Как снять стартер?
Недостаточное внимание к обслуживанию стартера и несвоевременная замена вышедших из строя элементов неизбежно приводит к еще большим расходам, в том числе и необходимости замены всего узла в целом. По каким принципам работает это устройство и как проще всего распознать неисправность? Как рекомендовано действовать в случае той или иной поломки элементов? В какой последовательности снимать и проверять узел при обнаружении выхода чего-либо из строя? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Стартер — специальный механизм, с помощью которого производится пуск двигателя от АКБ автомобиля. Для полноценной эксплуатации изделия важно знать принципы его работы, признаки неисправности, а также тонкости снятия и замены. Все эти вопросы подробно рассмотрим ниже.



Принципы конструкции и работы

Стартер является частью системы автоматического пуска мотора, а в его основе лежит четыре элемента:

  • приводной механизм;
  • тяговое реле;
  • редуктор;
  • электрический моторчик постоянного тока.

Как только водитель прокручивает ключ в замке, цепочка питания тягового стартерного реле замыкается. После этого в обмотке устройства формируется электрический ток, который обеспечивает работу втягивающего сердечника. Последний перемещает вилку механизма привода и обеспечивает вхождение приводной шестеренки в зацепление с венцом. Далее сердечник перемещается в крайнюю позицию и перемыкает питающую цепь, по которой подается напряжение на электромотор.

Как только двигатель получает питания, начинается вращение якоря, а через смонтированную на валу шестеренку момент вращения направляется на коленвал мотора. Двигатель пускается в момент, когда частота прокручивания коленвала достигает требуемого параметра. При этом шестеренка привода стартера обгоняет по скорости вращения якорь электрического моторчика.

Конструктивно обгонная муфта выполнена таким образом, чтобы исключить передачу момента вращения от маховика силового узла к якорю электрического моторчика. Кроме того, устройство не дает разогнавшемуся двигателю поломать стартерный механизм. Как только ключ в замке зажигания возвращается в первоначальную позицию, происходит размыкание стартера. Сердечник одновременно с элементами механизма привода (благодаря пружинке возвратного типа) возвращается на место и разрывает цепочку питания электрического моторчика.

Ключевую функцию в механизме стартера играет редуктор, благодаря которому производители могут ставить более доступные по цене моторчики, обладающие большой частотой. Благодаря применению специального механизма, пуск машины зимой существенно облегчен. Наибольшей популярностью пользуются стартеры, которые оборудованы встроенными редукторами планетарного типа. Их особенность — в приведении центрального колеса в движение с помощью вала электрического моторчика. При этом передача планетарного типа объединяется со стартерной шестеренкой.

Несмотря на кратковременность работы, стартер быстро изнашивается и требует ремонта. Для этого автовладелец должен своевременно диагностировать проблемы и знать, как снять стартер для последующего обслуживания (замены). При этом важно своевременно диагностировать поломку.



Признаки неисправности

Проблемы со стартером чаще всего проявляют себя так:

  • Устройство не вращает мотор. Вы поворачиваете ключа, а втягивающее реле не работает. При этом вращение также отсутствует. Вероятной причиной может быть коррозия или окисление контактов. Также одна из проблем — разряд АКБ;

  • Стартер пытается вращать мотор, но процесс происходит слишком медленно. Первое, с чего стоит  начать — проверить АКБ на факт разряда. Возможны и более серьезные проблемы, при которых потребуется снимать и ремонтировать стартер — износ (зависание) щеток, появление обрыва в якоре или стартере, «поджигание» коллектора или же замыкание в цепи;

  • Слышна работа стартера, но вращения коленвала нет. При появлении такой проблемы, как правило, требуется снять стартер и делать его ремонт. Вероятные причины — выход из строя кольца муфты, поломка рычага отключения сцепления или пробуксовка;

  • Вращение стартера происходит с появлением посторонних звуков (скрежета). Простейшей причиной проблемы является появление забоин в зубьях. Если же говорить о более серьезных причинах, стоит выделить послабление буферной пружины и нарушение в регулировании шестеренки привода. И в первом, и во втором случае придется снять стартер для ремонта (замены) вышедших из строя узлов;

  • Мотор уже запустился, но отключения стартера не произошло. Здесь существует несколько причин заедание реле или проблемы с возвратной пружиной.


