В современных автомобилях предусмотрено множество различных узлов, обеспечивающих очистку выхлопных газов от опасных для человека и окружающей среды примесей. К таким устройствам можно отнести систему рециркуляции ОГ, а также сажевые фильтры, которые устанавливаются на авто с дизельными моторами. Минус последнего устройства — низкая надежность, что заставляет автовладельцев периодически чистить или производить замену устройства. Для чего предназначен сажевый фильтр? Как производится его чистка? В чем преимущества регулярного ухода? Рассмотрим эти моменты подробнее.
Назначение
Сажевый фильтр — специальное устройство, являющееся частью выхлопной системы и предназначенное для улавливания сажи в отработавших газах. После фильтрации происходит сжигание сажи для снижения вредных воздействий на окружающую среду. Фильтр собирает сажевую пыль до определенного момента, который определяется по разнице давления перед фильтрующим элементом и после него. Когда параметр давление отклоняется от допустимого предела, и фильтр перестает пропускать требуемый объем ОГ, тогда и активируется режим догорания.
Активация процесса дожигания происходит в ситуациях, которые задаются производителем авто. Главным условием, которое является общим для всех, является нахождение в движении и высокая частота оборотов. При достижении определенного загрязнения ЭБУ дает команду на выброс большего объема топлива в период подачи горючего в камеру сгорания. Как следствие, температура ОГ на выходе растет, а накопившаяся в фильтре сажа сгорает.
Сложнее всего автовладельцам, которые эксплуатируют авто в условиях города. Если обычный режим подразумевает короткие поездки на небольшие расстояния и с малыми скоростями, функция дожигания не запускается. Если ничего не предпринимать, устройство быстро засоряется. В итоге, возрастает сопротивление ОГ, снижается мощность мотора и усложняется процесс пуска.
Поломки, связанные с загрязнением выхлопной системы, характерны для любых автомобилей, вне зависимости от возраста. При этом ресурс фильтра во многом зависит от ряда факторов — условий эксплуатации, индивидуальных особенностей и качества узла. Если элемент, забился, он требует обязательной замены. Проблема в том, что новый сажевый фильтр выливается в крупную сумму, поэтому логичным решением является чистка этого узла.
Почему загрязняется сажевый фильтр?
Устройство забивается с первого дня эксплуатации. Причина — образование сажи после сгорания дизтоплива в двигателе автомобиля. Сажа представляется собой мелкий порошок, который остается на сетке фильтра и не несет для него опасности. Главная проблема связана с тем, что в ОГ присутствуют элементы углеводородов. Со временем внутри фильтрующего элемента образуются смолистые отложения, а сажевая пыль буквально склеивается с участием этой смолы.
Кроме этого, в состав попадают сульфаты металла (появляются в результате сгорания масла в цилиндрах). Такая проблема чаще всего касается универсальных масел, которые одинаково подходят для дизельных и бензиновых моторов. Получившаяся смесь настолько стойкая, что самоочистка сажевого фильтра не способна с ней справиться.
В чем преимущества регулярного обслуживания?
Ресурс сажевого фильтра во многом зависит от числа циклов самоочистки, которые были инициированы ЭБУ. Если узел очищается слишком часто, происходит выгорание платины-катализатора под действием высоких температур. При этом главное преимущество регулярного обслуживания — возможность сэкономить в будущем.
Если дизель эксплуатируется в жестких условиях, из-за чего имеет место повышенное образование нагара, профилактическая чистка позволяет избежать замены устройства в будущем. Кроме того, в автомобиле с очищенным фильтром мотор отдает большую мощность, более экономичен, быстро заводится и не выбрасывает в окружающую среду большой объем вредных веществ. В итоге возрастает ресурс узла, повышается его общая надежность.
Чтобы избежать проблем в эксплуатации, стоит чистить сажевый фильтр на каждом ТО. Только так удается избежать накопления больших объемов нагара и замены дорогостоящего узла. Кроме того, продление срока службы детали возможно с помощью специальных присадок. Задача — снижение интенсивности образования нагара и уменьшение температуры в процессе самоочищения.
