Почему печка в машине дует холодным воздухом?
Автомобильный отопитель - это устройство, предназначенное для создания и поддержания тепла внутри салона вашего авто. По каким причинам система обогрева может выйти из строя? Как поступить, если при прогретом двигателе от печки идет холодный воздух? Какие способы восстановления неисправностей будут наиболее эффективны? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


С наступлением холодов единственной надежной автолюбителя является надежная и полноценная работка печки для обогрева. Но вместо ожидаемого тепла из системы вырывается холодный или еле теплый воздух. Ситуацию не спасает даже прогрев силового узла до рабочей температуры. Что делать в такой ситуации? По каким причинам печка отказывается работать? Рассмотрим причины и способы решения проблемы.



Система охлаждения

Одной из главных причин выхода из строя печки или отказа ее работы являются сбои в системе охлаждения. Здесь стоит выделить несколько подкатегорий:


1. Непроходимость ОЖ по радиатору печки. Причиной холодного воздуха может быть недостаточно качественная циркуляция жидкости по каналам системы. Привести к такой проблеме может несколько факторов - неисправность насоса, проблемы с краником печки, засорение радиатора и так далее. Провести проверку можно по следующему алгоритму:

  • Заводите машину и включайте печку;

  • Кладите руку на воздуховоды и следите за изменением температуры жидкости внутри системы (контролировать данный параметр можно по указателю на приборной панели);

  • Оцените температуру вырывающейся воздушной массы. Если нагрев воздуха происходит одновременно с повышением температуры мотора, то все отлично - жидкость по системе протекает без препятствий, а насос отлично справляется с работой;

  • Машина прогревается, но воздух идет холодный? Тогда необходимо искать причину проблемы.


Поиск неисправности производится по следующему алгоритму:

  • Открывайте капот. Снимайте все трубки, которые подключены к радиатору. Учтите, что при отключении нижнего патрубка с него должен вытекать тосол (антифриз).  Ожидайте, пока ОЖ стечет полностью.

  • Находите другую трубку такого диаметра, чтобы она подходил на место верхней трубки от радиатора печи. Возьмите пластиковую бутылку, сделайте воронку для заливки жидкости и начинайте проливать состав через радиатор. В случае когда с расположенного снизу патрубка начинает стекать жидкость, то краник и радиатор исправны. Если же жидкость не идет или же бежит еле-еле, то причины может быть две - закис краник или забился радиатор. Возможны ситуации, когда просто забился кран, что и привело к плохой проводимости. В случае проблемы с краном лучший выход - поменять устройство. В ситуации с радиатором стоит произвести чистку.

  • Если жидкость проходит через радиатор без препятствий, а печка все равно не справляется со своей задачей, то стоит проверить работу насоса. Для этого надевайте нижнюю трубку печки на место, а верхнюю не подключайте вовсе. Теперь закрывайте краник отопительного устройства и заводите мотор. Одновременно с этим смотрите на трубку от насоса, через которую подводится антифриз (тосол) к печке. ОЖ должна вытекать нормальной струей. Если этого не происходит, то причиной может быть повреждение лопасти на насосе или низкое качество натяжки  ремня.

Каждую из проблем можно устранить путем ремонта или замены детали. В случае неисправности насоса устройство придется разобрать, а саму помпу - поменять. При ослаблении ремня придется выполнять ряд манипуляций. Для начала берите ремень в руку где-то посередине между шкивами насоса и блока цилиндров. После покручивайте ремень в одну и другую сторону. Максимальный угол поворота не должен превышать 90 градусов Цельсия. Если больше, то подтягивайте ремень. Действуйте без фанатизма - перетяжка изделия может привести к выходу из строя самого насоса.


2. Засоры в системе ОЖ и особенности очистки. Часто причиной проблем с печкой становится засорение системы. Такая проблема приносит дискомфорт в любое время года. Когда на улице тепло, то быстро наступает перегрев, а когда холодно силовой агрегат греется хорошо, а вот от печки теплого воздуха не дождешься.

Лучшее решение в таком случае - чистить систему. Алгоритм действий следующий:

  • Используйте слабую промывку для системы в таком объеме, чтобы ее удалось растянуть на два подхода. Заливайте состав в систему охлаждения и проезжайте 100 километров;

  • Сливайте охлаждающую жидкость, промывайте систему чистой водой и снова заливайте тосол в комплексе с остатками промывочного состава;

  • Проезжайте еще сотню километров, сливайте жидкость и промывайте систему;

  • Заливайте уже качественный антифриз.

Важный момент - применение слабой промывающей жидкости. Объяснить это можно тем, что активный состав растворяет всю накипь внутри системы. Как следствие, появляются более серьезные засоры, устранить которые подручными методами уже не выйдет. Как показывает практика, применение двухкратной промывки - лучший вариант очистки системы.


3. Появление воздуха в системе. Еще одна проблема, с которой приходится столкнуться в процессе эксплуатации - появление завоздушенности в системе. Здесь действуйте следующим образом:

  • На холодном моторе выкручивайте пробку радиатора, заводите и прогревайте силовой узел;

  • Сначала протока не будет. Если лишний воздух есть, то он вытолкнет ОЖ наружу. В период прогрева такое может происходить несколько раз;

  • Проследите, чтобы ОЖ перекрывала пластины, расположенные сверху (это можно увидеть через верхнее отверстие). Если в этом есть необходимость, то жидкость стоит долить;

  • После открытия термостата смотрите за ручейком, который протекает внутри охлаждающего устройства;

  • Заливайте охлаждающую жидкость в радиатор до упора, передавливайте патрубок сверху и удаляйте оставшийся воздух;

  • Снова доливайте жидкость в радиатор и охлаждающий бачок до момента, пока ОЖ не достигнет верхнего уровня (для радиатора) и уровня МАХ (для бачка). С остальным воздухом система способна справиться самостоятельно.


