Для многих автолюбителей люк в крыше является настоящей мечтой. Можно ли ее реализовать? Что для этого необходимо? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Еще 5-10 лет назад установка люка в машине была мечтой для многих автолюбителей. Сегодня же на фоне повсеместной установки кондиционеров (они есть в большинстве новых моделей авто) подобная опция становится мало кому интересной. Но желающие сделать себе «окошко» в крыше все равно остаются. В частности, на установку люка своими руками часто решаются владельцы старых моделей ВАЗ или даже иномарок. Почему бы и нет. Можно сэкономить деньги и получить дополнительный источник чистого воздуха в автомобиле. Но обо всем подробнее.
Плюсы и минусы
Перед тем, как приступать к активным действиям по установке люка, вы должны четко понимать преимущества и недостатки такой переделки. Только обладая всей необходимой информацией, вы сможете принять верное решение. Начнем по традиции с положительных моментов. Итак, автомобильный люк:
- пропускает дополнительный свет в салон (при условии, что материал крышки люка сделан из прозрачного стекла);
- улучшает качество и скорость вентиляции воздуха в салоне автомобиля. В дополнение к существующим потокам добавляются новые;
- обеспечивает качественное проветривание автомобиля с минимальным уровнем шума (если сравнивать с открытыми боковыми стеклами);
- снижает общее количество вредных паров и пыли в салоне, ведь с верхней части авто затягивает только чистый проточный воздух;
- является альтернативной заменой кондиционеру, когда нет средств на установку дополнительной опции или покупку автомобиля с необходимой комплектацией.
Но есть и минусы. Установка люка:
- снижает общую безопасность (особенно, если в случае аварии автомобиль перевернется на крышу). В такой ситуации люк может буквально вдавить в салон и ранить пассажиров;
- может привести к дополнительным затратам. Так, в случае демонтажа вам придется выделить немалую сумму, ведь существующий проем необходимо заварить, обработать кузов и закрасить. Иногда и вовсе приходится перекрашивать всю крышу (или автомобиль);
- может привести к попаданию воды через крышу. Чаще всего это возможно в двух случаях – при естественном старении резинок (их механическом повреждении) или некачественной установке;
- невозможно закрыть (открыть) вручную, если устройство имеет электрический привод;
- требует периодического обслуживания (в противном случае возможно протекание).
Виды и особенности
Перед установкой вы должны знать, какие бывают виды люков и в чем особенности каждого из них:
- Подъемный люк – один из самых простых и популярных типов, который подойдет для монтажа на любой модели. Открывается люк с помощью небольшого рычага (иногда кнопки). К преимуществам такого люка можно отнести – простоту конструкции, доступность по цене, надежность и возможность установить конструкцию своими руками.
Недостатка два: во-первых, такой люк может работать только на вытяжку, а во-вторых, он требует особого ухода. В противном случае не исключено появление течей.
- Сдвижной люк чаще всего предлагается производителями авто, как дополнительная опция. Смысл здесь в том, что при открытии люка крышка заходит между обивкой и металлической частью крыши. При этом открываться люк может как с помощью привода, так и вручную.
Из плюсов этого вида стоит выделить возможность открывания в двух направлениях. Из минусов – необходимость постоянного ухода, снижение высоты потолка и ухудшение аэродинамических свойств автомобиля при движении. И самое главное, что установить такой люк своими руками уже не выйдет.
- Подъемно-сдвижной люк – один из самых сложных механизмов. В процессе открытия он поднимается и отходит немного назад (останавливаясь под небольшим углом к крыше). Может закрывать как с помощью привода, так и вручную. Основной плюс – более низкая цена (если сравнивать с встроенным люком). Минусы – громкий шум воздуха во время движения, необходимость постоянной чистки дренажных каналов.
- Складной люк зачастую имеет большую площадь. Он представляет собой каркас, на который натянут специальный водонепроницаемый материал. Его преимущества – конструктивная простота, а недостатки – высокая вероятность появления течей и невозможность применения в холодную пору.
- Панорамные люки могут сдвигаться или приподниматься. Их преимущества – способность пропускать большое количество света и хорошая обзорность. Недостатки – снижение высоты потолка, высокая цена и необходимость постоянной чистки.
Самостоятельная установка
Из всех вышеперечисленных видов для самостоятельного монтажа больше всего подходит подъемный люк. Вот его-то мы и будем устанавливать. Из инструментов и материалов нам понадобится дрель, электролобзик, кусок картона, маркер, напильник, малярный скотч, клей, силиконовый герметик, длинные и короткие саморезы.
Сама работа выполняется в следующей последовательности:
- В первую очередь подготовьте выкройку (лекало), по которой будет производиться разметка крыши. Здесь, к примеру, может пригодиться обычный кусок картона.
- Положите люк картон, обведите его по периметру и аккуратно вырезайте форму.
- Теперь переходите непосредственно к автомобилю. Снимайте все, что может помешать работе – обшивку, светильник, проводку, ручки и так далее. Чем лучше подготовлено оперативное пространство, тем быстрее и качественнее проходит работа.
- Приложите выкройку на крышу и обведите ее с помощью маркера. Будьте очень внимательны, чтобы люк получился четко по центру и не был наискосок.
- Чтобы начать вырезать люк с помощью электролобзика, сделайте небольшое отверстие дрелью.
- При вырезании проема в крыше проложите между лобзиком и кузовом автомобиля картонку. В противном случае можно серьезно повредить лакокрасочное покрытие. Как вариант, можно использовать малярный скотч. Если есть возможность, привлеките к работе помощника. В этом случае один работает лобзиком, а второй слегка потягивает металлическую часть кузова на себя.
- После завершения работы пройдитесь по краю люка и обработайте его с помощью напильника.
- Возьмите острый канцелярский нож и прорежьте отверстие на обивке. Действовать необходимо с наружной стороны. При этом помощник должен прижимать обивку к потолку с помощью ветоши или бруска со стороны салона. Учтите, что отверстие внутри должно быть немного больше наружного. Это необходимо для того, чтобы закрепить внутреннюю часть рамы к кузову.
- В случае если при вырезании люка кузов остался без ребра жесткости, то необходимо выполнить некоторые мероприятия для усиления металла. В частности, можно использовать специальные крепежи или виброматериал.
- Чтобы исключить коррозию металла в будущем, обработайте вырезанные края краской или антикоррозийкой.
- Теперь наклеивайте прокладку и наносите по периметру люка силиконовый герметик.
- Устанавливайте люк, регулируйте его положение и проверяйте работу. Если все нормально, то можно крепить изделие саморезами. При это начинайте затяжку с длинных винтов, а только потом переходите на короткие.
После завершения работы не выбрасывайте вырезанный кусок кузова – он может пригодиться, если вы вдруг решите все вернуть на место.
Вывод
Таким образом, установить люк своими руками – это реально. Главное – взвесить пред началом работы все «за» и «против», подготовить весь необходимый инструмент и изучить инструкцию по установки. Удачи.