Благодаря присадке, добавляемой в дизельное топливо, горючее в полном объеме сгорает в моторе, что снижает объем выбрасываемой в выхлопную систему сажи. Как следствие, в процессе самостоятельной очитки нагревание проходит менее интенсивно и занимает меньше времени. Как следствие, катализатор страдает меньше. Если же мотор исправен, в бак заливается качественное топливо и специальная присадка, в дополнительной очистке сажевого фильтра нет нужды.
Как чистить фильтр?
Существующая проблема, с которой столкнулись многие автовладельцы, заставила многие компании заняться разработкой способов профилактики, защиты и чистки фильтра. На сегодня выделяется два основных подхода, которые подробно рассмотрены в статье:
- Чистка сажевого фильтра дизеля непосредственно на автомобиле (без демонтажа);
- Обслуживание устройство после демонтажа с двигателя.
Стоит отметить, что очистка сажевого фильтра должна производиться только с применением одобренных и проверенных составов. Если же использовать не подходящие для решения задачи средства, узел и вовсе может выйти из строя.
Как почистить сажевый фильтр своими руками?
Самостоятельная прочистка сажевого фильтра подразумевает демонтаж узла с последующей промывкой. Средние затраты времени на проведение процедуры составляют до восьми часов. Как только устройство снято с автомобиля, в корпус доверху заливается жидкость для промывки. Здесь можно использовать продукцию таких брендов, как Luffe, Liqui Moly и прочие.
В основе специальных жидкостей содержатся нефтяные элементы. Продаются очистители, как правило, в специальных канистрах емкостью до пяти литров. В среднем на одноразовую промывку узла уходит от четырех литров и более. Заливка жидкости происходит с помощью специального шланга. В зависимости от производителя, канистры могут комплектовать шлангами или же поставляться без них.
После заполнения сажевого фильтра, состав растворяет имеющиеся внутри смолы. Для достижения ожидаемого эффекта жидкость должна находиться внутри фильтра в течение восьми часов. Кроме того, перед применением стоит внимательно читать инструкцию производителя. В последней подробно рассказывается, как, насколько и в каком объеме заливать жидкость.
Как только проходит рекомендуемое время, сажа должна отделиться от поверхности, после чего ее необходимо смыть с помощью воды (под давлением). Когда все работы завершены, фильтр возвращается на прежнее место. Многие считают, что сам растворитель может быть опасен для катализатора. Это не так. Современные жидкости изготавливаются с применением безопасных элементов, поэтому единственное, что обеспечивает средство — очистку сажевого фильтра.
Как упоминалось, в процессе очистки допускается применение только специализированных жидкостей, которые на молекулярном уровне разъедают сажу. Учтите, что фильтр оборудован внутри хрупким слоем, выполненным с применением платины. После завершения промывки результат должен контролироваться визуально.
Как почистить фильтр без демонтажа?
При отсутствии такой возможности или желания демонтировать сажевый фильтр, можно выполнить эту работу быстрее — без снятия устройства. Это реально, благодаря наличию в системе специального датчика давления и (или) температуры. Если это устройство выкрутить, появляется отверстие для подачи специальной жидкости для промывки.
В процессе очистки стоит соблюдать меры безопасности из-за наличия риска воспламенения жидкости. Чтобы избежать проблем, для очистки применяют водно-щелочные растворы вместе с жидкостью для промывки. Особенность такого состава заключается в нейтрализации опасной щелочи после окончания очистки. Для подачи промывочного состава применяется специальный пистолет, а также прямой и согнутый зонд. В дополнение в комплекте поставляется специальная насадка.
Для очистки фильтра практически на любой модели авто можно использовать стандартный набор инструмента — пистолет для подачи состава, жидкость, зонды и распылители. Применение этих устройств подразумевает проведение очистки в несколько подходов. Для подачи жидкости, как правило, применяется именно место вкручивания датчика давления (расположен в непосредственной близости от сажевого фильтра).
