Как выбрать антифриз?
Потребность тщательного подбора антифриза возникает с приходом холодов, а также после ремонта системы охлаждения. Какие именно моменты должны быть учтены при покупке охлаждающей жидкости? По каким критериям классифицируется антифриз и о каких параметрах можно судить по его цвету? Есть ли опасность смешивания различных типов охлаждающих жидкостей и какие от этого могут быть последствия? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Антифриз - жидкость, которая заливается в охлаждающую систему и гарантирует своевременный отвод тепла от силового агрегата автомобиля. Главной особенностью состава является стойкость к замерзанию даже при низкой температуре на улице. Кроме охлаждающей, антифриз выполняет ряд вспомогательных функций - смазывающую и коррозийную. Это возможно, благодаря наличию в составе ряда вспомогательных добавок, к пример, этиленгликоля.

Благодаря стойкости к замерзанию, охлаждающую жидкость можно не менять только в зиму, а применять круглый год. Если сравнивать показатели антифриза с водой, то температура кипения у жидкости больше, а замерзания - ниже. Что касается тосола, то это такой же антифриз, но сделанный еще во времена СССР. В других странах такого понятия как «тосол» не существовало.

Главной сложностью для автолюбителя является выбор качественной ОЖ. Так какие типы антифризов бывают? В чем их особенности?



Классификация антифриза и влияние цвета на характеристики

Перед рассмотрением видов и особенностей ОЖ стоит отметить, что антифриз - бесцветная жидкость. Оттенок задается специальными красителями, что часто путает владельцев авто. Цели окрашивания две:


  • Защита от случайного приема. Не секрет, что антифриз - яд, попадание которого в организм (даже в небольшой дозировке) приводит к расстройству ЖКТ или даже смерти;

  • Благодаря яркой окраске упрощается процесс поиска места течи;

  • Цвет ОЖ часто сигнализирует об определенных свойствах состава.


Вопрос цвета стоит рассмотреть с позиции стран-производителей:

1. Европейские производители. В Европе цвет антифриза показывает класс допуска. Часто этот параметр прописывается на канистре. Что касается типа антифриза, подходящего для конкретной модели, то необходима информация, прописываемая в документах к автомобилю.


2. СНГ. Производители стран СНГ взяли за основу классификацию, принятую компанией Фольксваген. Здесь классификация выглядит следующим образом:

  • G11 - антифриз, который может быть желтым, синим или зеленым. Особенность ОЖ - комплексность состава, в котором нашлось место для этиленгликоля, а также ряда силикатных присадок неорганического типа. Особенность G11 - защита внутренних поверхностей от появления ржавчины. Впервые такой тип антифриза появился в 90-х годах прошлого века. Средний срок эксплуатации - три года. Что касается требований к материалам, то G11 чаще всего применятся для алюминиевых радиаторов в таких марках как Мерседес, БМВ и Крайслер;

  • G12 - антифриз, отличающийся красным цветом или его оттенками. Такая охлаждающая жидкость относится к типу корбоксилатных. В составе изделия содержатся присадки органического типа, которые покрывают поверхность внутренних элементов системы и защищают ее от коррозии. Как и прошлый тип антифриза, G12 появился более 20 лет назад. Сфера применения - температуронагруженные и высокооборотистые моторы.  Средний срок эксплуатации - 5 лет. Часто применяется на автомобилях следующих марок - Рено, Форд, Хюндай, Вольво, Киа, Фиат и прочих. Одна из модификаций этого типа - G12++ (выпускается только с 2008 года). Новый тип антифриза применяется в таких автомобилях как Ситроен, Пежо;

  • G13 - антифриз оранжевого или желтого цвета. Главное отличие от прошлых типов изделий - экологичность, наличие в составе пропиленгликоля и, как следствие, высокая цена. Такой тип антифриза использует на машинах и мотоциклах со спортивными моторами. Из-за своей дороговизны в странах СНГ ОЖ класса G13 не производится.


3. Япония. Производители из Японии используют другую технику создания антифризов. По цвету японской ОЖ удается определить температуру замерзания. Здесь показатели следующие:

  • Красный антифриз замерзает при достижении температуры -30 градусов Цельсия;

  • Желтая ОЖ замерзнет при -20 градусах Цельсия;

  • Зеленый антифриз превратится в лед при -25 градусах Цельсия.

Японские производители, как правило, рекомендуют для автомобилей местного производства зеленые или красные ОЖ. Но такой подход оправдан только для японских машин. Если подбирать антифриз для аналогов из Европы, то придется делать выбор с учетом класса мотора.


4. США. Производители из США не уделяют особого внимания цветам. Как правило, в Америке производится зеленая или красная ОЖ. Что касается автомобилей производства США, то  для них больше подходят нитритные составы, которые в Европе применять запрещено из-за высокого уровня канцерогенов. В роли аналогов применяются типы G12+ или G12.



Смешивание антифризов: опасно ли?

Многообразие расцветок и подходов к изготовлению приводит к еще больше путанице в отношении выбора подходящего антифриза. В частности, не всегда понятно, разрешается ли смешивать антифризы по цвету. Ответ однозначный - «нет». Смешивание по цветовому показателю запрещено. Если уж и ориентироваться при выборе, то на соста изделия, то есть класс допуска.

Главный критерий, который свидетельствует о несовместимости составов - наличие различных присадок. К примеру, производители могут помешивать добавки с идентичными функциями, но различной природой. В одной ОЖ антикоррозийная присадка может быть выполнена с помощью карбоновых кислот, а в другой -  на основе силикатов или фосфатов. Если пойти наперекор рекомендациям и смешать такие антифризы, то возможна химическая реакция, формирование хлопьев и выпадение осадка. В итоге залитый раствор не сможет выполнять защитные функции.

