Как правильно выбрать сцепление?
Выбор сцепления - это ответственный шаг, от которого зависит надежность автомобиля и безопасность движения в целом. Из каких материалов производится данный узел? По каким критериям следует выбирать качественное сцепление? Какие именно производители пользуются наибольшим уважением на рынке? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


При поломке сцепления вопрос замены части или всего узла становится неизбежен. Но когда дело доходит до выбора, у автолюбителей возникают проблемы. Не всегда ясно, какое изделие будет отвечать предъявляемым требованиям, какому производителю и материалам отдавать предпочтение. Ниже приведем советы, позволяющие выбрать надежное сцепление и уберечься от ненужной траты денег.



Выбор материала

Автолюбитель вынужден выбирать между двумя параметрами - легкостью и мощностью. В современных конструкциях применяется органический материал (он установлен на 9 из 10 выпускаемых сцеплений). Объясняется это несколькими причинами - плавностью включения и доступностью по цене. Из недостатков стоит выделить слабую стойкость износу и малый ресурс.

Популярностью пользуются медные накладки, но они чаще применяются на спортивных или тюнингованных машинах, где требуется передача на КПП повышенного момента вращения. Отличие такого сцепления - агрессивность и повышенный износ остальных узлов (маховика или корзины). Для сравнения накладки из органических материалов работают в два раза дольше. Преимущество медных накладок - повышенный крутящий момент при условии минимального прижимного усилия корзины. При этом педаль сцепления остается податливой и мягкой.

«Спортивные» сцепления имеют до шести-восьми фрикционных накладок, что важно для тюнингованных силовых узлов. С таким сцеплением комфортно в условиях города и на трассе, где так и хочется «дать» газа. Мягкости придает демпфер, который всегда ставится на классическом сцеплении с фрикционными накладками из органики.

Задача демпфера - гашение колебаний вращения и смягчение момента удара, формируемого при синхронизации двух скоростей (первичного вала и мотора). На спортивных автомобилях, в которых на первом месте стоит мощность и жесткость узла сцепления, применяется втулка с наибольшей жесткостью. Но монтаж такого устройства на машинах с «неподготовленной» коробкой-передач может привести к проблемам и даже выходу дорогостоящего узла из строя.

Популярный вариант - кевларовое сцепление, являющееся чем-то средним между привычным материалом (органикой) и металлом с добавлением керамики. Кевлар - полимерный материал, который применяется в авиационно-космической и военной отрасли. Кроме этого, именно из кевлара изготавливаются лучшие бронежилеты.

Главное преимущество сцепления из кевлара - уникальный ресурс работы, обусловленный высокой износостойкостью. По этому показателю кевларовые сцепления обгоняют своих «органических» конкурентов в 6-10 раз. Также изделия из кевлара хорошо справляются с перегревом и готовы к частому применению. Их установка - шанс уменьшить частоту замены сцепления и защитить от разрушения другие узлы (корзину сцепления и маховики).

Диск сцепления из кевлара способен выдержать на 40-50% больший момент вращения. При этом прижимная сила остается на неизменно высоком уровне. Кроме этого, благодаря уникальному материалу, обеспечивается плавное включение сцепления. Это плюс при эксплуатации машины в условиях города, когда приходится регулярно нажимать на педаль.

В начале 21 века на рынке появились новые - металлокерамические конструкции, обладающие повышенной мягкостью. Сегодня этот вариант считается предпочтительным по нескольким причинам:

  • Износостойкость. По данному критерию металлокерамическое сцепление ничем не хуже «стандартного» сцепления из металлокерамики;

  • Мягкость к корзине и маховику, которые долгое время не изнашиваются;

  • Функциональность. Такое сцепление, имеющее внешний диаметр в размере 18.4, 19 и 20 сантиметров, предает момент вращения на КПП с силового узла мощностью до 180-200 «лошадей. Изделие подойдет для разных режимов езды - в условиях города или по трассе. Иногда такие узлы устанавливаются на гоночных автомобилях.


Общие советы по выбору

Выбирая сцепление, стоит ориентироваться на качество. Этот узел относится к категории тех деталей автомобиля, которые сложно и дорого менять. Надежное сцепление работает 100 тысяч километров и более. Если в процессе эксплуатации появились признаки неисправности (уменьшение хода педали, пробуксовка сцепления или посторонние шумы), то стоит отправиться в магазин для покупки нового изделия. Но вопрос в том, каким критериям уделить внимание. Здесь учтите следующие моменты:

1. Производители, выпускающие продукцию под известным брендом и уважающие свою репутацию, при изготовлении деталей соблюдают точные параметры - момент вращения, вес и прочие. Чтобы не прогадать с покупкой, стоит заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и выписать требования производителя. С этими цифрами стоит отправляться в магазин.

2. Оценивайте качество изготовления детали. Делается это по внешнему виду изделия:

  • На поверхности ведомого диска не должно быть дефектов (трещин, потертостей или сколов);

  • Обратите внимание на шеровоховатость внешней части сцепления - она не должна быть чрезмерной;

  • Следы масла или других смазывающих составов на поверхности - повод отказаться от покупки;

  • Заклепки оригинального сцепления равномерно расположены по краям изделия и одинаково выглядят. Если заклепки отличаются по внешнему виду (формой, материалом), то диск сцепления является подделкой;

  • Зазоры пластин демпфера и их смещение в отношении фрикционных накладок исключены. Такие же требования предъявляются  и к пружинам, расположенным в демпфере.