Проблемы и пути их решения

В зависимости от текущей неисправности автовладелец принимает решение о необходимости ремонта или замены узла. Так, снижение скорости прокручивания вала и рост потребляемого тока свидетельствует о повышении сопротивления кручению. Одна из причин — износ подшипников или же перекос якоря под действием постоянных стартерных магнитов. При этом в стартере с обмоткой возбуждения передний подшипник отсутствует вовсе. Это связано с тем, что расстояние между статором и якорем электрического моторчика минимально. По этой причине достаточно даже незначительного перекоса, чтобы произошел контакт статора и якоря.

Поломка подшипников может стать причиной проблем с вращением вала. Как правило, появляются сильные биения, требующие снятия стартера и его ремонта. Если ничего не предпринять, зубцы приводной шестеренки и колес редуктора будут работать в условиях больших нагрузок. Как следствие, изделие постепенно разрушается. В итоге без замены вышедших из строя узлов стартера не обойтись. В ряде случаев может потребоваться замена венцов махового механизма.

Не меньшая проблема — износ редуктора планетарного типа, из-за чего время от времени могут появляться стуки в механизме, растет температура и шумы. В итоге возрастает риск клина стартера. Чтобы избежать этого, требуется незамедлительно снять узел и заменить подвергшиеся износу детали.

Не менее подвержены разрушению винтовые шлицы, из-за износа которых высок риск формирования задиров и заеданий шестеренки приводного типа. Из-за этого возникают проблемы с работой механизма (маховик попросту не может войти в зацепление). Если применять обгонные муфты роликового типа, рассчитывать на полное разделение маховика и якоря не приходится. В итоге возрастает  риск разрушения стартера.

Муфта обгонного типа — один из ключевых узлов стартера. Его задача заключается в предотвращении передачи момента вращения от маховика к якорю электрического моторчика стартерного механизма. Здесь запрещено допускать, чтобы узел перегревался или же муфта случайно заклинила. В последнем случае возникает риск резкого роста частоты прокручивания якоря и полого разрушения стартера. Если своевременно не выполнить ремонтные работы, происходит пробуксовка муфты, из-за чего завести мотор не представляется возможным. Единственное решение в таком случае — снять стартер и произвести замену вышедшего из строя механизма.

Также стоит помнить о необходимости проверки сердечника тягового реле. Последний должен без затираний перемещаться в кожухе. Если после подачи напряжения на обмотки сердечник не перемещается, это говорит о заклинивании устройства по причине коррозии. Вторая вероятная причина — продукты износа. Чтобы устранить заклинивание, требуется разобрать механизм и устранить ржавчину. После этого производится замена изношенных механизмов или ставится новое устройство.

Бывают ситуации, когда втянутое реле остается внутри сердечника (клин устройства). Из-за этого вернуть детали в первоначальную позицию становится невозможно. Возвратная пружинка вроде бы и выполняет возложенную на нее функцию, но создаваемого усилия недостаточно. Как следствие, приводная шестеренка не выходит из зацепления с венцом, происходит перегрев и клин муфты. Итог — разрушение стартерного механизма.



Как снять стартер?

Процесс снятия стартера рассмотрим на примере автомобиля Форд Фокус 2. Алгоритм действий по демонтажу имеет следующий вид:

  • Ставьте машину на место, где можно подобраться к днищу. Здесь возможно несколько вариантов — яма или, к примеру, эстакада;

  • Убирайте защиту снизу машины, а далее с помощью специального ключа Торкс т-30 выкручивайте все саморезы, которые фиксируют ее к нижним элементам авто;

  • Берите ключ на «тринадцать» и используется его для выкручивания крепежной гайки, после чего с применением ключа на «десять» выкручивайте и вторую гайку. Далее отбрасывайте контактную колодку реле втягивающего типа;

  • Для снятия стартера используйте ключ на «тридцать», а далее скручивайте три крепежных болта (удерживающих устройство к мотору авто). При выполнении работы будьте внимательны — на одном из трех болтов удерживается специальный кронштейн, под которым находится жгут с проводами;

  • Доставайте выкрученный стартер через нижнюю часть мотора;

  • Демонтируйте и проверяйте состояние узла.


