Круиз-контроль. Принцип работы.
Многие автолюбители знают о такой опции, как круиз-контроль. Но в чем особенности ее работы? О каких функциональных особенностях интересно знать? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Повышенная конкуренция в сфере автомобилестроения заставляет производителей действовать на опережение и добавлять все больше опций в новые модели. Климат-контроль, ABS, ESB и прочие системы оказывают реальную помощь водителю в дороге. Среди них отдельное место отводится круиз-контролю. Конечно, большая часть автолюбителей знают, какую функцию несет система, но мало кто понимает, как она работает. Давайте же разберемся с этим вопросом более подробно.


Назначение

Круиз-контроль предназначен для фиксации скорости на одном уровне и ее поддержания до соответствующей команды водителя или нажатия педали тормоза. Основная задача опции - облегчить жизнь автолюбителю и сделать менее утомительными дальние поездки. Это действительно удобно. При необходимости можно набрать необходимую скорость, активировать круиз-контроль и дать ногам отдохнуть, полностью убрав их с педалей.

Эта опция пользуется большой популярностью в Европе и Америке, где качество дорог на порядок выше, чем в нашей стране. Да и повышенная плотность движения сделала круиз-контроль по-настоящему популярным. В свою очередь разработчики не останавливаются на достигнутом результате. Так, сегодня есть более продвинутая версия – активный (или, как его еще называют, адаптивный) круиз-контроль. Но об этом мы поговорим немного позже.


Функциональность

Многие считают поддержание скорости на одном уровне чуть ли не единственной функцией круиз-контроля. На самом же деле это не так. Современные системы позволяет путем нажатия одной лишь кнопки ускорить (замедлить) скорость машины на 1 км/ч. Необходимо увеличить (уменьшить) скорость на 10 км/ч? – Никаких проблем. Достаточно нажать и удерживать специальную кнопку.

Но есть некоторые особенности круиз-контроля, о которых необходимо помнить. Во-первых, опция не активируется на скорости 40 км/ч. Во-вторых, при первом же нажатии тормоза машина автоматически переходит в полное управление водителя.


Управление

Большинство круиз-контролей имеет пять кнопок, каждая из которых выполняет какую-то свою задачу. Давайте рассмотрим их особенности и назначение:

  • при нажатии «Set/accel» автомобиль фиксирует ту скорость, которая была в момент включения опции. К примеру, если вы ехали 85 км/ч и нажали кнопку «Set/accel», то машина именно с этой скоростью и продолжит движение. Эта же кнопка несет и другую функцию. Ее можно нажать и удерживать, при этом скорость будет увеличиться с шагом в 1 км/час;
  • кнопка «Resume» позволяет вернуться к прежнему скоростному режиму после нажатия на педаль тормоза. К примеру, вы настроили круиз-контроль, но впереди замаячила ямка (на наших дорогах их предостаточно). Естественная реакция – нажатие на тормоз. В этом случае опция автоматически отключается. Нажатие же на кнопку позволяет машине набрать прежнюю скорость и продолжить движение в прежнем ритме;
  • если вы нажмете кнопку «Coast» и будете ее удерживать в течение длительного времени, то скорость машины будет снижаться (авто ведется себя аналогичным образом при снятии в движении ноги с педали акселератора). При этом каждое нажатие на кнопку уменьшает скорость на 1 км/час;
  • кнопки «On» и «Off» - это, соответственно, активация и деактивация круиз-контроля. При этом нажатие кнопки «On», по сути, ни к чему не приводит – система просто готовится выполнять дальнейшие приказы автолюбителя. Зато кнопка «Off» гарантированно отключает систему в любом режиме.


Как это работает?

По сути, никакой загадки в работе круиз-контроля нет. Система действует аналогично водителю – она регулирует работу дросселя. Единственная разница в том, что происходит это не путем нажатия на педаль, а благодаря работе пневмопривода. В свою очередь работа дроссельного клапана заключатся в регулировке подачи воздуха и, соответственно, изменения мощности двигателя и скорости движения автомобиля. Интересно, что при работе круиз-контроля педаль газа повторяет его команды.

Управление всей системой берет на себя компьютер, который располагается в подкапотном пространстве автомобиля или непосредственно за панелью приборов. Для непосредственного управления скоростью он подключен к дросселю. Если круиз-контроль достаточно качественен, то после его активации машина будет четко придерживаться заданной скорости, вне зависимости от дороги (подъемов, спусков) и имеющейся в салоне (багажнике) нагрузки.

Для нормальной работы системе необходимы датчики, которые передают информацию «головному мозгу». Они фиксируют скорость транспортного средства, текущее положение дросселя, положение педалей и так далее. При этом в современных «круизах» применяется два основных вида управления:

  • пропорциональный. Здесь задача круиз-контроля сводится к регулированию дроссельной заслонки (с учетом текущей скорости автомобиля). Что это значит? К примеру, если машина движется со скоростью 70 км/час, а необходимо 80 км/ч, то дроссель будет открыт максимально. Как только авто достигает скорости75 км/ч, дроссельная заслонка слегка закрывается. Таким образом, чем ближе необходимая скорость, тем медленнее ускорение авто;
  • пропорционально-интегральный-производный. В этом случае система работает по более сложному принципу и анализирует отдельно три коэффициента – производный, интегральный и пропорциональный (последний мы уже рассмотрели). Одну из основных ролей играет интегральный коэффициент. То есть система контролирует, какое расстояние машина прошла и сколько бы могла пройти при той скорости, которая задана программой. Исходя из этого авто ускоряется или, наоборот, замедляется. Что касается «производной» части, то ее задача – помочь круиз-контролю быстрее среагировать на текущие изменения. К примеру, при появлении на участке трассы подъема и снижения скорости система оперативно реагирует открытием заслонки.


«Продвинутая версия»

Как мы уже упоминали, на многих автомобилях устанавливается так называемый адаптивный круиз-контроль. Особенность системы в том, что она способна видеть препятствие впереди (к примеру, тот же автомобиль, пешехода) и изменять скоростной режим. Это возможно, благодаря наличию специальному радару, установленному в передней части авто. Именно он дает команду на увеличение или уменьшение скорости.

По сути, это обычная система круиз-контроля, дополненная рядом элементов – радаром (о котором мы уже упомянули), процессором и контроллерами. При появлении препятствия впереди машина быстро реагирует на изменение дорожной обстановки и снижает скорость. При этом радиолокационный датчик эффективен в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч.

Адаптивный круиз-контроль считается наиболее перспективным, поэтому именно на него делается основная ставка при производстве новых авто. Это действительно умная система, способная не только самостоятельно действовать, но и подавать различные сигналы водителю о приближении опасности.


Вывод

В качестве итогов давайте выделим основные плюсы и минусы столь популярной опции, как круиз-контроль. Из преимуществ:

  • удобство (в долгом путешествии не нужно постоянно держать ногу на педали акселератора);
  • возможность экономии топлива (при включенном круиз-контроле бензин расходуется в минимальном режиме);
  • гарантия безопасности движения (при адаптивной системе);

Из недостатков:

  • всегда есть вероятность выхода из строя (засорения) датчиков или поломки радара, что может привести к неадекватному поведению автомобиля на дороге;
  • работа система заставляет расслабиться водителя, который может не успеть среагировать на изменение дорожной обстановки.

В любом случае круиз-контроль – это надежная и эффективная система, которая в будущем будет в комплектации каждого автомобиля. Главное – дождаться этого момента и заняться нашими дорогами.

Стоимость ремонтаНайти запчасть