Обоюдная вина при ДТП.
Обоюдная вина при ДТП является довольно непростой ситуацией, которая требует внимательного отношения со стороны участников при получении страхового возмещения и оформлении аварии. В чем заключается сущность этого термина и каковы его характерные признаки? Как можно доказать обоюдность вины, стоит ли обращаться в суд и какой должна быть линия поведения на заседании? Чем именно чревата ситуация, если оба водителя покинули место ДТП при отсутствии и наличии пострадавших? На эти и ряд других вопросов дает ответ наш материал.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


При оформлении ДТП многие сталкиваются с таким термином, как «обоюдная вина». В случае незнания основных моментов возможно неправильное истолкование этого определения и ошибки в оформлении документов. Ниже рассмотрим, в чем сущность обоюдной вины, в каких случаях можно говорить о ее наличии, как доказать этот факт, а также ряд других важных вопросов.



Что означает «обоюдная вина» в ДТП?

Автовладельцы уже привыкли, что в большей части аварий на дорогах виноват только один человек. Но бывают ситуации, когда ответственность за ДТП берет на себя сразу группа участников события. В такой ситуации в отношении каждого из них выносится постановление об административном нарушении и применяется термин «обоюдная вина» или «обоюдка». Интересно, что в законодательстве такого термина не существует.

Возможна и противоположная ситуация, когда работники ДТП не в состоянии найти настоящего виновника, к примеру, из-за противоречивости свидетельств нескольких людей. В такой ситуации считается, что обоюдной вины нет вовсе.

Многие ошибочно считают, что виноватого в аварии определяет инспектор ГИБДД. Это ошибочное представление. Задача инспектора заключается в детальной фиксации всех произошедших событий, а определение факта и степени вины — задача судебной инстанции. Но здесь имеется нюанс. Если нарушение имело место со стороны одного водителя, то и виновником признается только он. Впоследствии этот факт может быть оспорен.

Если причиной ДТП является нарушение ПДД сразу двумя участниками, они имеют одинаковую вину. Чтобы определить ее меру, необходим суд. Бывают ситуации, когда человек нарушил правила дорожного движения, но в аварии не виноват. К примеру, машина не застрахована, а в нее на светофоре врезается другое авто. Водитель первого транспортного средства нарушил одно правило дорожного движения, но больше никаких противоправных действий не совершал.

В рассмотренной выше ситуации оба водителя нарушили правила, но виноват только один, поэтому обоюдной вины, как таковой, нет. Виновником с большой вероятностью будет признан второй водитель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот почему так важен не только факт совершения каких-либо действий, связанных с нарушением ПДД, но и причинно-следственную связь с определенной ситуацией на дороге. Только после подробного анализа можно говорить о вероятной обоюдной вине со стороны водителя.



Важные вопросы и ответы

При анализе обоюдной вины часто возникают вопросы, которые требуют детального рассмотрения. Выделим наиболее важные из них:

  • 1. Возможны ли ситуации, когда человек явно не нарушал правила, но при этом оказался виноват?
В Правилах дорожного движения (в пункте 10.1) имеется разъяснение, что водитель обязан перемещаться с безопасной скоростью, которая позволит контролировать ситуацию и принимать адекватные решения. В случае опасности он должен успеть остановиться.

Если водитель неправильно выбрал скорость движения и не смог предотвратить аварийную ситуацию, его действие (бездействие) может быть принято с позиции причины происшествия. В такой ситуации он также может быть признан виновником ДТП и будет нести ответственность за имеющиеся последствия. Это актуально даже для тех случаев, когда вторая сторона ДТП является явным нарушителем правил. В такой ситуации водитель, которого признают виновным из-за неправильно выбранного скоростного режима, должен установить, была ли возможность предотвратить столкновение.



  • 2. Реально ли доказать обоюдность вины?
Как отмечалось выше, главным органом, определяющим факт наличия вины, является судебная инстанция. Именно судья после анализа всех событий может принимать окончательное решение — признавать участника виновным или нет. До заседания по умолчанию все участники относятся к категории виновных. Следовательно, если в документах не определен уровень вины каждого из водителей, но, по мнению автовладельца, она является идентичной, не обойтись без обращения в суд.

