Как сделать притирку клапанов?
Своевременная притирка клапанов способствует повышению компрессии, а также увеличению ресурса и динамики силового узла. Есть ли необходимость в выполнении подобного рода работ и реально ли осуществить задуманное в условиях обыкновенного гаража? Какие именно инструменты могут пригодиться во время притирки клапанов? Каким способам восстановления следует отдать предпочтение и в чем особенности каждого из них? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Каждый автолюбитель, который хоть немного знаком с конструкцией автомобиля, знает о важности такого узла, как двигатель. Именно от слаженной работы его элементов во многом зависит эффективность работы транспортного средства, динамика, экономичность и многие другие параметры. При этом одну из главных задач несут клапана. Именно они путем своевременного открытия позволяют выйти сгоревшим газам и посредством закрытия позволяют создать давление внутри камеры сгорания.



Нужна ли притирка?

Даже несущественные повреждения в клапанной системе и плохое качество прилегания клапана к элементу силового узла может стать причиной ряда проблем - ухудшения характеристик мотора, падания компрессии и так далее. В такой ситуации может спасти только притирка клапанов, которая должна выполняться профессиональными мастерами и с применением необходимого оборудования.

Опытные мастера знают, что компрессия двигателя - определяющий фактор выбора машины как на вторичном рынке, так и в салоне. Измерения этого параметра позволяют многое узнать о состоянии элементов силового агрегата и его потенциальном ресурсе. Чем больше компрессия создается внутри камеры сгорания, тем лучшие условия для работы внутренних  элементов мотора - поршней, шатунов и других.

На уровень компрессии в моторе влияет два основных фактора - четкость притирки клапанной системы, а также состояние ГБЦ. Чем лучше каждый отдельно взятый клапан прижимается к поверхности, и чем меньше образующаяся щель, тем выше компрессия и тем лучшие параметры выдает мотор.

Многие считают, что притирка клапанов может быть выполнена только в условиях сервиса и при участии мастеров. Это действительно так. На специальном оборудовании и при наличии необходимого опыта вероятность успешной притирки выше. Но если знать ряд секретов выполнения работы, иметь минимальный набор инструментов и желание сделать работу своими руками, то в самостоятельной притирке ничего сложного нет. Главное - проявить предельную внимательность и четко следовать алгоритму.



Что может пригодиться?

Первое, с чего стоит начинать работу - подготовка минимального набора инструмента для осуществления притирки клапанного механизма. Здесь потребуются следующие «комплектующие»:

  • Специальная паста для притирки. Ей необходимо обрабатывать поверхность клапана по краям. Именно благодаря пасте создается специальный слой, который исключает формирование зазора. Сегодня выбор таких изделий широк. Главные критерии, который становятся определяющими при выборе - качество изделия и уровень финансов. При этом стоит учесть, что притирочная паста выпускается в двух вариантах - крупно- и мелкозернистая. Первый вариант подойдет для осуществления грубой обработки, а второй - для заключительного (точечного) оттачивания. Если верить специалистам, то притирку клапанов лучше делать с применением мелкозернистой пасты. Но здесь не все однозначно. При существенном повреждении «тонким» составом не отделаться - придется использовать пасту с крупным зерном;

  • «Шарошка». Такой инструмент есть на каждом СТО. Его назначение - эффективное восстановление седел клапанных механизмов. По сути, это насадка, которая позволяет быстро и качественно произвести обработку клапана и обеспечить его плотное прилегание к поверхности. При покупке изделия стоит учитывать основные параметры силового агрегата - диаметр отверстия под клапан и угол «скоса». Сегодня на рынке представлено три типа «шарошек», способных производить обработку под несколькими углами - 30, 45 и 60 градусов. Такие устройства для притирки весьма эффективны при устранении нарушений целостности седел. Первым этапом работ всегда является замена направляющих клапанной системы, а вторым - притирочные мероприятия;

  • Новые клапана. При выполнении притирки может потребоваться полная замена клапанов  в случае, если все старания не принесли результатов и качество прилегания не улучшилось. В такой ситуации лучше не экономить и сразу приобрести качественные клапана;

  • Дополнительное оборудование. В зависимости от выбранного варианта притирки может потребоваться ряд специальных приспособлений - дрели, резиновой трубки с нужным диаметром и другие устройства.


