Причины аварий на дорогах: что говорит статистика?
Пьянство, невнимательность, игнорирование правил ПДД и лихачество — лишь часть причин, по которым происходят многочисленные аварии на дорогах. Какие именно данные приводят аналитики американского журнала Forbes? В чем именно заключаются причины ДТП применительно к ситуации, которая складывается на дорогах России? Какие числа приводит статистика в отношении аварийности в РФ, а также числа летальных случаев? На эти и ряд других вопросов дает ответ наш материал.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Несмотря на активную работу производителей автомобилей, направленную на повышение уровня безопасности для водителя и пассажиров, количество аварий на дорогах неустанно растет. При этом причины аварийных ситуаций на дорогах могут быть самыми различными, начиная с невнимательности и заканчивая поездками в алкогольном опьянении. Ниже рассмотрим, почему происходят ДТП, а также приведем статистические данные.



Исследование журнала «Forbes»

Чтобы не быть голословными, рассмотрим результаты исследования сотрудников популярного в США журнала Форбс. Аналитики проанализировали причины тысяч аварий, после чего объединили полученную информацию в общую статистику. Несмотря на тот факт, что ДТП учитывались только в США, приведенные данные будут актуальны для любой страны мира, в том числе и РФ (об этом в разделе ниже).

Исследователи отмечают, что одной из причин роста аварийности является даже не снижение ответственности водителя, а рост числа транспортных средств на дорогах. Сегодня почти у каждой семьи имеется автомобиль, что создает повышенную нагрузку на дороги общего пользования. Одной из причин насыщения автомобильного вторичного рынка является активный импорт машин из-за рубежа и развитие программ кредитование. Но это, конечно, не оправдание, а всего лишь дополнительный факт к общим статистически данным.

Итак, анализ экспертов журнала Forbes привел к следующим результатам:

  • Главной причиной ДТП, по мнению исследователей, является неоправданный риск человека за рулем и целенаправленное нарушение ПДД. Именно по этой причине происходит большая часть аварий. Здесь же можно выделить игнорирование света светофора, умышленное или случайное «подрезание» другой машины, изменение полосы без включения сигнала поворота;

  • Вождение в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического). Хорошо известно, что наркотики и алкоголь негативным образом действует на сознание — ухудшается внимание, тормозится реакция, проявляется сонливость и так далее. Несмотря на жесткую борьбу с пьянством, в США такие случаи не редкость. Но итог вождения в нетрезвом состоянии почти всегда один — ДТП с трагическими последствиями. И если однажды повезло, в следующий раз фортуна может отвернуться;

  • Нарушение скоростного режима. Последние годы появляется все больше лихачей, которые то и дело превышают верхний предел допустимой скорости. При этом не берутся в расчет навыки, уровень реакции и текущая ситуация на дороге. Вот почему при выборе скорости рекомендуется следить за состоянием дороги, уровнем уклона, исправностью авто и прочими факторами;

  • Невнимательность. Еще одна причина повышенной аварийности — банальная невнимательность. Серьезной проблемой является ситуация, когда человек за рулем думает не о дорожной обстановке, а решает в голове отвлеченные от вождения проблемы или хуже того говорит по телефону, принимает пищу или болтает с другими людьми в салоне. Все это ведет к дополнительным рискам, ведь даже мимолетного отвлечения внимания достаточно, чтобы попасть в неприятную ситуацию на дороге и даже лишиться жизни;

  • Неправильное принятие решений в сложной дорожной обстановке. Многие люди считают себя опытными автовладельцами. На практике при появлении сложной ситуации на дороге многие теряются и принимают неправильные решения. Как примеру, водитель  должен успеть среагировать при резком выезде другого авто на дорогу. Умение избегать ДТП и принимать правильные решения приходит только с опытом. До появления такового лучше не превышать скорость и внимательность следить за дорожной обстановкой. Если же возникает аварийная ситуация, важно сохранять хладнокровие, не паниковать, правильно анализировать ситуацию и принимать правильные решения;

  • Ошибки в выборе дистанции. Банальная, но распространенная причина повышенной аварийности — неумение автовладельцев выбирать правильную дистанцию. Достаточно на секунду отвлечься, чтобы уже в следующий момент оказаться «в бампере» другой машины. Если исходить из практики вождения, в населенном пункте дистанция должна рассчитываться по формуле 0,5 метров на 1 км/ч скорости. Если движение происходит за городом, принцип расчета аналогичный, но на 1 км/час берется уже один метр. Здесь важно учесть, что приведенные параметры касаются только сухой и чистой дороги. При движении в неблагоприятных погодных условиях дистанция должна быть выше. Особенно это касается случаев с гололедицей;