Подать «прямой» иск, направленный на определение виновного в аварии лица, не получится. Этот вопрос рассматривается только на этапе разбирательства по иску, оформленного в отношении автовладельца, который нанес вред. В роли ответчика должен выступать не только второй участник ДТП, но и его страховая компания.



  • 3. Как вести себя на заседании?
Ключевым фактором успеха в суде является наличие необходимой доказательной базы, подтверждающей личную невиновность или вину другой стороны. Это значит, что для достижения успеха необходимо занимать активную позицию и в процессе разбирательства делать упор на конкретные пункты ПДД.

При отсутствии достаточного опыта лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет с решением подобного вопроса. В ряде случаев может потребоваться организация автотехнической и трасологической проверки. Если работа выполнена безошибочно, судебная инстанция определяет виновного и степень его вины. На этом основании определяется и размер платежей.



  • 4. Кто производит выплаты за ущерб?
Обоюдная вина требует особого подхода в вопросе погашения материальных затрат, ведь в такой ситуации каждая сторона играет сразу две роли — является потерпевшей и пострадавшей. На этом фоне каждый вправе рассчитывать на возмещение вреда, который был нанесен другим участникам. При наличии страховки покрывается только та часть ущерба, вина по которой лежит на страхователе. Если один из водителей не имеет на руках полиса ОСАГО, вопрос по компенсации решается через судебную инстанцию. Выплаты в этом случае получает только потерпевшая сторона, ведь речь идет о страховании гражданской ответственности.



  • 5. Как выполнить расчет возмещения?
Законодательно установлено, что размер выплат по ОСАГО напрямую зависит от степени вины каждого из участников события. В свою очередь, задача по определению этого фактора лежит на судебной инстанции. Если же судебное решение отсутствует, вина будет обоюдной. В ситуации, когда вина участников ДТП не установлена законодательно, никаких выплат также не будет.

Что это значит? Если участника аварии признали виновным на 80 процентов, он получит только 20% от полученного ущерба. Если не ремонт машины требуется 50 тысяч рублей, ему выдадут только 10 тысяч. Второму лицу положена оставшаяся сумма в 40 тысяч рублей.

Стоит также помнить, что ответственность всегда лежит на водителе, который признан виновником в ДТП. Подобное утверждение актуально и для случаев, когда из-за столкновения машина невиновного ударила еще одно авто.



Вид возмещения по обоюдной вине в 2017 году

В 2017 году в вопросе обоюдной вины при ДТП произошли некоторые изменения, которые вступили в силу с 27 апреля. С этого дня признание «обоюдки» дает право на получение денежной выплаты вместо восстановления машины после аварии. При этом размер выплат исчисляется с учетом одного из ключевых параметров — уровня износа транспортного средства.

Как быть, если сторона ДТП, машина которой оказалась разбитой, примет решение о необходимости восстановления транспортного средства путем классического возмещения убытков? В такой ситуации придется осуществить доплату с учетом степени вины. Что это значит? Если ремонт ТС обходится в сумму 30 тысяч рублей, а автовладелец виновен в аварии только наполовину, то 15 тысяч рублей ему придется выплатить самостоятельно, а оставшуюся сумму выдает страховщик.

Рассмотренная выше ситуация является более выгодной, ведь в случае совершения платежа деньгами водитель с обоюдной виной также получает 50%. Разница в том, что здесь во внимание берется износ транспортного средства, что уменьшает объем возмещения.



Страховка и тонкости получения выплат

В случае обоюдной вины при ДТП и наличии нескольких участников, допускается обращение за выплатой к любой из сторон. При этом страховщик должен возместить положенный вред, а после самостоятельно разбираться, сколько он выплатил за своего страхователя.

Если участников аварии устраивает вариант, когда они получают только по 50% от необходимой на ремонт суммы, можно избежать посещения судебной инстанции и решить все вопросы «полюбовно». Это особенно актуально, если размер ущерба минимален. В такой ситуации необходимо взять документы в ГИБДД, после чего отправляться страховую компанию для оформления бумаг, а впоследствии и получения необходимой суммы.


