Отказало сцепление: что делать?
В водительской практике часто происходят очень непредсказуемые вещи. В частности, в любой момент может отказать сцепление. В чем причины? Как действовать в такой ситуации? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


В водительской практике могут случаться самые непредвиденные случаи, которые требуют от автолюбителя определенных знаний и оперативности в принятии решений. Так, одной из наиболее распространенных ситуаций является отказ сцепления. Что может послужить причиной? Что делать? Как производить ремонт? У начинающего автолюбителя ответов на эти вопросы нет, но после прочтения статьи вы многое поймете.


Как распознать поломку?

Неисправность сцепления можно диагностировать по нескольким характерным признакам. Во-первых, во время движения появилась нехарактерная вибрация. Во-вторых, имеет место лишний шум. В-третьих, передачи перестали включаться плавно – появились сильные рывки в процессе переключения с одной скорости на другую. В-четвертых, возникли проблемы с педалью сцепления – она может не до конца выжиматься или отжиматься. Каждый из этих симптомов может свидетельствовать о появлении неполадок с одним из самых важных узлов авто.


Основные причины

Чем может быть вызвана неисправность? Можно выделить несколько основных причин:

  • сильные повреждения, нарушение конструкции или банальный износ накладок ведомого диска;
  • неисправность или износ диафрагментной и демпферной пружины, подшипника или маховика;
  • неправильная эксплуатация, часто новички нарушают ряд важных правил: держат ногу на педали сцепления во время движения и трогаются при больших оборотах;
  • низкое качество деталей или малый срок их эксплуатации. К примеру, во время ремонта на СТО сложно проконтролировать, что именно устанавливает мастер – оригинал или китайскую подделку.


Что делать?

Допустим, сцепление уже отказало или проявились серьезные нарушения в его работе. Как поступить в этом случае? Нужно доехать до гаража (очень аккуратно) и выполнить несколько простых мероприятий:

  • во-первых, снимите ведомый диск сцепления и внимательно его осмотрите на факт возможных изгибов или повреждений.  При наличии таковых желательно заменить деталь (как показывает практика, ремонтные работы в этом случае не всегда эффективны);
  • во-вторых, уделите внимание гидравлической системе. Осмотрите ее на факт возможной течи в районе главного и рабочего цилиндров. Слабым звеном могут оказаться и сами трубопроводы, по которым поступает тормозная жидкость. При наличии течи ее необходимо сразу же ее устранить (при наличии должного опыта) или поручить работу специалистам;
  • в-третьих, причиной отказа сцепления может оказаться и попавший в систему воздух. В этом случае единственная возможность избавиться от проблемы – устранить воздушные «подушки». Сделать это просто – путем прокачки гидропривода;
  • в-четвертых, часто проблемы появляются из-за неправильной настройки педали. К примеру, она может иметь недостаточно свободный ход. В этом случае хватит простой регулировки;
  • в-пятых, пробуксовка во время включения передач и начала движения  может свидетельствовать о выходе из строя или замасливание фрикционных накладок. В этом случае их необходимо промыть, а при невозможности восстановления – заменить. При поломке пружины сцепления единственная возможность выхода из ситуации – ее замена.


Полный отказ сцепления

Описанные выше варианты решения проблем хороши в том случае, если неисправность  проявилась недалеко от дома, гаража или СТО. Но как действовать, если сцепление вообще отказывается работать? В такой ситуации стоит выполнять несколько простых советов:

  • не паникуйте, даже в такой ситуации при определенных знаниях можно добраться до пункта назначения;
  • для перевода ручки коробки в нейтральное положение, необходимо убирать ногу с педали акселератора и только после этого совершать намеченное действие; 
  • если ручка коробки передач запала, ее можно высвободить с помощью дополнительного нажатия на педаль газа;
  • в случае, когда до СТО осталось протянуть совсем немного, а тронуться не получается, действуйте в такой последовательно. Сначала заглушите авто. Теперь включайте первую скорость и пытайтесь завести двигатель. В этот момент машину начнет дергать – не пугайтесь. Через некоторое время скорость вращения передачи и мотора сравняются. Помните, что данные манипуляции необходимо выполнять только после прогрева мотора (на «холодную» машина будет глохнуть);
  • если у вас получилось тронуться и поехать на первой передаче (по рекомендации описанной выше), можно попробовать переключиться на вторую скорость. При переводе ручки в нейтральное положение и включении следующей передачи необходимо полностью сбрасывать газ. При этом резких движений делать не нужно. Просто создайте определенное усилие, и ручка сама займет необходимое положение.


Как продлить жизнь сцеплению?

Сцепление – одно из самых чувствительных элементов автомобиля, поэтому его нужно эксплуатировать с особой бережностью. При этом достаточно выполнять несколько простых советов:

  • помните о важности своевременного ТО автомобиля и пригоняйте машину к мастеру при первых же признаках неисправности;
  • правильно эксплуатируйте автомобиль и не допускайте тех ошибок со сцеплением, которые упоминались выше;
  • своевременно производите замену сцепления. У отечественных авто данная работа должна выполняться через 60-70 тысяч километров, а у иномарок – через 100-110 тысяч;
  • старайтесь нажимать педаль сцепления плавно. Резкое срабатывание может привести к поломке;
  • держите под контролем уровни тормозной жидкости в бачке и время от времени производите доливку.


Выводы

Если правильно эксплуатировать сцепление и следить за техническим состоянием авто, то проблемы со сцеплением станут редким явлением. Если же сцепление все-таки отказало по любой из причин, то вы знаете, как и в какой последовательности действовать. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть