Корректировка пробега одометра.
Для «омоложения» автомобиля перед продажей или восстановления показаний счетчика после сбоя внутри системы многие автолюбители прибегают к корректировке пробега одометра. О каких именно конструктивных особенностях счетчиков километража следует знать при выполнении подобного рода работ? Какие способы скрутки одометра пользуются наибольшим спросом сегодня и с помощью каких приборов меняются эти показатели? По каким именно признакам проще всего выявить факт вмешательства в электронику? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Если рассматривать статистические данные, то в среднем автомобиль за 10-12 лет проходит 18-20 тысяч километров. При этом каждый покупатель рассчитывает, что ему попадается машина с небольшим пробегом, свидетельствующем о минимальном износе мотора и комплектующих деталей. В принципе, нет  ничего невозможного. На рынке попадаются авто в возрасте 4-5 лет, пробег которых не превышает 30-40 тысяч километров. Такие показатели, как минимум, должны вызвать подозрения у автолюбителя. Причина - популярность в широких кругах такой манипуляции, как корректировка пробега одометра (или по-простому - скрутка).



Путаница с названиями

Многие автолюбители считают, что спидометр - как раз и есть тот механизм, который показывает пройденное расстояние автомобиля. Вовсе нет. Здесь  важно четко понимать, что спидометр - прибор, который измеряет скорость транспортного средства, а одометр - устройство, отражающее пройденное расстояние. Единственное, что объединяет эти изделия - месторасположение. Как правило, они находятся вместе на одной доске. Ниже подробно рассмотрим виды и особенности корректировки одометров.



Тонкости устройства

Чтобы разобраться в вопросе,  стоит хотя бы ориентировочно понимать принцип действия одометра. Так, до начала 90-х 20 столетия в автомобильном автопроме применялись одометры только механического типа. Этот  прибор представляет собой редуктор, обладающий большим передаточным числом. Это значит, что при наличии на входе нескольких тысяч оборотов возможно прокручивание только на один или два оборота. Принцип действия механического одометра прост. Его тросик объединяется с валом выхода коробки передач. При этом шестеренки вращаются очень медленно, но этого достаточно для увеличения общего километража.

В счетчике электронного типа механические узлы (редуктор, валики и одометр) отсутствуют. На выходе вала КПП устанавливается датчик отпического или магнитного типа. Именно он и производит подсчет оборотов. После полученная информация направляется к электронному блоку управления, а тот выводит данные на экран из приборной панели. Информация о пройденном километраже на всякий случай сохраняется в нескольких управляющих блоках (иногда и в ключе зажигания). При этом чаще всего присутствует 3-4 точки для хранения информации. Если брать наиболее современные модели, то в них таких точек может быть того больше - до 7-8 (к примеру, на Лэнд Ровере или БМВ). В таких авто корректировка пробега становится проблемой даже для опытных мастеров.



Как скручивается километраж?

Чтобы выявить факт скрутки, важно понимать особенности и секреты этого процесса.  Итак, проще всего производится корректировка (скрутка) одометра механического типа. Здесь возможно использование одного из двух популярных вариантов:

  • Подключение к входному валу электрического моторчика или простой электрической дрели. Здесь производится так называемая смотка в обратном направлении. Такой способ в народе получил соответствующее название - скрутка счетчика. Метод применяется только на старых авто (ВАЗ или Москвич). Недостаток способа скрутки в том, что редуктор, о котором упоминалось выше, не дает нормально скрутить километраж. По этой причине автолюбитель вынужден часами сидеть с дрелью в руках, ожидая, пока километры отсчитают до нужного уровня;

  • Разборка спидометра. Этот вариант подходит для тех автолюбителей, которые не привыкли долго ждать и хотят получить результат в сжатые сроки. В такой ситуации стоит разобрать блок, где находится одометр, и вручную выставить необходимую числовую комбинацию.

Более современными устройствами являются одометры электронного типа. Скорректировать их показания вручную уже не получится - здесь придется воспользоваться специальной электроникой и программным обеспечением. На простых и недорогих авто стоит проделать ряд простых манипуляций - скрутить щиток приборной панели и подключить к существующему разъему ПК. При наличии на компьютере специальной программы можно приступать к перепрошивке данных. Далее щиток монтируется на место, и работа считается завершенной. Выявить факт вмешательства в систему и скручивания пробега можно лишь по ряду визуальных признаков.