Алгоритм действий выглядит так:
- Прогревайте мотор до момента, пока не будет достигнута рабочая температура;
- Далее давайте фильтру остыть до температуры 40-45 градусов Цельсия. Это требование вызвано тем, что щелочной раствор наиболее эффективен при таком режиме;
- Заливайте около литра жидкости в корпус, после чего оставляйте жидкость внутри на четверть часа;
- Пистолет с распылителем подключайте к зонду (может быть прямым или изогнутым);
- Вводите зонд в отверстие, после чего распыляйте жидкость с определенной периодичностью. Часто рекомендуется десятисекундный цикл, когда в течение 10 секунд подается рабочая жидкость, а после этого на такое же время (10 секунд) делается пауза. При подаче жидкости давления должно составлять где-то 8 бар. В процессе добавления зонд стоит прокручивать для лучшего распыления состава. Кроме того, перемещайте трубку вперед и назад для обеспечения лучшего распыления очищающего состава.
Как только предварительные работы завершены, заполняйте систему ополаскивателем. Задача последнего — нейтрализация и устранение остатков очистителя из устройства. Здесь для эффективной очистки необходимо где-то пол-литра очищающего состава. Процесс смывки производится с помощью распылителя (временные интервалы остаются неизменными). Если все сделать правильно, происходит равномерное распределение сажевого налета по поверхности. В результате система сможет самостоятельно устранить остатки сажи путем автоматической очистки.
После завершения работ датчик необходимо вернуть на место, запустить мотор и дать ему прогреться. Как только рабочая температура достигнута, стоит запустить режим самоочищения. Благодаря этому устраняются оставшиеся элементы сажи. Процесс дожига можно организовать двумя путями — «естественно» и принудительно. В первом случае на решение задачи пойдет где-то 15-20 минут. В течение этого времени необходимо дать поработать мотору на средних и высоких оборотах. Через какое-то время ЭБУ самостоятельно принимает решение о необходимости запуска процесса регенерации.
Если же процесс естественного дожига не срабатывает по каким-либо причинам, к примеру, из-за проблем в электрической части, тогда режим придется запустить самостоятельно (применяется диагностический сканер).
Как быстро очистить сажевый фильтр своими руками?
Сегодня в продаже встречаются специальные средства с распылителями, которые не нуждаются в применение специального пистолета а применение таких изделий не вызывает сложностей даже для новичка. Главное — четко следовать инструкции и проверять качество выполненных работ.
Одно из популярных изделий — Catalyst Cleaner. Это устройство представляет собой баллончик емкостью 0,4 литра. В комплекте с устройством поставляется гибкий зонд. Имеющегося объема жидкости достаточно, чтобы вычистить сажевый фильтр вне зависимости от уровня его загрязнения.
Алгоритм применения следующий:
- Перед началом применения встряхивайте баллончик;
- Демонтируйте датчик давления, что позволяет закрыть доступ к отверстию;
- Прогревайте мотор, после чего глушите его;
- Вставляйте зонд и распыляйте средство для чистки;
- Делайте несколько подходов распыления для достижения большей эффективности;
- Действуйте до тех пор, пока не появится пена в отверстии, куда вкручивается датчик;
- Доставайте зонд и возвращайте на место устройство.
Перед тем как пустить мотор после завершения очистки, заливайте в дизельное топливо присадку Super Clean. Вливайте устройство прямо в бак с учетом прописанной производителем дозировки.
Итоги
Каждый из методов очистки хорош по-своему. К примеру, в случае демонтажа устройства придется потратить время на разборку и промывку механизма. Кроме того, потребуются деньги на покупку пяти литров промывочного состава. Преимущество варианта — простота реализации и возможность выполнения работ без диагностического оборудования.
Очистка без демонтажа позволяет сэкономить время, но для этого может потребоваться больше денег. Это объясняется тем, что необходимо не только оборудование для очистки, но и сканер для диагностики (если сжигание будет принудительным). Следовательно, такую работу лучше выполнять на СТО.
Что касается быстрого способа очистки, он наиболее доступный и быстрый, но эффективность ниже. При этом последние два решения чаще всего относятся к профилактике. Если же стоит задача качественной очистки детали, без демонтажа не обойтись.