Варианты притирки клапанов

Как упоминалось выше, выбор оборудования для работ зависит от варианта притирки в клапанной системе. Здесь есть несколько способов:


  • С применением дрели. Этот вариант получил наибольшее распространение у обычных автолюбителей, не имеющих под рукой необходимого оборудования для притирки. В качестве основной техники здесь применяется обычная дрель и резиновая трубка. Для начала выбирается подходящий по диаметру и длине шланг. После первый край трубки фиксируется на клапане, а второй - на дрели. Теперь остается нанести необходимый объем пасты для притирки на клапан, поставить последний на свою позицию в ГБЦ и начинать притирку. В случае применения присоски, последняя должна монтироваться на клапанной тарелке.
Многие советуют в случае применения методики не форсировать обороты дрели и стараться работать с минимальной скоростью. Чтобы реализовать задуманное, стоит подготовить инструмент с возможностью регулировки скорости или шуруповерт (там такая функция присутствует). Вращение должно прекращаться в момент, когда клапана касаются седельной части. Учтите, что прикладывание усилий при такой  работе запрещено - все должно происходить аккуратно. В противном случае есть большой риск неправильной притирки, что повлечет за собой обязательную замену клапанов.

Есть еще одна полезная рекомендация, о которой многие автолюбители забывают. При выполнении работ стоит использовать минимум пасты для притирки. При этом лучший вариант - применение алмазного состава. Что касается зернистости, то обработку стоит начать с крупнозернистой пасты, а заканчивать мелкозернистой.

Как только притирка завершена, необходимо смыть остатки пасты и вычистить детали. Плохо, если абразивная паста оказалась внутри головки блока цилиндров - это запрещено. В дальнейшем это может привести к выходу дорогих деталей из строя и необходимости проведения капремонта мотора.

На успех притирки с помощью дрели влияние имеет и опыт человека, который выполняет работу. Без наличия определенных навыков появления рисок или канавок в процессе притирки неизбежно. В такой ситуации появляется большой риск поломок. Так что при отсутствии опыта лучше отдавать предпочтение более безопасным и эффективным способам притирки, о которых пойдет речь ниже. Что касается дрели, то ее применение не запрещено, но опытные мастера смотрят на применение такой методики с недоверием. Плюсы способа - отсутствие необходимости в покупке дорогостоящих элементов и простота.



  • Ручная притирка. Многие специалисты применяют ручную методику притирки, хотя она является устаревшей. Для работы используется специальная присоска. Как и в прошлых случаях, на легкую «прогулку» рассчитывать не стоит. Здесь потребуются определенные навыки для выполнения работ. При этом учтите, что в автомобильных магазинах несложно найти специальные устройства для притирки, которые представляют собой набор присосок и специальный стержень.
Недостаток ручной притирки - сложность процесса и большие временные затраты. В среднем для обработки одного клапана придется потратить до 15-25 минут. При отсутствии навыков риск что-то сделать неправильно большой, поэтому новичкам от такой методики лучше отказаться. Из плюсов стоит выделить минимальные затраты на покупку приспособлений и возможность выполнить работу в условиях гаража.



  • Применение пневматического инструмента для притирки. Еще один неплохой вариант. Он подразумевает использование пневмомашинки - инструмента, позволяющего автоматизировать ручную притирку. Здесь моторчик соединяется со штифтом, который, в свою очередь, вращается под действием энергии сжатого воздуха. Главная сложность - потребность в специальном оборудовании, являющемся источником сжатого воздуха.
Принцип выполнения работы прост. На штифте ставится присоска требуемого размера. Именно она впоследствии фиксируется на клапанной тарелке. В специальный комплект, как правило, включен целый набор различных присосок. Под действием сжатого воздуха мотор гарантирует вращение штифта с прикрепленной к нему присоской, благодаря чему происходит и вращение самого клапана. Так шаг за шагом производится и сама притирка. Перед изменением направления вращения клапан должен провернуться в среднем на 75 градусов.