Бывают ситуации, когда такой вариант не устраивает стороны. Тогда стоит действовать следующим образом:

  • Поставить в известность об аварии страховую компанию;

  • Дождаться, пока суд рассмотрит дело, и установить меру вины каждого из участников;

  • Получить возмещение по постановлению судебной инстанции в обычном порядке, но в объеме, который пропорционален степени вины других автовладельцев, участвующих в ДТП.


Стоит помнить, что суд может растянуться на продолжительное время — от одного до нескольких месяцев, и к этому необходимо быть готовым. Это значит, что обращение в судебную инстанцию будет актуальным в следующих случаях:

  • Инспектор ГИБДД предполагает, что в ДТП вообще нет ни одного виновного;

  • Один из автовладельцев виноват в большей степени и доказать это не составляет труда;

  • Транспортное средство получило серьезный ущерб, поэтому получение страхового возмещения играет ключевую роль.

Бывает, что страховщик отказывается производить выплаты, когда узнает о наличии обоюдной вины. Если компания не может привести обоснования отказа на законодательном уровне, необходимо требовать проведения платежа еще в досудебном порядке, а после этого требовать выплат через суд.



Выплаты по КАСКО

Понятие обоюдной вины характерно не только для ОСАГО, но и для более продвинутого типа страховки — КАСКО. В этом случае ситуация складывается проще, ведь для получения необходимой суммы под ремонт транспортного средства достаточно предоставить только пакет бумаг, подтверждающих факт аварии, а вина не имеет значения.

При желании дополнительно защититься от дополнительных затрат при обоюдной вине можно воспользоваться добровольным страхованием — расширенной версией ОСАГО (ДОСАГО). 



Что будет, если водители имеют обоюдную вину, но уехали с места аварии?

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и вина не является предметом споров, участники событий могут не вызывать сотрудников автомобильной инспекции. Здесь возможно три варианта развития событий — оформление Европротокола, заполнение документов в ближайшем ГИБДД или отсутствие официального оформления. Если имеет место обоюдная вина, первый вариант не подойдет, ведь Европротокол подразумевает вину только одного автовладельца.

Вариант с оформлением аварии в ГИБДД имеет место в том случае, если между участниками отсутствуют разногласия в отношении виновника события. Но на практике такое встречается крайне редко. Если же пострадавшие решили ничего не оформлять и просто разъехались, никакой ответственности за это не наступает. Главное — оформить расписки об отсутствии претензий. В противном случае можно оказаться полностью виноватым, да еще остаться без прав.

Но здесь имеются нюансы:

  • Если в ДТП имеются пострадавшие, тогда оставление места ДТП при обоюдной вине грозит уголовной или административной ответственностью. Здесь все зависит от тяжести повреждений. При этом ответственность будут нести оба участника. Если в аварии погиб человек, можно и вовсе получить срок за решеткой;

  • Если в качестве пострадавшего выступает только пассажир, ответственность несут все участники ДТП. При этом причиной аварии должно быть нарушение ПДД.


Полезные советы

В завершение стоит привести несколько полезных советов:

  • Важно добиться, чтобы второй участник был признан полностью виноватым, если все факты указывают на грубое нарушение ПДД с его стороны;

  • В роли советчика при установлении степени вины должен указываться страховщик;

  • Если не определен ни один виновник, необходимо добиваться признания вины на 50%. В противном случае выплат по ОСАГО не будет.


Итоги

Таким образом, обоюдная вина подразумевает определенный уровень вины каждого из участников ДТП. При этом ключевую роль играет связь между нарушением ПДД и фактом аварии. Интересно, что все участники будут нести уголовную и административную ответственность. Что касается размера страховой выплаты, она выплачивается пропорционально вине застрахованного участника, а точную меру устанавливает только судебная инстанция.

Конечно, обоюдная вина — крайне неприятная ситуация, ведь каждый из участников одновременно виновное и потерпевшее лицо. Наиболее распространенным событием этого явление считается существенное занижение выплат по ОСАГО. Чтобы избежать проблем, желательно быть внимательным на дороге и не нарушать ПДД.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Обоюдная вина при ДТП.