Лазерные автомобильные фары.
Лазерные фары – современная технология головного света. В чем ее особенности и преимущества? Из каких элементов состоит эта система? В чем отличие лазерных фар от светодиодных, ксеноновых и галогеновых ламп? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Не успела пройти эйфория от качественных светодиодных фар для авто, как разработчики современных моделей авто (Ауди, БМВ и прочих) удивили еще более совершенной и уникальной конструкцией – лазерным освещением. Конечно, изучение лазера ведется давно, но вот лазерные фары только появились на новых авто, и уже вызвали шквал восхищения у знатоков автомобильной светотехники. В чем же особенности лазерных фар? Каковы их и преимущества в сравнении с конкурентами?



Кто первый?

Разработкой принципиально нового типа освещения занимались многие производители. Конечно, данный вопрос был интересен не только знатокам автомобильной индустрии, но и самим заводам по производству источников света. К примеру, в одной «упряжке» с известными концернами работают такие известные компании, как Бош, Хелла, Осрам, Филипс и прочие. Почти у каждого бренда есть какая-то своя специализация, но в последние годы многие из них работали на решение одной задачи - создания уникальных лазерных фары, имеющих существенные отличия от предыдущих конструкций (естественно, в лучшую сторону).

Первыми в вопросе лазерной технологии проявили себя разработчики концерна BMW. Именно они представили новую модель i8, которая через несколько лет с момента первого показа появилась в серийном производстве. Особенностью нового авто стали не только лазерные фары, но и гибридная силовая установка. Стоимость i8 была немного выше, чем у конкурентов, что можно было объяснить применением столь уникальных технологий.



Новые возможности

Так чем же так замечательны лазерные фары, и есть ли у них будущее? В сравнении со своими конкурентами (теми же газоразрядными лампами, светодиодам или классическими лампами накаливания) у лазерных осветительных устройств можно выделить несколько преимуществ. Все они объясняются принципиальными особенностями лазера – его когерентностью и монохромностью. Это значит, что волны света в лазерных фарах имеют одинаковую разность фаз и длину.

При этом к плюсам новых устройств можно отнести:

  • Формирование мощного пучка света, который максимально приближен к параллельному. Благодаря этой опции можно настраивать освещенность не всего сектора сразу, а определенной зоны;

  • Мощность освещения от лазерного луча почти в десять раз больше, чем от стандартной галогенной лампы, светодиодов или ксенона;

  • Луч лазерного света способен «пробивать» до 600 метров с максимальной эффективностью. Для сравнения обычный дальний свет других фар имеет менее впечатляющие параметры – освещение трансы на расстоянии до 300 метров;

  • При переключении  в режим ближнего света лазерные фары не слепят встречных автолюбителей. Объяснить это можно наличием специального режима, который позволяет отключить определенную часть диодов, свет от которых направлен в глаза;

  • Энергопотребление на 30% ниже, чем у простых фар, что позволяет существенно сэкономить энергоресурсы авто, снизить нагрузку на АКБ и генератор и добиться большей экономичности;

  • Компактность. По своим размерам лазерные фары намного меньше своих конкурентов. При этом площадь устройства, излучающего свет, в сотню раз меньше, чем у стандартного светодиода. Данный фактор непосредственным образом сказывается и на размере отражателя. К примеру, для обычной галогенной лампы необходим отражатель размером около 12 см, для ксеноновой фары – 7 см, а для лазерной достаточно и 3 см.


Лазерные фары BMW

В БМВ лазерный свет работает вместе со специальным блоком, который исключает случайное ослепление встречных водителей. Отдельное внимание уделено оптике фары, которая делает световой пучок практически идеальным, а передний свет комфортным и безопасным для автолюбителей.

В корпусе фары BMW предусмотрено три основных источника лазерного света, каждый из которых имеет мощность в 1 Вт. При этом ориентирование лучей производится с помощью специальной системы зеркала, направленных на один из элементов флуоресцентного материала. Последний поглощает выделенную энергию и дает еще более мощный свет, из которого, собственно, и формируется пучок освещения.