3. Осмотрите нажимной диск. Если сцепление изготовлено не на заводе и без применения специального оборудования, то заклепки по периметру корзины будут отличаться. Кроме этого, от детали стоит отказаться при наличии трещин, отсутствии заклепок или при перекосе оси. Как уже упоминалось, оригинальное сцепление изготавливается в условиях завода и с применением роботехники, потому  наличие заусенцев, задиров и других повреждений исключено.

4. Осмотрите литой диск, находящийся на обратной стороне корзины. В оригинальной детали зеркало не имеет дефектов, царапин и трещин. Известные производители применяют для литья только качественные исходные материалы и современное оборудование для сборки.

5. Найдите специальную маркировку на диске, нанесенную с помощью лазера. При этом обращайте внимание на содержание надписей и качество нанесения.

6. Покупайте сцепление только в проверенных торговых точках, у официальных представителей и в специализированных автомобильных магазинах. Красивая упаковка - еще не показатель качества. За яркой бумажкой иногда скрывается подделка, которая не прослужит и нескольких лет. Так что лучше сэкономить нервы и деньги, покупая сразу оригинальную деталь.



Популярные производители и их продукция

На рынке автомобильных запчастей представлено достаточное количество сцеплений. Ниже приведем изделия популярных производителей:


  • Изделие Valeo - сцепление, сделанное в Корее или Франции. Автозапчастям зарубежного производства тяжело «прижиться» на рынках стран СНГ. Причина - в появлении массы желающих подделать продукцию. Не исключением является и производитель Valeo, товары которого также подделываются.
Определить некачественное сцепление можно по двум критериям - заниженной цене и низкому качеству комплектующих. Так, в магазинах попадаются детали из Южной Кореи, Испании и Италии. Иногда на продажу выставляется продукция из Франции (но в последние годы все реже).

По качеству сцепление Валио одно из лучших. Оно отличается своей надежностью и доступной ценой. Подтверждением этих слов являются положительные отзывы автолюбителей, которые отдали предпочтение именно этому бренду. В среде водителей сцепление Valeo называется «женским» из-за повышенной плавности и мягкости.

К преимуществам этого бренда стоит отнести большой ресурс и надежность. При правильной эксплуатации сцепления хватит на 150-170 тысяч километров. При этом узлу не страшны высокие температуры и активный режим езды. Что касается маховика, то его и вовсе называют вечным.


  • Сцепление компании Luk - продукт из Германии. Немецкие производители отлично знают цену качеству, а своей педантичностью они способны дать фору кому угодно. По статистике каждая вторая машина, выпускаемая в Германии, имеет на борту сцепление Luk. Если приводить статистику для всех автомобилей в мире, то сцепление этого бренда установлено на 20-25% авто. Объяснить популярность производителя несложно, ведь в сцеплении удалось сочетать два главных для потребителя параметра - цену и качество. По этим критериям продукция бренда занимает лидирующие позиции.
Главное преимущество сцепления Luk - демпфирование (снижение) общих вибраций при работе. Это достигается, благодаря специальному гасителю колебаний между двумя дисками сцепления (нажимным и ведомым). Плюсы деталей подтверждают и отзывы автолюбителей из стран СНГ.


  • Сцепление Kraft -  популярное изделие из Турции. О качестве данных узлов во весь голос «кричат» положительные отзывы автолюбителей в РФ и в ряде других государств. Изготавливается сцепление в Турции, но по лицензии немецкой компании Kraft. Такая практика - обычное дело в современной экономике.
Преимущества сцеплений Kraft - мягкость срабатывания, стойкость к высоким температурам, способность эксплуатации в условиях активной эксплуатации, длительный ресурс маховика и сцепления. При грамотной эксплуатации изделие данного бренда сможет прослужить до 150 тысяч километров. Недостаток - частый выход из строя выжимного подшипника, но здесь все зависит от стиля вождения водителя.

Сцепления Kraft давно на российском рынке и за это время они заслужили уважение, благодаря качеству и доступности по цене. При этом хвалебные «оды» данному бренду пишут не только реальные пользователи, но и специалисты в автомобильной отрасли.



Полезные дополнения

При выборе сцепления автолюбители обращают внимание на следующие особенности конструкции:

  • Усиленная корзина будет полезной при «снятии» с двигателя большего момента вращения. Это актуально для тюнингованых моторов с установленной на них турбиной. Усиленные корзины отличаются наличием диафрагмы, которая повышает прижимное усилие на 40-50%. Такого результата можно добиться путем использования в производстве диафрагмы более жесткой стали. Главное требование при монтаже усиленной корзины - установка гидравлического привода (тросиковое сцепление не выдерживает нагрузки);

  • Легкий маховик из алюминия раскручивает двигатель в несколько раз быстрее. Такой тюнинг эффективен для города и для активного применения автомобиля. Особенность алюминиевого маховика - отсутствие износа, ведь сам маховик делается из алюминия большой прочности. Что касается чугунной вставки, то ее стоит менять по мере износа.


Итоги

Выбор сцепления для автомобиля требует четкого понимания критериев оригинального изделия. Если ответственно подойти к покупке, то сцепление отслужит максимальный срок и будет радовать своей надежностью.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как правильно выбрать сцепление?