4. Неисправность термостата. Еще одна вероятная проблема, из-за которой вместо теплого дует холодный воздух - неисправность термостата. В такой ситуации закрытие клапана не происходит, и антифриз циркулирует постоянно по большому кругу. Как следствие, зимой прогрев автомобиля происходит долго или же не происходит вовсе.

Естественно, в такой ситуации печка транспортного средства будет греть плохо. Проверить это просто:

  • До момента достижения 75-85 градусов Цельсия (контролируйте по прибору) трубка радиатора должна оставаться холодной;

  • Если трубка прогревается и же начинает нагреваться одновременно с прогревом силового агрегата, то термостат вышел из строя.

Лучший выход в такой ситуации - демонтаж старого и установка нового термостата.


5. Появление течи в системе. Еще одной причиной поломки отопителя может быть появление течи в системе. Здесь стоит оценить состояние всех стыков и узлов внутри салона и под капотом автомобиля. Особое внимание уделяйте следующим узлам:

  • Сотам радиатора. В случае течи основного охлаждающего устройства (радиатора) под ним будут образовываться лужицы слева и справа. Кроме этого, на прогретом моторе можно видеть незначительные испарения, исходящие от главного радиатора;

  • Помпе. Появление течи помпы можно увить снизу (жидкость появляется справа). Возможно появление брызг и на блоке цилиндров, а также луж на защите мотора;

  • Патрубкам. Здесь стоит осмотреть все трубки, особое внимание уделяя той, которая отводит ОЖ от насоса к печке. Именно эта часть системы больше всего подвержена гниению. Единственный способ «лечения» - замена;

  • Заглушки блока. Диагностировать течь в данном узле несложно. В данном случае появляются подтеки в форме ручейков из ОЖ. Убедиться в наличии или отсутствии такой течи несложно - достаточно взять в руки лампу, залезть под автомобиль и хорошенько все осмотреть;

  • Краник и сам радиатор печки. Здесь главный признак - появление жидкости под ногами. Устранить неисправность можно двумя способами - запаять неисправный радиатор или же поменять его (второй способ надежнее).


6. Неисправность прокладки двигателя (между блоком и ГБЦ). Часто причиной холодного воздуха от печки становится пробой прокладки силового агрегата или же течь самой головки. При этом ОЖ может попадать в камеру сгорания, а газы - в систему охлаждения. Распознать проблему несложно по ряду признаков:

  • Из выхлопной трубы вылетает жидкость;

  • Появляется белая пена на горловине для залива масла;

  • Трубки системы постепенно раздуваются;

  • Из радиатора или расширительного бака выходит воздух, пар или газ.

Устранение неисправности подразумевает замену прокладки или коллектора (если тот также поврежден).



Проблемы в циркуляции воздуха печки

Сбои в работе печки возможны и из-за проблем с циркуляцией воздуха в самой печке. Здесь стоит выделить следующие моменты:

  • Поломан моторчик. Распознать это можно по главному признаку - появлению писка во время включения печки из-за износа втулок на валу моторчика. В такой ситуации стоит заменить устройство или же произвести его ремонт (при наличии соответствующих навыков). Вариант с заменой выглядит более предпочтительно.

  • Проблема с выходом воздуха через дефлекторы, а мотор работает исправно. В такой ситуации придется сделать дополнительную проверку. Требуется открыть с помощью рычага заслонку и запустить отопитель. В любой из позиций вентилятора должен чувствоваться выход теплого воздуха из системы. Если же на первом положении воздух не идет, а во втором - дует, но слабо, то возможно нет захвата воздуха с улицы. Часто это происходит из-за износа тросика привода, который управляет заслонкой. Бывают ситуации, когда заслонка вообще не открывается по причине лопнувшего троса. В такой ситуации не обойтись без демонтажа торпеды и оценки ситуации.

  • Прочие причины. Кроме упомянутых выше, стоит выделить еще ряд причин, которые приводят к  проблемам с продуванием воздуха. Первая из них - забивание радиатора грязью, которая попадает с улицы и забивает соты. В ряде случаев разрешается достать мотор и погонять его с помощью сжатого воздуха. Если такой способ не дает результата, то придется демонтировать и мыть радиатор.

Еще один вариант - открытие заслонки, которая перенаправляет воздух на ветровое стекло или ноги, в максимальное положение. При неисправности такого переключателя стоит уделить внимание целостности защелок и поворотного механизма. В ряде случаев может потребоваться разборка приборной панели.



Итоги

В завершение подведем итог и выделим 6 основных причин холодного воздуха из печки:

  • Низкий уровень ОЖ из-за потери герметичности. Решение - поиск повреждений, их устранение и доливка антифриза (тосола).

  • Неисправность крышки расширительного бачка. Задача узла - исключить попадание воздуха в систему охлаждения. Поломки крышки - заклинивание клапанов или их разрушение. Решение - замена крышки.

  • Появление воздуха в системе охлаждения. Симптомы проблемы - быстрый прогрев мотора, холодный воздух при работе печки. Решение - долить ОЖ, выгнать воздух, поменять крышку расширительной емкости (при неисправности).

  • Выход из строя помпы. Из-за поломки насоса процесс циркуляции жидкости нарушается. Решение - ремонт или замена неисправного узла.

  • Поломка термостата. Главные признаки - перегрев мотора, холодные шланги на подходе к радиатору (при прогретом моторе). Решение - замена термостата.

  • Прогорание прокладки блока цилиндров. Симптомы - бурление в бачке, сбои в работе мотора, выбрасывание антифриза из радиатора или расширительного бачка и так далее. Решение - замена неисправного узла.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Почему печка в машине дует холодным воздухом?