Как проверить стартер?

После снятия узла, можно приниматься за его проверку. Здесь алгоритм такой:

  • Берите отвертку и с ее помощью прокручивайте приводную шестеренку стартера. В одну сторону она должна проворачиваться одновременно с приводным валом, а в другую — на приводном валу. Если такая тенденция не сохраняется и шестеренка тяжело вращается, вал привода требуется поменять;

  • Подключайте контакты реле к АКБ, чтобы проверить работоспособность устройства. При этом помните, что «плюс» должен подходить к верхнему болту стартера, а «минусовой» проводник — к корпусу;

  • Чтобы проверить втягивающее реле, перемыкайте два контакта — верхний и управленческий. В этом случаем срабатывает втягивающее устройство, а шестеренка перемещается вдоль вала. При этом происходит запуск электрического моторчика. Если же шестеренка не начала движение, стартерный бендикс придется менять или ремонтировать;

  • Проверяйте электрический моторчик. Для этого подключайте «плюсовой» проводник АКБ к нижнему болту бендикса, а «минусовой» проводник — к кожуху стартера. При этом мотор должен включиться. В противном случае узел стоит заменить или же отремонтировать (отдать специалистам или сделать работу лично);

  • Для проверки бендикса подключайте «плюсовой» проводник от АКБ к управляемому контакту, а «минусовой» — к кожуху стартера. После этого втягивающее устройство должно сработать и выдвинуть шестерню. Если же этого не произошло, бендикс вышел из строя и должен быть заменен.


Тонкости обработки с помощью смазки

Чтобы обеспечить работоспособность стартера, важно своевременно и правильно обслуживать механизм. При этом главное внимание должно уделяться смазке устройства. Это легко объяснить. Быстрый износ происходит по следующим причинам:

  • работа в условиях низких температур;
  • высокая температура некоторых узлов при пуске мотора;
  • большая скорость вращающихся элементов;
  • повышенные нагрузки;
  • попадание влаги.

Своевременное нанесение смазки помогает избавиться от упомянутых выше проблем — обеспечить качественную работу элементов узла, гарантировать устойчивость к смазке, защитить от коррозии и прочих негативных воздействий.

Для обработки подшипников, а также шлицевых соединений рекомендуется применение пластичной литиевой смазки. В идеале, если в состав добавлены твердые вкрапления смазочных материалов. Как вариант — Molykote BR 2 Plus, которая справляется с возложенными на нее задачами даже при повышенных нагрузках. В составе этого изделия входит ингибитор коррозии, противозадирные присадки и прочие элементы.

Чтобы обработать винтовую поверхность стартерного вала, используется покрытие с антифрикционными качествами (как вариант, Molykote 3400A Leadfree). Благодаря богатому составу, покрытие обеспечивает повышенную устойчивость к воздействию влаги, а также отличную защиту от действия ржавчины.

Планетарная редукторная передача часто изготавливается с применением пластика (делается для снижения общей массы устройства). Вот почему при подборе смазки для этого механизма важно проявлять особое внимание. В частности, состав должен быть совместим не только с металлом, но и с пластиком (пластмассой). Один из вариантов —
Molykote 7514. В основе такого состава лежит синтетическое масло, разработанное для редукторов. Главные особенности — стойкость к морозам, повышенным температурам, а также совместимость с эластомерами и пластмассами.

Для обработки обгонной муфты можно применять изделие  того же производителя, но серии «7325». В его основе лежит специальный загуститель и масло силиконового типа. Немаловажно, что состав способен работать в широком диапазоне температур.



Итоги

Если в процессе эксплуатации возникла необходимость снять стартер, делать это  необходимо правильно, с соблюдением рекомендация завода-изготовителя. Кроме того, после демонтажа может потребоваться ремонт устройства, а здесь без определенных знаний и опыта уже не обойтись. В случае выявления неисправных элементов важно ставить только качественные детали, что позволяет избежать многих проблем.

Стоимость ремонтаНайти запчасть