При наличии резервных точек хранения процесс усложняется, но незначительно. Здесь может потребоваться подключение через диагностический разъем к бортовому компьютеру и удаление всей лишней информации, сохраненной в резервных блоках. Если же в процессе выполнения работ хотя бы одному блоку не уделить достаточное внимание, то через какое-то время на экране могут появиться «старые» цифры (до проведения корректировки). В таких случаях в блок управления может быть впаяна новая микросхема, с помощью которой можно скорректировать пробег до необходимого параметра.

Сегодня не существует ни одного авто, у которого нельзя было бы скрутить пробег. Объяснить это легко. Производитель мог бы заняться защитой данных, но в этом нет смысла. Проблемы покупателей, которые приобретают машины на вторичном рынке, мало кого волнуют.  Если уж человек и идет на покупку б/у автомобиля, то он рискует осознанно.

Получается, что самый простой вариант скрутки электронного одометра - через диагностический разъем. Плюсы такого способа - легкость проведения всех манипуляций и отсутствие необходимости демонтажа блока приборов. С другой стороны, не обойтись без специализированного оборудования и специального программного обеспечения. Последнее зачастую имеется в наличии только у официальных дилеров. Но если «покопаться» в интернете, то ее можно найти.



Во сколько обходится работа?

Многие автолюбители, которые не желают лично заниматься скруткой одометров, без труда находят соответствующих специалистов. Сегодня с такой работой может справиться почти любой мастер на СТО. Единственно, что будет отличаться - цена. Последняя напрямую зависит от сложности выполняемых работ и стоимости машины.

Так, простейший одометр механического типа скручивается за 800-1000 рублей. Если же речь идет о корректировке электронного устройства, то расходы будут выше - от 1,5 тысяч рублей и более. В наиболее сложных моделях, с большим числом точек (о них уже упоминалось выше) скрутка обойдется дороже - 3-5 тысяч рублей. Что касается верхней цены, то здесь каких-то конкретных ограничений нет. Все зависит от того, во сколько мастер оценивает свою работу.



Как выявить факт скрутки пробега?

Корректировка пробега одометра - процедура, к которой прибегают многие автолюбители в процессе продажи авто. Если скруткой занимались опытные мастера, которые обладают хотя бы минимальным уровнем знаний, то найти следы корректировки почти нереально. Единственное, по чем можно определить вмешательство в конструктивные особенности автомобиля - ряд косвенных признаков. К примеру, оплетка руля уже истерта до дыр, а на спидометре только 10-15 тысяч километров. Кроме того, приблизительно оценить пройденный километраж можно по уровню износа накладок педалей, стертости кресел и так далее. Если автомобиль прошел приличное расстояние, то водительское сидение будет продавлено сильнее. Нельзя забывать и о различных этикетках, которые часто вешаются под капотом, чтобы новый хозяин не забыл, когда в очередной раз производить замену масла. Бывает, что после корректировки пробега владелец попросту забывает сорвать злополучную бумажку и на этом погорает. Также не лишним будет заглянуть в сервисную книжку - в ней также прописывается много интересного.

Стоит понимать, что сам пробег никоим образом не свидетельствуют об износе транспортного средства в целом. В Европе некоторые автолюбители за 4-5 лет проезжают по 180-200 тысяч километров. При правильном сервисном обслуживании и своевременной замене расходных материалов автомобиль проблему даже не почувствует. При этом сам автомобиль остается в хорошем состоянии. По этой причине при покупке транспортного средства стоит ориентироваться на состояние транспорта, а на числовой параметр одометра.

Зачем вообще автолюбители скручивают пробег? Здесь причин может  быть несколько - желание продать автомобиль по более высокой цене, стремление сэкономить на дорогостоящем ТО (также при продаже авто), необходимость восстановления пробега после внутреннего сбоя в системе.

Но распознать обман все-таки реально. Так, цифры на механическом одометре должны располагаться четко по прямой линии. Если же они находятся вразнобой друг по отношению к другу, то высока вероятность, что была сделана корректировка. Объяснить это легко. Во время коррекции цифры зачастую становятся криво. Также стоит обратить внимание на состояние самого тросика и крепежной гайки. Но здесь без опыта диагностировать определить факт скручивания будет весьма сложно.

