Огнетушитель должен быть в каждом автомобиле. Но как выбрать это устройство? На что обратить внимание? Какие типы и особенности эксплуатации можно выделить? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Одним из самых страшных происшествий, которое может в дороге, является пожар. При этом возгорание может произойти в любом месте – под машиной, внутри салона или же под капотом. В такой ситуации нужно быстро принимать решения и как можно слаженнее тушить огонь. Только вот для реализации такой задачи стоит обзавестись качественным и главное - эффективным огнетушителем. И здесь любое устройство не подойдет – нужно выбирать с умом.
Что говорят правила?
Итак, в своде норм по пожарной безопасности сказано, что каждую машину необходимо оснащать огнетушителем. Заметьте, в документе дается «рекомендация», а в правилах дорожного движения речь идет уже об обязательстве. В частности, легковой и грузовой транспорт (до 3,5 тонн) должен быть снабжен огнетушителем объемом до двух литров. Разрешено применение изделий на водной основе, а также газовых и порошковых огнетушителей.
Раннее можно было увидеть в списке и хладоновые огнетушители, но их запретили использовать из-за большого вреда для окружающей среды. Что касается устройств с водным зарядом, то они эффективны только в теплое время года (по понятным причинам). Остаются лишь порошковые огнетушители. Но выбор можно дополнить – часто инспекторы разрешают комплектовать машину углекислотными изделиями. Объясняется это просто – их возможности ничуть не хуже.
Итак, что мы получаем? Два варианта огнетушителей – порошковые и углекислотные. При этом последние обходятся в цене на 1,5-2 раза дороже. Так, покупка ОП-2 в розничной сети выливается где-то в 300-350 рублей, а ОУ-2 в 600-700 рублей.
Технические параметры
Важно учитывать несколько требований, обязательных при выборе огнетушителей:
- литраж - от двух литров и выше;
- эффективное тушение жидких и твердых составов, а также электрического оборудования (в том числе и под напряжением);
- цифра рейтинга (прописывается возле класса пожара) - как можно выше. От нее зависит площадь, которую можно погасить огнетушителем;
- широкий температурный диапазон – это только плюс (особенно, если эксплуатация авто осуществляется в северных регионах);
- своевременное переосвидетельствование (это уже больше зависит от вас);
- срок эксплуатации - от пяти лет.
Типы и особенности эксплуатации
Сегодня проведено много исследований по поводу эффективности тех или иных огнетушителей:
- В соотношении цена-качество лидирующие позиции за вариантом – ОП-2. Преимущества таких изделий неоспоримы – они доступны по цене, надежны (при нормальном качестве и своевременной проверке) и неплохо справляются с пламенем (в том числе и на электрооборудовании). Основной минус ОП-2 – существенное загрязнение поверхности пеной, что может привести к коррозии. Кроме этого, чтобы очистить детали от застывшей субстанции придется хорошо попотеть.
ОП-2 бывают двух типов. Первый вариант – огнетушители, заправленные сжатым газом. Второй вариант – огнетушители, давление в которых возникает посредством химических реакций.
Огнетушители порошкового типа уже через несколько лет езды в машине могут отказать. Причины различные – низкое качество порошка, отсутствие должного давления, малый объем газа для тушения и так далее. Но в большинстве случаев ОП-2 отказывают из-за низкого качества порошка. Считается, что лучший вариант - применение АВСЕ порошка (фосфата аммония), но некоторые особо «хитрые» производители засыпают обычный ВСЕ (бикарбонат натрия). В итоге эффективность огнетушителя снижается в разы.
- С позиции качества тушения пожара и чистоты (после выполнения работы) ОУ-2 выглядят более привлекательно. Они отлично справляются с пожаром и не загрязняют все вокруг. С другой стороны, если во время тушения взяться за раструб (что чаще всего и происходит в панике), можно заработать обморожение кисти.
Основные классы
Современные огнетушители имеют такие классы:
- Изделия класса «А» подходят для тушения твердых составов, к примеру, резиновых элементов, пластмассы, ковровых покрытий и так далее. В автомобиле присутствует множество из этих элементов, поэтому огнетушитель класса «А» должен быть в авто. Хотя, если приобрести ОП-2 с классами В и С, то этого хватит.
- Устройства класса «В» эффективно справляются с горючими жидкостями и плавлением различных элементов. В случае с автомобилем речь может идти о возгорании топлива, растворителей, масел и так далее.
- Устройства класса «С» призваны осуществлять тушение огня, возникшего из-за проблем с проводкой.
- Класс «D» - способность тушения ряда газов – ацетилена, бутана или пропана. К слову, на автомобилях с ГБО такой огнетушитель обязателен.
- Класс «Е» допускает тушение электроустановок, находящихся под напряжением.
- Комбинированные устройства сочетают в себе различные классы, к примеру, ВС, АВ или АВС.
Чаще всего идеальный вариант – комбинированные огнетушители. И действительно, хранить в машине 4-5 разных огнетушителей нереально.
Хранение
Огнетушитель должен всегда быть в доступном месте и надежно крепиться во избежание катания по салону. Кроме этого, держать устройство в багажном отделении запрещено. При появлении огня счет идет на секунды, а потерянное время будет дорого стоить. Следовательно, лучшее место для хранения огнетушителя – в передней части машины или прямо за сидением.
В случае с ОП-2 необходимо делать ежегодное переосвидетельствование и раз в два года перезаправку. При длительном хранении огнетушителя и игнорировании упомянутых выше проверок он может в ответственный момент с легкостью отказать. Если же в машине установлен ОУ-2, его перезарядка должна производиться раз в 3-5 лет, а техническое освидетельствование (как и в случае с ОП-2) раз в 2 года.
Дополнительные советы
При покупке огнетушителя старайтесь учитывать еще ряд советов:
- во-первых, огнетушитель должен быть в металлическом корпусе. Пластиковый каркас не может похвастаться особым качеством и вряд ли прослужит долго;
- во-вторых, вместе с огнетушителем должен предоставляться и паспорт. Поинтересуйтесь у продавца о наличии таких документов, как пожарный сертификат и сертификат соответствия;
- в-третьих, при покупке ОП-2 наличие манометра обязательно. При этом стрелка должна стоять в зеленом секторе шкалы;
- в-четвертых, одно из главных условий – наличие пломбы на чеке (это подтверждение того, что устройство не эксплуатировалось ранее);
- в-пятых, с огнетушителем должен идти в комплекте раструб.
Выводы
Итак, купить огнетушитель для автомобиля – это не сложно. Главное – учесть рекомендации в статье, правильно закрепить устройство и своевременно его проверять. И лучше всего, чтобы огнетушитель вам никогда не пригодилось по назначению. Удачи.