Отмена транспортного налога для физических лиц.
Осенью 2016 года Госдумой РФ планируется рассмотрение законопроекта об обмене транспортного налога для физических лиц. Какие именно правила в отношении этих платежей действуют на данный момент? К каким последствиям могут привести изменения в налоговом кодексе в отношении транспортного налога? В чем сущность нового законопроекта, каковы его преимущества и недостатки для автолюбителей? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Налоговое законодательство России регулярно подвергается тем или иным изменениям. Не исключением является и транспортный сектор, где в 2016 году планируется отмена транспортного налога. В сфере автолюбителей эта тема активно муссируется, но какой-то конкретной информации о перспективах, особенностях и последствиях такого шага пока нет.

Сразу стоит отметить, что вопрос отмены транспортного налога рассматривался не один раз, но все время появлялись какие-то препятствия для принятия законопроекта. Вопрос был поднят еще в 2012 году, когда Президент озвучил мнение о необходимости отмены этого вида налога. Сегодня же поводом для внесения изменений может служить инфляция, которая растет вместе с курсом доллара. Подтверждением общественного недовольства стал и сбор подписей за отказ от транспортного налога - под этим подписалось более сотен тысяч людей. Все это показывает важность внесения изменений в законодательной сфере.



Точка отсчета

Чтобы разобраться в будущих изменениях, важно точно представлять текущую ситуацию и ее особенности. По сути, транспортных налог - регулярный платеж владельцев транспортных средств в ФНС (Федеральную налоговую службу). Он является обязательным, а сумма определяется по специальному алгоритму.

Платежи, осуществляемые автолюбителями, имеют региональный характер. Это говорит о том, что кроме основного законопроекта, который принимается в Госдуме, есть еще и законы местного самоуправления, которые могут дополнять, но не противоречить действующим законам.

Физическое лицо обязуется произвести оплату по факту получения уведомления из налоговой инспекции. У юридических лиц ситуация сложнее - они сами производят расчет и контролируют сроки выплат. Сумма выплат просчитывается с учетом нескольких параметров - возраста автомобиля, мощности силового агрегата и прочих показателей.

Как уже упоминалось, региональные власти имеют право вносить корректировки в законопроект,  но при этом они обязаны следовать налоговым параметрам, установленным для каждого из регионов:

  • При расчете транспортного налога в регионах учитываются данные таблицы, которая утверждается НК РФ. В ней приводятся актуальные данные налоговых ставок для конкретного региона;

  • Срок и порядок выплаты налога может меняться;

  • Региональные власти могут устанавливать льготы владельцам автомобилей. К примеру, на региональном уровне возможна отмена налога на транспорт для пенсионеров, которые имеют старый автомобиль, для многодетных семей, для владельцев транспортных средств с мощностью силового узла до 70 лошадиных силы и так далее.

Действующие на сегодня ставки для каждого из регионов не являются секретом - их можно изучить на официальном ресурсе налоговой службы. Здесь же приводится информация о льготниках, которые освобождаются от выплаты налога или же имеют право на снижение его размера.

Что касается действующего закона, то в этой сфере позиция общая. Согласно условий статьи 358 НК РФ (пункт 1) выплата налога на транспорт осуществляется для всех типов ТС. Исключение составляет только сельскохозяйственная техника, промышленные суды, маломощные или весельные лодки, правительственные авто и другие типы транспорта. Кроме этого, под налоговый сбор не попадают машины, которые были угнаны или находятся под арестом. Не нужно платить за автомобиль, если он куплен, но просто стоит в гараже и не прошел регистрацию в ГИБДД. Если же машина не используется, но зарегистрирована в Госавтоинспекции, то начисление налога будет происходить по той же процедуре, что и для других авто.

Сроки выплаты налога - календарный год. При этом платеж должен быть произведен из расчета до 1 ноября. Что касается отчетных периодов, в которые должна подаваться декларация автолюбителями, то они упоминаются поквартально.



Особенности отмены

Отмена транспортного налога для физических лиц вызвала бурю обсуждений, как в верхах, так и среди обычных автолюбителей. В России уже был период, когда налог на транспорт практически был заменен акцизным сбором, но четыре года назад вариант не прошел. Нововведение было бы выгодным для автолюбителей, ведь оплата бы производилась с учетом пройденного километража. Чем больше человек ездит, тем выше затраты на топливо и тем больше средств поступает в казну государства. В 2016 году такой законопроект снова будет внесен на рассмотрение.

Не секрет, что не все машины имеют маломощный мотор (в том числе и старые). Расчет же транспортного налога ведется с учетом лошадиных сил под капотом. Некоторые владельцы осознанно идут на конструктивные изменения для снижения мощности мотора и получении дополнительной экономии при выплате сбора. Больше всего страдают пенсионеры, старенькие машины которых могут иметь солидный объем мотора и более 100 лошадиных сил. «Потянуть» такой автомобиль не представляется возможным.

В чем же смысл будущих перемен? Планируется, что изменение в законодательстве коснутся следующих аспектов:

  • Налог на транспорт не нужно выплачивать отдельно - он войдет в акциз на топливо и выльется в удорожании горючего.

  • Экологический сбор на транспорт будет отключен. Возможна и другая ситуация, когда налог на транспорт станет частью экологического сбора.

  • Специальные структуры будут осуществлять тотальный контроль над незапланированным и необоснованным ростом стоимости топлива.

  • Транспортное налогообложение и удорожание топлива перестают существовать как отдельный механизм.

  • Учет платежей производиться в электронном виде, что снизит вероятность ошибок и упростит процедуру учета.

