В процессе старта в камеру сгорания цилиндров подается необходимый объем топлива, которое воспламеняется и дает импульс для заводки авто. Чтобы процесс произошел намного быстрее, к работе подключается стартер. Благодаря разработке системы, удалось добиться существенной экономии, которая достигает до 9-10% топлива.



Актуальность применения

В заключение стоит упомянуть, насколько актуально применение системы. Если читать  рекламные проспекты, то цифры попадаются разные. Наиболее скромные рекламщики обещают до шести процентов экономии. Более наглые утверждают, что система может экономить до 31% бензина.

Как же ведет себя система в реальности? Эксперимент проводился на автомобиле Ауди А7 с АКПП и двигателем 3.0. Первый же 27-ми километровый участок дал экономию почти в пол литра. При этом общий расход топлива уменьшился на 8%. Если же постоять в пробках, то экономия достигает 4.5%. Но из-за частого перевода нагрузки на АКБ и его разряда система очень скоро перестает останавливать двигатель, давая возможность аккумулятору набрать необходимую емкость.



Вывод

Можно сделать вывод, что система старт-стоп работает. Пусть не так мощно, как об этом заявляют рекламные проспекты, но экономия видна невооруженным глазом. Кроме этого, снижаются и объемы вредных выхлопов в атмосферу, что также является одним из наиболее важных факторов. Так что если есть возможность обзавестись качественным авто с такой системой, то нужно пользоваться своим шансом.

Стоимость ремонтаНайти запчасть