Лазерные фары можно делать меньшего размера без потери эффективности освещения дорожного покрытия. К примеру, в том же «бумере» i8 отражатель имеет высоту всего 30 мм (притом, что ранее его размер был 90 мм). При этом дизайнеры пока не планируют существенно снижать размер отражатель. Со временем это преимущество позволит изменить внешний вид транспортного средства и конструктивные особенности передней части кузова.

Большой плюс новой технологии (как уже упоминалось выше) – это существенное повышение яркости и снижение электропотребления. Последний фактор является очень важным для электромобилей. Если сравнивать со светодиодами, то лазерные фары отличаются большим КПД. К примеру, для светодиодов этот параметр составляет около ста люменов на один Ватт. В случае с лазерами ситуация намного лучше. Здесь показатель КПД – более 170 Лм на один Ватт.

Еще одно существенное преимущество нового головного света – это полная совместимость с уже популярными сегодня системами адаптивного света. К примеру, здесь идеально срабатывает антиослепляющая система дальнего освещения, а также производится динамическая корректировка светового потока лучей.



Лазерные фары Audi

Конструктивно лазерная фара Audi состоит из нескольких основных элементов – облицовки, диодов дальнего света, специальной планки сигналов поворота, лазерного модуля, дневных световых огней, блока ближнего света, блока управления, монтажной рамы с охлаждающим устройством. Что касается лазерного модуля, то он состоит из лазерного диода и преобразователя. При этом длина волны лазерного луча составляет всего 450 нанометров.

У данной компании «первопроходцем» в области «носителя» лазерных фар стал автомобиль R8 V10 LMX. В каждой фаре расположен свой модуль, в который установлено четыре лазерных диода. Длина луча в 450 нанометров формируется с помощью специального фосфорного конвертера. На выходе получается яркий белый свет, имеющий температуру свечений около 5500 Кельвинов. Разработчики Audi поясняют свой  выбор тем, что параметр 5500 К лучше всего воспринимается человеческим глазом, а утомляемость водителя является минимальной.

Активация лазерной фары производится автоматически при достижении скорости в 60 километров в час. Кроме этого, в новой R8 V10 LMX была дана жизнь современной системе, способной с помощью датчиков и камер вычислять наличие других транспортных средств и своевременно снижать интенсивность освещения. Такая система сводит на нет любую опасность ослепления встречного водителя.

В этом же 2014 году компания Ауди представила на суд автолюбителей и специалистов еще одну модель - Sport Quattro Laserlight. Ее особенность – наличие специальных матричных фар с применением лазерной технологии. В частности, для ближнего света используются светодиоды, а для дальнего – лазеры. При этом создатели обещают эффективное освещение дороги на участке до 500 метров, что значительно больше, чем у конкурентов. Единственный недостаток новой лазерной системы – повышенный нагрев и высокая цена, которая будет по карману явно не всем автолюбителям.



Специальная указка

Появление новых лазерных технологий побудило создателей нового автомобиля к разработке еще одного интересного новшества. В частности, была разработана уникальная технология Dynamic Light Spot. Ее главное отличие – способность к точечному освещению.

Преимущество системы – своевременное обнаружение велосипедиста, пешехода или предмета на обочине дороге. Устройство Dynamic Light Spot выявляет помеху, направив на него соответствующий луч света. При этом главное в системе то, что «подсказка» появится намного раньше самого объекта в поле зрения автолюбителя.

Таким образом, у водителя будет определенный запас по времени в несколько секунд, чтобы принять правильное решение и своевременно среагировать на изменение дорожной обстановки. Кроме этого, Dynamic Light Spot может удерживать в поле зрения не один, а несколько различных объектов, что существенно повышает общую безопасность движения. Как только в объектив фиксирующего прибора попадает посторонний объект на дороге, луч мгновенно направляется на него.



Вывод

Лазерные технологии только набирают оборотов. Пока в этом направлении активнее всего работают два концерна – Ауди и БМВ. Но известно, что лазерными фарами уже заинтересовались японцы (Тойота и Мазда). Если система хорошо себя проявит в эксплуатации, то нет никаких сомнений в ее установке почти на всех современных авто. Вопрос лишь в том, сколько до этого момента пройдет времени.

Стоимость ремонтаНайти запчасть