Преимущество варианта - простота исполнения, доступность и эффективность. Здесь не требуется наличия специальных навыков, ведь специальное устройство самостоятельно регулирует ключевые параметры притирки - частоту вращения и угол. Благодаря высокой скорости вращения (она больше, чем у дрели) на притирку клапанов уходит меньше времени. Всего 2-3 минуты и работа готова.

Есть еще один плюс упомянутого устройства, о котором стоит упомянуть - наличие удобной упаковки для хранения (пластикового противоударного кейса). Такая особенность может стать дополнительным бонусом в случае применения вне СТО.

Главные плюсы - высокая скорость обработки каждого из клапанов, удобство применения, возможность проведения работ без специальных навыков, гарантия качества. Здесь риск что-либо испортить (даже при неправильном исполнении) минимален.



  • Притирочная пневмомашинка и пристукивание. Главное отличие методики от той, что была описана выше - вариант притирки. С помощью такой машинки притирка производится не посредством вращения (как это происходит обычно), а  путем пристукивания.
Принцип прост. Для начала необходимо выбрать правильную присоску для пневмомашинки. После этого выбранная присоска крепится на клапанной тарелке. Скорость притирки клапанов может регулироваться при помощи специального колесика, что упрощает выполнение работы. Если приобрести использовать такой тип притирки, то можно рассчитывать на максимальную точность выполненных работ.

Процесс притирки осуществляется путем большого числа возвратно-поступательных движений. Благодаря особой технике, потребности в опыте и навыке здесь минимальны. Даже при их отсутствии к работе удается приспособиться почти сразу. Кроме этого, риск повредить какие-либо элементы минимален, что позволяет применять методику даже новичкам.

Главные плюсы способа притирки клапанов - гарантия качества выполняемых работ, точность, простота и доступность даже для новичков.



Общий алгоритм

После рассмотрения основных способов притирки можно привести полный алгоритм действий, который позволит с точностью выполнить работу:

  • Наносите пасту для притирки на клапанную фаску (по периметру).

  • Надевайте на клапанный стержень специальную пружинку. После устанавливайте клапан во втулку с внутренней стороны (от камеры сгорания).

  • Чтобы исключить попадание состава для притирки в направляющую втулку, предварительно обработайте стержневую часть графитовой смазкой.

  • Надевайте притирочное устройство на стержневую часть. Если используется дрель, то натягивайте шланг.

  • Притирку клапанов производите таким образом, чтобы изделие попеременно прижималось к седельной части. При этом усилие должно меняться. Обороты (при работе с дрелью) должны быть минимальными. Если применяется ручной инструмент, то вращение производится по 1/2 оборота в каждую из сторон.

  • Притирка проводится до  тех пор, пока на фаске не возникнет явный «пояс» серого цвета, имеющий толщину около 1,5 мм. В это же время на клапанном седле должен появиться блестящий «поясок» с такой же шириной.

  • По завершении притирки не забудьте обработать деталь чистой тряпкой и помыть ее бензином.

  • Сделайте эту работу для каждого из клапанов. По завершении притирки убедитесь в герметичность клапанов. Сделать это просто. Установите клапан вплотную со всеми элементами, налейте керосин в канал и выждите несколько минут. Если керосин в камеру не поступил, то все сделано идеально.


Итоги

Притирку клапанов сложно назвать простым процессом. Но при наличии необходимого оборудования, времени и желания работу можно реализовать и своими руками. Главное - определиться с подходящим способом выполнения работ и быть предельно внимательным на всех этапах.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как сделать притирку клапанов?