Манометр для автомобиля: советы по выбору.
Своевременная подкачка шин и поддержание нормального уровня давления способствует повышению безопасности движения, увеличению ресурса подвески и шин, а также снижению уровня расхода топлива. Какие виды манометров представлены в продаже сегодня и в чем заключаются особенности каждого из рассматриваемых типов? О каких опасностях повышенного или пониженного давления в шинах должен знать каждый автолюбитель? Каким моделям манометров рекомендуется отдать предпочтение и какие технические особенности имеет каждый из них? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Манометр - надежный помощник владельца авто, благодаря которому удается узнать точные параметры давления в шинах и произвести их подкачку. Ошибка многих автолюбителей в том, что они не придают особого значения выбору устройства, покупая первый попавшийся вариант. Такой подход ошибочен. Какие виды манометров существуют? В чем их особенности? О каких секретах выбора устройства рекомендуется помнить?



Виды манометров

Если рассматривать общую классификацию, то выделяются следующие типы манометров - общетехнические, электроконтактные, специальные, образцовые и  судовые. Кроме этого, устройства можно классифицировать и по типам - жидкостные, поршневые, деформационные, трубчатые, мембранные, сильфонные, аналоговые и цифровые.

Для измерения давления в шинах автомобиля применяется три типа манометров:

  • Механические (со стрелкой). Преимущество устройства в следующем - конструктивной простоте, надежности и доступности. На циферблате прибора нарисована шкала и установлена стрелка, по которой удается сделать вывод о величине давления.  Плюсы манометров механического типа - надежность, точность, доступная стоимость и высокая скорость проведения измерений. Минус - «боязнь» повышенной влажности, сложности с прочтением информации на шкале, затраты времени на измерение каждого из колес, потребность в перепроверке показателя давления. Современные модели оборудованы специальным клапаном, позволяющим спускать воздух в случае перекачки колеса, что очень удобно. Для выполнения такой манипуляции достаточно нажать на кнопку и привести параметры в соответствие. После этого проводится контрольное измерение и продолжается движение;

  • Реечные - манометры, которые также имеются в продаже, но по популярности они уступают описанным выше «собратьям». Внешне реечные устройства имеют вид ручки. При этом в основе устройства лежит цилиндрическая пружина. Плюс конструкции - надежность и низкая цена. Минусы - чрезмерная хрупкость и неудобство использования;

  • Электронные - измерительные устройства, которые вышли на первые роли после реечных и механических устройств. Это легко объяснить. Электронные устройства проще применять, они обладают большей точностью, имеют широкую функциональность (при более высокой цене). Главный минус манометров - невозможность применения в мороз, ведь в этом случае рассчитывать на точные показания не приходится. Кроме этого, стоимость электронных устройств выше, чем у механических «собратьев», поэтому автолюбителю придется раскошелиться;

  • Колпачки-индикаторы. Эти приборы отличаются компактными размерами и точностью. Принцип действия прост. Колпачок надевается на ниппель покрышки для стабильной регулировки уровня давления. Внутри изделия присутствуют специальные кружки, которые имеют различные цвета - зеленый, желтый и красный. Они изготавливаются в виде телескопической антенны и находятся друг над другом. При уменьшении уровня давления ниже допустимого предела открывается желтая полоска. Если же давление продолжает снижаться, то открывается красный элемент. Как следствие, водитель делает вывод о необходимости подкачки колес;

  • Электронный измеритель давления. Такое устройство обладает наибольшей точностью. Принцип прост. На каждое из колес устанавливается датчик, передающий информацию на центральный узел, экран или брелок. При этом автолюбитель получает информацию о температуре резины и давлении в покрышках, не выходя из транспортного средства. Плюсы системы - точность, легкость применения, наличие индикации в случае прокола шины, подача звукового сигнала при уменьшении давления. Минус - высокая стоимость и риск кражи изделия.


Зачем покупать манометр для автомобиля?

Многие считают, что в выборе и покупке манометра нет необходимости, а сама подкачка шин является лишней  тратой времени. Если спросить новичка, чем опасно снижение или превышение давления, то он вряд ли сможет ответить. Но такая халатность - ошибка. На практике чрезмерное давление неизбежно сказывается на ключевых показателях транспортного средства - устойчивости, управляемости и прочих.