Если же одометр имеет электронный тип, то здесь лучше обратиться к специалистам, которые смогут по прямым и косвенным признакам определить фактор вмешательства в электронную систему автомобиля. Главное внимание уделяется электронной схеме, на которой могут остаться следы вмешательства (перепайки, стертого лака, очистки дорожек и так далее).

Стоит знать, что параметры пробега находит отражение в бортовом компьютере машины, поэтому при наличии факта коррекции счетчика обязательно остаются заметные следы вмешательства. Если мастер, который проводит проверку, имеет достаточный опыт, то он без труда обнаруживает проблему.

Реальный пробег машин, которые пригоняются с Канады или США проще всего выяснить через специальную базу данных, где содержится вся необходимая информация. Для японских автомобилей пробег прописывается в аукционном листе. Минус в том, что в случае повторной продажи транспортного средства столь важный лист может быть уже потерян автолюбителем.

Существует и еще ряд дополнительных критериев (в большей части косвенных), по которым удается распознать факт скрутки спидометра транспортного  средства. К таковым стоит отнести:

  • Чрезмерный износ салона или стертые тормозные диски;

  • Затертое чуть ли не до лакированного блеска рулевое колесо;

  • Изношенная накладка на приборной панели;

  • Продавленные сидения водителя, затертые рисунки на кнопках;

  • Состояние лобового стекла. Здесь нужно начинать с проверки факта замены изделия. Если замена лобового стекла не производилась, то стоит обратить внимание на факт потертостей и сколов от дворников. При наличии бликов на стекле можно говорить о дополнительной полировке, с помощью которой прошлый хозяин хотел скрыть следы старости автомобиля;

Также для получения информации об автомобиле стоит обратиться к профессионалам на СТО. Опытные мастера быстро определяют факт износа по косвенным признакам и текущему состоянию агрегатов. Так, оценить ситуацию проще всего по уровню компрессии в цилиндрах, цвету выхлопных газов и по прочим факторам. Кроме того, будет странно выглядеть замена ремня в «молодом» возрасте автомобиля.

В крайнем случае, можно позвонить в официальный сервис, где автомобиль проходил обслуживание. Как вариант, выяснить километраж по выбитому на бирке VIN-коду. Что касается состояния лакокрасочного покрытия, то выяснить пробег по этому фактору - весьма сложная задача. Бывают ситуации, когда машина проехала не один десяток тысяч километров, но при этом сохранила идеальный внешний вид.



Современные приборы для корректировки пробега

В завершение стоит выделить несколько устройств, которые активно применяются при скрутке электронных одометров:

  • UUSP-S (UPA-USB Serial Programmer-S) -  специальный программатор, который  обладает широкими возможностями и подходит для скручивания счетчиков многих авто. Функциональность устройства позволяет работать не только с одометрами, но и с подушками безопасности, иммобилайзерами, блоками управления и так далее. Плюсы устройства - возможность обновления программного обеспечения через интернет, наличие в строенной системы помощи, легкость подключения и применения. Стоимость такого устройства - 14-15 тысяч рублей;

  • Digiprog III - многофункциональный корректировщик спидометров, который работает  посредством подключения через специальный разъем OBD или с применением адаптеров, поставляемых в комплекте. На сегодня этот прибор считается одним из наиболее мощных, но при этом весьма доступным по цене. Чаще всего применяется для скрутки спидометров на мотоциклах и грузовых авто. Стоимость устройства - 20-23 тысячи рублей;

  • Tacho Universal - устройство, которое активно применяется при корректировке одометров электронного типа. Преимущества прибора - компактность. Устройство выполнено в форме небольшого программатора, который можно подключать через диагностический разъем. Внутри прибора встроен редактор дампа и калькулятор, позволяющий производить пересчет пробега для многих авто. Стоимость такого устройства находится в диапазоне от 9 до 10 тысяч рублей.


Итоги

Корректировка пробега любого спидометра (будь он механическим или электронным) реальна. По этой причине автолюбитель должен сам принять решение, насколько он готов пойти на подобный риск. С другой стороны, покупатель должен уметь выявлять факт корректировки пробега по ряду признаков, о которых упоминалось в статье.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Корректировка пробега одометра.