Плюсы и минусы облегченного маховика.
Облегчение маховика - один из самых популярных видов тюнинга. Однако насколько он эффективен? Можно ли ожидать прироста мощности и динамики при установке легкого маховика? Какой именно вид тюнинга наиболее совместим с такой заменой? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Маховик - важный элемент автомобиля, который выполняет целый ряд функций, а именно передает вращение стартера на коленчатый вал и коробку передач, а также убирает неравномерное вращение силового узла. Главный недостаток стандартного маховика - его большой вес, что приводит к снижению динамики и ряда других характеристик двигателя.

На этом фоне все более востребован тюнинг маховика - его облегчение. Специалисты уверяют, что такая замена способствует повышению мощности мотора в среднем на 3-5%, улучшению динамики, а также снижению нагрузки на КПП. Насколько это правда? О чем свидетельствуют реальные эксперименты?



Облегченный маховик: физика процесса

В современной практике есть масса способов повышения динамики авто. Один из главных - изменение веса маховика в меньшую сторону. Облегчение данного элемента - процесс несложный, а эффект можно заметить невооруженным глазом. Если деталь изготовлена из алюминия, то ее вес может быть меньше на 40-50%. Вопрос лишь в том, насколько это эффективно?

При наборе скорости транспортным средством каждое последующее переключение требует максимальных ресурсов силового узла. При этом мощность затрачивается не только на разгон, но и на прокручивание основных элементов. На первый взгляд данный фактор может показаться несущественным, но это не так.

Приведем пример с машиной, которая весит около тонны и разгоняется до 160 км/час. В процессе набора скорости происходит переключение с первой по четвертую передачу. При каждом переводе ручки КПП на новую скорость обороты мотора с 7-килограмиовым маховиком падают с 6000 до 3000 об/минуту. Двигатель при этом работает на 100%. Если использовать более легкий маховик, то энергия, которая должна идти на раскрутку, будет направлена на разгон транспортного средства. В среднем маховик отбирает около 2-3% энергии, но на 1-2 скорости данные потери действительно ощутимы. Что касается более высоких скоростей, то здесь облегчение маховика почти не дает результатов.

 В отношении прироста мощности ситуация неоднозначна. Есть мнение, что сама по себе мощность мотора не меняется. Если плавно набирать скорость (без рывков), то замена маховика никак не повлияет на разгон. С другой стороны, если набирать скорость в динамике, то изменения все-таки будут заметны, что выразится в росте динамической мощности авто.

Представьте ситуацию, когда мотор с холостых до максимальных оборотов доходит за 1,5-2 секунды (большая часть современных авто могут этим похвастаться). Получается, что доля мощности в этот период идет  на раскручивание маховика и коленвала. Если без нагрузки мотор набирает обороты за 1,5-2 секунды, то с нагрузкой показатели будут много хуже (если начинать движение с холостых оборотов). Главная помеха - тяжелый маховик и другие элементы мотора. Если бы на спортивных авто стоял тяжелый маховик, то разгон до «сотни» за 3-4 секунды был бы невозможен.

Улучшение динамики - главное из положительных качеств легкого маховика. Но это не все. Кроме этого, снижается нагрузка на трансмиссию в момент переключения коробки. Можно только представить, какие удары выдерживают шестерни КПП в случае резкого изменения числа оборотов с шести до трех тысяч. Особенно эта проблема заметна на мощных моторах.

Еще и еще одно качество. При резком изменении скорости и резком сбросе педали сцепления, начинается пробуксовка, машина не может набрать скорость. Причина - тяжелый маховик, который с трудом тянет трансмиссия. Даже на авто с небольшой мощностью возможна кратковременная пробуксовка колес  на второй или третьей скорости - обычное дело.



Дополнительный тюнинг

К облегченному маховику рекомендуется добавить еще ряд доработок. Но будут ли они эффективными? Рассмотрим основные варианты:

  • Коленвал - данный узел вращается с такой же скоростью, как и маховик. Его минус - меньшая инерция из-за небольшого диаметра. Облегчение коленвала может дать эффект, но возникают проблемы с последующей балансировкой. В частности, балансировка узла должна происходить в комплексе с поршнями и шатунами, а также специальными балансами. Точный вес последних не всегда известен даже хорошим мастерам. Как следствие, поиск места для балансировки превращается в большую проблему.

  • Диск сцепления весит немного и при переключении скорости берет на себя минимум энергии. Снижение массы вряд ли даст результат, поэтому  в дополнительных затратах нет никакой нужды.

  • Корзина сцепления. Данный узел отличается большой массой. Если приобрести корзину, имеющую минимальный вес, то можно получить эффект, сравнимый со снижением массы маховика. Если посмотреть по весу, то у разных производителей он может отличаться на 40-50%.

  • Коробка передач. В данном вопросе речь о снижении массы, как правило, не идет. Главная разница между спортивными и обычными авто - наличие у первых прямозубых передач. Благодаря этому уменьшается масса и размеры узла. В обычных машинах данная конструкция применяется только на задней скорости, что и является причиной такого шума.