С учетом вышесказанного вывод следующий. К смешиванию разных ОЖ стоит подходить с умом. Сначала стоит уточнить химический состав добавок, которые входят в антифриз, после чего принимать решение. Если точной информации по поводу залитой в систему жидкости нет, то стоит слить имеющийся состав, промыть радиатор и только после этого заливать новый антифриз.

Стоит отметить, что охлаждающие жидкости часто имеют разный цвет, но идентичный состав. С другой стороны, антифризы могут выглядеть одинаково, но смешивать их запрещено.



Когда производить замену?

Перед тем как выбрать антифриз, стоит принять решение о необходимости замены ОЖ. И здесь стоит учесть следующие моменты:

  • В большинстве современных составов содержатся нитраты, фосфаты, нитриты, силикаты и другие неорганические вещества. В России большая часть антифризов производится с применением нитритов и силикатов. Задача первых - уберечь металл от кавитационной эрозии, а вторых - защитить от покрытия металла коррозией;

  • Пакеты классических присадок гармонично сбалансированы, что приводит к потере антифризом свойств в случае расхода одного из элементов. При этом силикаты и нитриты также теряют качества. В среднем их хватает на 35-40 тысяч километров пробега. В дальнейшем изделие теряет эффективность;

  • Карбоксилатные антифризы способны служить дольше. Добавки в составе жидкости надежно защищены и работают только в нужных местах. Как следствие, присадки истощаются медленнее, а ресурс жидкости продлевается до 220-250 тысяч километров. На грузовых автомобилях этот параметр итого выше - до 600 тысяч километров. Что касается карбоксилатных антифризов, то их срок годности - 100 тыс. км или два года эксплуатации.


Различные добавки в антифризах: плохо или хорошо?

Как уже упоминалось, наличие добавок в антифризах - обычное дело. Но плохо это или хорошо? Зарубежные производители часто применяют глицерин, который снижает вредное воздействие на окружающую среду. Кроме этого, глицерин по свойствам способен заменить этиленгликоль. Применение нового типа добавки гарантирует уменьшение вязкости и защиту от термического разложения состава. Проблема в том, что отечественные производители часто используют глицерин низкого качества с целью снижения себестоимости производства.

Применение низкокачественного глицерина приводит к следующим последствиям:

  • Быстрому  разложению добавки (в течение 2-3 месяцев), что становится причиной появления отложений на поверхностях теплообменника. При этом образуется смесь органических веществ, негативно влияющих на металл. Итог - повышение коррозийной активности в охлаждающих каналах, а также необходимость компенсации вредного эффекта с помощью других присадок;

  • Загустеванию (процесс происходит почти в 70 раз быстрее, чем этиленгликоль).  Итогом становится повышение износа водяной помпы ОЖ из-за роста нагрузки, проблемы с пуском холодного мотора. Решение - применение специальных присадок для уменьшения вязкости;

  • Снижению теплоемкости ОЖ, из-за чего ухудшается отвод тепла и, как итог, перегреву мотора.

Некоторые производители добавляют в антифриз метанол. Главной целью является уменьшение плотности состава. Минус метанола в том, что он подвержен кипению. Температура, при которой он достигает критической точки, составляет 64,7 градусов Цельсия. В летний период такая особенность ОЖ является катастрофой. Кроме этого, метанол является летучим и ядовитым элементом, повышающим общий износ механизмов двигателя (он портит все элементы, к которым касается).



Секреты по выбору

После того как технические моменты усвоены, можно приступать к выбору охлаждающей жидкости. Самое простое - заглянуть в мануал к автомобилю и приобрести рекомендованный производителем антифриз. Объяснить это просто. Охлаждающая жидкость представляет собой химический состав, а двигатель изготовлен из определенного металла. Узнать, какой антифриз подходит к конкретному мотору «на глаз» невозможно. Кроме этого, детали из пластика, резины или алюминия отличаются особой чувствительностью и могут быть разъедены неподходящим антифризом.

Если отдать предпочтение «родной» охлаждающей жидкости, которую рекомендовал производитель, можно избавиться от многих проблем. Если задача - произвести доливку антифриза, то стоит точно знать, какой состав залит внутри. Здесь, чем рисковать «здоровьем» двигателя проще слить старый антифриз, промыть систему и залить новый состав.

При выборе охлаждающей жидкости отдавайте предпочтение следующим компаниям - Texaco, Shell, Total и прочим. Если достаточной суммы на руках нет, то есть альтернатива - Лукойл, BASF, Sintec и другие производители.


Что касается критериев, по которым с легкостью определяется качественный состав, то здесь стоит выделить:

  • Упаковку. Если бутылка имеет низкое качество, то антифриз мог быть сделан где-то в «подполье» и мечтать о длительном ресурсе в таком случае не приходится.

  • Низкая цена - главный показатель, который должен заставить задуматься о качестве охлаждающей жидкости.

  • Наличие явных ошибок на этикетке или размытые надписи.

  • Не указан параметр PH. Здесь действует правило - чем больше, тем лучше. В среднем показатель кислотности для антифриза - от 7,4 и больше.

  • Неприятный запах.

После заливки новой ОЖ старайтесь следить за изменением ее цвета. Если охлаждающая жидкость быстро изменилась в оттенке, то это свидетельствует о проблемах с системой охлаждения или покупке низкокачественной ОЖ.



Итоги

Как видно из статьи, выбор антифриза не так прост, как может казаться новичкам. Здесь стоит знать ряд основных моментов, касающихся классификации, цвета и химического состава заливаемой жидкости. Ошибки при выборе - кратчайший путь к выходу мотора из строя и дополнительным расходам.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как выбрать антифриз?