Проблема  реализации механизма в том, что выплаты будут осуществляться не по месту, где зарегистрировано транспортное средства, а по региону применения им горючего. Это значит, что организация сборов может производиться не одной выплатой, как это было раньше. Что касается поддержки со стороны регионов, то они в большей части согласны с нововведениями. При этом рассмотрение самого законопроекта планируется Госдумой осенью 2016 года.



Плюсы и минусы

Расчеты, которые производились в прошлые попытки перехода на акцизный сбор, показывали, что топливо в среднем становится дороже на 1-2 рубля. Но это в теории. На практике стоимость топлива уже выросла на три рубля, а владельцы транспортных средств так и продолжают платить налог. Следовательно, отмена такого платежа будет в любом случае выгодной для автолюбителей. Особенно это актуально для тех людей, которые за год наезжают не больше 1000 км.



Внесение корректировок в законодательную сферу, касающуюся налога на транспорт, возникло на фоне следующих причин:

  • По статистике план сбора транспортного налога составляет не более 40%, что показывает его низкую эффективность.

  • Включение налога на транспорт в плату за сжигаемое топливо защитит от возможного мошенничества со стороны автолюбителей. Теперь уклониться от выплаты налогов уже не получится, ведь заправлять машину все равно нужно. Единственное, что можно сделать - добиться большей экономичности мотора.

  • Размер налоговых платежей напрямую зависит от объема мотора и числа «лошадей» под капотом. Для многих автолюбителей это правило является настоящей проблемой. Особенно, для пожилых людей, во владении которых остались старые машины, к примеру, «Волга».

  • Устаревшие морально авто с небольшой мощностью мотора являются одними из главных загрязнителей атмосферы. Есть мнение, что новое правило по введению транспортного налога в акциз заставит людей покупать новые машины с более мощными моторами, имеющими меньшее потребление. Но этот момент, конечно, пока под вопросом.

  • Административная база должна быть продумана таким образом, чтобы исключить риск мошенничества и уклонения от налоговых платежей.



Так, на современном этапе налог на транспорт выплачивается в несколько этапов:

  • Владелец машины получает извещение на почтовый адрес с информацией о необходимости внесения конкретной суммы.

  • Юридическое лицо, которое является владельцем транспортного средства, лично производит расчет транспортного налога.

  • И в первом, и во втором случае оплата производится через банковское учреждение. Возможен вариант оплаты через онлайн-сервис Сбербанка или через официальный ресурс сайта Госуслуг.

  • После осуществления выплат необходимо взять квитанцию и с этой информацией отправиться в соответствующие органы, где зарегистрирован автомобиль. Юридические лица должны заполнять налоговую декларацию.

В случае несвоевременности осуществления выплат начисляется пеня. При этом штраф придется платить за каждый простроченный день с учетом общей начисленной суммы.



Частичная отмена: реально ли?

Многие эксперты говорят о возможности частичной отмены такого налога. При этом категория льготников, которые сегодня не платят налог на транспорт, опасаются негативных изменений в этом направлении. Так, в зону риска входят многодетные  семьи и прочие льготники, для которых экономия на транспортном налоге позволяет сэкономить семейный бюджет.

Как уже упоминалось, льготы устанавливаются на местном уровне, поэтому вероятность отмены существующих льгот является низкой. При этом возможен вариант с частичной выплатой налога, когда машина заправляется не бензином, а, к примеру, газом.



Ждать ли закона в 2016 году?

Вопрос отмены транспортного налога находится еще на стадии обсуждения и до конца еще не понятно, будет ли сделан этот шаг в 2016 году. Единственное, чего можно ожидать с принятием такого законопроекта, так это удорожанию топлива. Здесь закономерность проста. С ростом цен на бензин начнет дорожать все вокруг - продукты питания, одежда и прочие товара. Это логично, ведь статья расходов на перевозку продукции также возрастет. Если провести более глубокий анализ, то преимущества получают только те автолюбители, которые почти не ездят. Для остальных нововведение будет маловыгодным.

Что касается бюджета, то здесь риск для его наполнения отсутствует. Потери от стандартных начислений будут покрываться за счет роста цен на топливо. Некоторые расчеты показывают, что размер выплат в казну не только не уменьшится, но и может вырасти.

Многие эксперты сходятся во мнении, что лучшей проверкой является не теоретический расчет целесообразности нововведения, а проверка законопроекта на практике. При этом не обязательно отменять транспортный налог во всей России - эксперимент можно провести для какого-то одного региона. По квартальным итогам можно делать выводы, насколько эффективным и нужным является нововведение.

Несмотря на потенциальные риски, Федерация автомобилистов продолжает настаивать на отмене налога и поддерживать введение законопроекта. Аргументируется это тем, что база налогообложения является неподъемной для многих. Но это все в теории. На практике же пока не совсем понятно, как долго будет продолжаться процесс обсуждения и будет ли принят законопроект.



Итоги

Несмотря на перспективы нового законопроекта и большие ожидания автолюбителей, неразрешенных вопросов остается слишком много. В частности, необходимо ответить на несколько вопросов:

  • В какие виды выплат перейдет налог?

  • В какой последовательности необходимо будет погашать долги по транспортному налогу, и каким должен быть порядок?

  • Насколько сильно отмена  налога может «ударить» по будущим  расходам каждого человека?

Так что перед принятием законопроекта должна быть проведена большая работа. По ее результатам станет понятно, быть изменениям в закон или нет.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Отмена транспортного налога для физических лиц.