Так, несвоевременно выявленное завышенного давления может стать причиной:

  • Снижение уровня комфорта внутри авто. Ходовая система становится более жесткой, водителю и пассажирам передаются минимальные ямки и кочки на подъеме;

  • Увеличение риска повреждения шины в случае наезда на бугор или вскакивания в яму. Слишком высокий показатель давления приводит к росту нагрузки, ее растягиванию. Любой удар извне может привести к неприятным последствиям - разрыву, появлению трещины или «шишки»;

  • Рост износа покрышки, точнее ее центральной части. Практика подтверждает, что перекачанная резина имеет меньший ресурс из-за быстрого стирания рисунка. Автолюбители, которые не следят за давлением, тратятся на покупку покрышек чаще;

  • Снижение управляемости. Чем выше давление в покрышке, тем меньше пятно контакта с трассой. Как следствие, при резком повороте машина становится менее устойчивой;

  • Нарушение целостности подвески. В зоне риска находится и подвеска автомобиля, которая быстрее повреждается из-за низкого качества демпфирования.  Как следствие, пружины, амортизаторы и прочие элементы транспортного средства приходится менять чаще.



Но не стоит думать, что сниженное давление в покрышках менее опасно. Наоборот, рисков для водителя, пассажиров и самого автомобиля больше:

  • Опасность деформации шины. Низкий уровень давления приводит к чрезмерному искажению резины. В комплексе с высокой температурой и активным перемещением по асфальту в случае резкого поворота это чревато повреждением резины;

  • Нагревание шины. Рост пятна контакта с асфальтом рано или поздно приводит к чрезмерному нагреву резины (особенно актуально летом). В итоге основание покрышки может не выдержать и разорваться;

  • Быстрый износ «плечевых» элементов шины. Выше уже упоминалось, что сниженное давление приводит к чрезмерной деформации узла. Как следствие, «плечи» резины берут на себя наибольшую нагрузку. Итог - их более быстрое истирание, которое приводит к необходимости замены устройства;

  • Аквапланирование. Сниженное давление часто приводит к потере управляемости при проезде глубоких луж. Особенность в том, что покрышка «плывет» по глади воды, не касаясь асфальтного покрытия;

  • Риск разбортирования в дороге. Сниженное давление в покрышке становится причиной более низкой фиксации резины. Как следствие, даже небольшой маневр может привести к «срыву» резины с колеса;

  • Рост потребления топлива. Увеличение пятна соприкосновения с трассой неизбежно приводит к росту сопротивления и, как следствие, большей «прожорливости» транспортного средства. В среднем расход горючей смеси при низком давлении возрастает на 4-5 процентов.


Обзор популярных устройств

Рассмотренная выше информация является подтверждением важности периодического измерения давления с помощью манометра. Ниже рассмотрим, каким устройствам стоит отдать предпочтение. Вариантов несколько:

  • BAR Test - специальные колпачки, которые показывают уровень давления. Их особенность - возможность измерения давления до двух бар. Что касается конкретных цифр, то в инструкции по эксплуатации их нет. Производитель указывает, что появление желтой полоски на колпачке свидетельствует о снижении давления ниже нормы. Когда требуется срочная подкачка колеса, то проявляется красная полоса. Проведенные эксперименты показали, что «предупреждающая» (желтая) полоска появляется при давлении в 1,8 бара, свидетельствующая о необходимости подкачки (красная) - при достижении 1,5 баров. Проблема в том, что следить за показаниями индикатора неудобно, ведь желтую полосу почти незаметно. Видимость ухудшается и из-за того, что внешняя часть защитного колпака отсвечивает. С другой стороны, нет необходимости производить какие-либо манипуляции с измерением. Цена устройства - 450 рублей.

  • Манометр OMP - один из наиболее дорогостоящих приборов стрелочного типа, который многие автолюбители покупают больше из любопытства. Внешне устройство выглядит оригинально - крупные цифры, которые удобно «читать», возможность быстрого съема зажима. Кожух надежно защищен от падений и ударов (здесь главную функцию берет на себя резиновый чехол). Большой плюс - наличие механизма снижения давления (при необходимости). Еще одно преимущество - точность, которая не вызывает сомнений (проверено с помощью откалибованного устройства). Но и это еще не все. В манометре нет батарейки, поэтому им можно пользоваться всегда и в любых условиях, не переживая, что измерительный прибор подведет. Стоимость - 3,5 тысячи рублей.

  • Устройство Berkut Digital - манометр, который отличается высокой точностью. Его включение производится в автоматическом режиме - сразу после коммутации с вентилем. Как только давление достигает нормального параметра, появляется соответствующий звук. Преимущества - большой размер цифр, что позволяет быстро фиксировать результат даже при плохом зрении. Первоначально прибор настроен на измерение уровня psi. Но перевести эту величину в обычные бары не вызывает сложностей. При этом в изучении инструкции нет нужды. Минус - большое число ненужных дополнительных функций, из-за которых производитель поднял стоимость устройства до 750 рублей. Например, опция ввода контрольных параметров давления по каждой из осей вряд ли пригодится автолюбителю. Вместо этого было бы полезнее снабдить устройство механизмом для снижения давления.

  • Монометр COIDO - оригинальное, компактное и весьма симпатичное устройство, которое оборудовано соединительной головкой. Кроме этого, в комплекте с устройством идет резиновый чехол и кнопка для снижения давления. Минус - мелкая оцифровка, которая усложняет процесс чтения информации с прибора. Как и в прошлом случае, отдано предпочтение «чужеземной» единице измерения. Еще один минус - негерметичность, поэтому снимать измерения рекомендуется сразу же после снятия устройства с вентиля. Минус и в том, что стрелка имеет большую ширину, перекрывающую почти 0,2 бара. Что касается главного преимущества прибора, то это его цена, которая составляет 300 рублей.

  • Tire Gauge TPGP50 - манометр, который относится к категории наиболее надежных и простых устройств. Трубка из пластмассы выдвигается из кожуха на определенную длину (здесь  многое зависит от уровня давления). Тест показал небольшую погрешность, но при  желании изделие можно откалибровать по образцовому прибору. Цена устройства - 910 рублей.

  • Прибор TPGD150TDL - одна из самых дорогостоящих моделей, которая обходится в сумму почти 1600 рублей. Минус - работа в непривычной для отечественного автолюбителя системе PSI. Плюс - подсветка, точность. Минус - отсутствие столь полезной кнопки сброса. В виде бонуса можно найти линейку с разноцветными секторами (желтым, красным или зеленым), что позволяет проверить глубину протектора.

  • Качок-М30 - отечественное устройство для измерения давления в шинах за 330 рублей. Плюсы - удобство применения, простота, высокий уровень точности, яркий и хорошо читаемый дисплей с большими цифрами. Минус - несущественное подклинивание золотникового устройства при подключении к вентилю, а также отсутствие кнопки для сброса давления.

  • МД-209 - наиболее бюджетный вариант манометра, который обойдется в сумму 120 рублей. Такое устройство хорошо известно нашим дедам. Главный минус - отсутствие точности измерений. Кроме этого, цифры нанесены неравномерно, отсутствуют пояснения. Единственное, для чего пригодится изделие - для получения приблизительной информации о давлении в шинах.


Что нужно помнить в процессе измерения?

При использовании манометра стоит учесть следующие моменты:

  • Наличие под рукой прибора для измерения давления еще не гарантирует успех. Главное - точно знать, как и в какой последовательности осуществлять измерения;

  • Измерение давления должно производиться ежедневно. Идеальный вариант - перед каждым выездом из гаража. Если нет времени, то проверки должны делаться хотя бы раз в 7-10 суток;

  • Проверка должна производиться только на холодных покрышках. В обратной ситуации погрешность измерений составит 15-20 процентов. Как следствие, измерять давление в нагретых шинах или корректировать его запрещено;

  • Если приходится проверять давление в дороге и его параметр (даже на горячей резине) меньше допустимого уровня, то рекомендуется подкачать шину на 5-10 процентов больше рекомендуемого параметра. Как только покрышка остынет, проверку стоит произвести еще раз;

  • Измеряйте давления до отправления в дорогу или через 3-5 часов после завершения поездки.


Итоги

Как видно из статьи, от правильности выбора устройства зависит точность измерений, надежность манометра, удобство его применения и затраты на покупку. Вот почему так важно делать правильный выбор и отдавать предпочтение только проверенным моделям.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Манометр для автомобиля: советы по выбору.