  • Кардан - вал, обладающий небольшим диаметром и вращением с минимальным числом оборотов (это объясняется установкой уже после КПП). Облегчение карданного вала путем замены имеет смысл, но эффективность данного вида тюнинга будет минимальной. Затраты же на карбоновый или алюминиевый кардан вряд ли себя оправдают.

  • Задний мост. Переделка этого элемента вносит минимальный вклад, поэтому облегчения маховика будет достаточно.

  • Привод и полуось. Если исходить с технической точки зрения, то эти элементы имеют небольшой диаметр и минимальное вращение, поэтому инерция узлов минимальна.

  • Колеса. Снизив массу колес, можно уменьшить нагрузку на подвеску и улучшить ее поведение.

В комплексе описанные меры (вместе с маховиком) способны улучшить динамику автомобиля в среднем на 8-10%. Облегчение вращающихся элементов - возможность снизить инерционность и прибавить динамики. Одновременно с этим уменьшается и общий вес транспортного средства, что снижает время разгона. В сумме можно о на 50-70 килограмм.



Теория и практика

Многим интересно, будет ли работать облегчение маховика на практике. Группа энтузиастов занялась этим вопросом и провела небольшой эксперимент.  На трассе соревновались два автомобиля, имеющие разные характеристики: испытуемый - ВАЗ-2101, соперник - Опель Омега 2.0 литра. Разница была еще и в следующем:

  • соперник был на бензине (испытуемое авто - на метане);
  • металлические баллоны делали ВАЗ-2101 тяжелее;
  • в тестируемом авто было два человека, а в машине конкурента - один.
Динамика у двух авто оказалась приблизительно равной, но из-за тяжелого маховика конкурент все-таки проиграл.


В период эксперимента производилось три изменения массы маховика:

  • до уровня 5.5 кг; в данном случае никакого результата не было;
  • до уровня 4,5 кг; после таких изменений закрепощенность силового узла чувствовалась, но уже  не так;
  • до уровня 3,6 кг; вот здесь уже результат работы был на лицо.


До замены маховика автомобиль ВАЗ 2101 показывал следующие характеристики:

  • Свой маховик имел вес равный 6.8 килограмм. При сбросе сцепления на холостых, машина срывалась с места, но не глохла. Минус - худшая динамика и слабое ускорение. Со своим маховиком машина обладает большей инерционностью. При этом мотор набирает обороты очень тяжело;

  • На подъемы машина заходила активно, но скорость все равно постепенно падала. Снова-таки, одна из главных причин - маховик.


После установки более легкого маховика весом 3,6 килограмма можно выделить следующие результаты:

  • Улучшение динамики;

  • Скорость стала набираться активнее. Это  видно по обгону в случае резкого нажатия на педаль газа. Даже на последней передаче с 90 км/час машина уверенно набирает ход;

  • Выросла максимальная скорость. Если раньше до 160 км/час стрелка не доходила, то после тюнинга «ложится» с полной уверенностью;

  • По экономии топлива также есть положительные моменты. После выжигания полного бака стало видно, что общий расход уменьшился в среднем на литр. К примеру, с родным маховиком он составлял 10-12, а после замены 9-17 литров. При этом последняя цифра - не опечатка. Большая мощность дает о себе знать (то и дело нога тянется к педали газа);

  • Мотор стал более активным и легче набирает обороты. Значительно улучшилась динамика (по ощущениям как будто бы увеличился объем двигателя);

  • Автомобиль не становится мощнее в прямом понимании этого слова - он переходит в разряд более резвых. При резком нажатии на газ ощущается более мощное вдавливание в сидение (ранее такого не наблюдалось);

  • Движение на первой скорости плавное, без дерганий. Каких-то существенных изменений в работе мотора не заметно. После установки более легкого маховика меньше приходится давить на газ, появился запас по динамике. Дополнительное обеднение смеси позволило добиться большей экономичности, но динамика осталась без изменений.


Основные изменения

Если оценивать старый маховик и облегченную версию, то можно заметить несколько изменений:

  • Масса маховика снижается за счет более легкого металла или срезания краев маховика. В последнем случае остается лишь небольшая полка для захватывания корзины. Этого достаточно, чтобы снизить массу и уменьшить внешний радиус.

  • Внутренняя часть маховика на советских авто весьма добротная - металл в те времена никто не жалел. Устранение данного «недостатка» в большей степени и дало необходимый эффект.


Итоги

Владельцы автомобилей тратят все больше денег, чтобы добавить автомобилю мощности, динамики и экономичности. При этом о таком виде  тюнинге, как облегчение маховика, знают  не все. Причина в том, что такая переработка считается трудоемкой, дорогостоящей и бесполезной. На самом деле такой вид тюнинга - хорошая «прокачка» авто, возможность добиться лучшего ускорения и снять нагрузку с коробки передач.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Плюсы и минусы облегченного маховика.