  • Неправильный обгон. На условном последнем месте среди всех причин аварий (по мнению исследователей американского журнала) является неправильный обгон. И действительно, эта составляющая движения вызывает массу проблем и скрывает в себе множество «подводных камней». Главную опасность при совершении такого маневра несет необходимость увеличения скорости, а также ухудшение общей обзорности. Известно много случаев, когда из-за неправильного выбора времени начала обгона имеет место лобовое столкновение двух автомобилей.

Чтобы избежать проблем, при совершении маневра важно точно рассчитывать дистанцию и учитывать текущий скоростной режим. Кроме того, перед началом маневра обязательно должен включиться поворотник, дающий информацию другим участникам движения о намерениях водителя. Обгон допускается в тех случаях, когда есть возможность превысить скорость обгоняемого авто на 15 км/час и более. При этом важно наблюдать за маневрами и сигналами другой машины. Запрещено идти на обгон, если водитель обгоняемого транспортного средства планирует менять направление движения.



Причины аварий с учетом статистики в РФ

Следующий рейтинг основан на цифрах, которые реальны для дорожной обстановки России. Здесь позиции расположились следующим образом:

  • Первую строчку (в отличие от прошлого рейтинга) занимает пьянство. Последние годы в России ведется серьезная пропаганда, направленная на отказ от распития спиртных напитков. Несмотря на это, каждый день сотрудники ГИБДД выявляют на дороге тысячи пьяных людей. ДТП по этой причине происходят в 40-45% случаев. В некоторых регионах страны этот процент достигает еще большей отметки  — 50 процентов;

  • Второе место — разговоры по телефону, а также ведение переписки по SMS. Так, мобильник возле уха повышает риск попадания в аварию на 300-400 процентов, в  то время, как переписка по SMS — на 500-600%. Такие выводы отечественных статистов ошеломляют. Уже доказано, что при обычном разговоре скорость реакции притупляется на 20-25%, а при ведении переписки почти на треть. Объясняется это тем, что при ведении беседы человек полностью сосредоточен на общении и напрочь забывает о дорожной обстановке. В итоге водитель может несвоевременно среагировать на выскочивший на трассу автомобиль или резкий маневр машины спереди. Если говорить в целом, применение современных девайсов на дороге приводит к 8-10 тысячам различных ДТП. И это только средние показатели;

  • Третью строчку в России занимает лихачество. Как и в выше приведенной статистике, превышение скорости берет «почетную бронзу». Но если в США доля аварий по этой причине 15-20%, в РФ этот показатель выше и достигает 30-35%. Количество смертельных исходов достигает трети всех случаев. Не зря в среде автолюбителей ходит поговорка — «Чем быстрее едешь, тем медленнее понесут»;

  • Четвертое место за игнорированием требований безопасности, а именно пристегивание ремня. Такая проблема актуальна для всех стран мира, но для России в большей степени. У нас принято считать, что забота о жизни и здоровье — дело каждого по отдельности, поэтом заставлять пристегиваться никто не может. Конечно, назвать это обстоятельство напрямую причиной ДТП нельзя, но в итоговой статистике смертности данный фактор играет ключевую роль.

Многочисленные исследования, проводимые в разных уголках мира и в десятках лабораторий, только подтверждают убеждение многих ученых. Пристегивание ремнем безопасности повышает шансы выжить почти в три раза (если имеет место лобовое столкновение). Если же удар боковой, шансы на жизнь возрастают в два раза, а в случае опрокидывания транспортного средства — почти в шесть раз. В противном случае при лобовом или боковом столкновении водитель и пассажиры попросту вылетают из машины и в большинстве случаев неудачно. Если исходить из риска травмирования, применение ремней безопасности позволяет снизить эти риски на 70-80%. Цифры весьма солидные, поэтому есть повод задуматься.

Добавляет свои цифры в статистику смертности на дорогах и неправильная перевозка детей. Родители часто игнорируют правила и возят малышей также, как и взрослых, без применения специальных кресел. Это ошибка, ведь даже в самом безопасном авто все расчеты проводятся по отношению к взрослому человеку. Если же в салоне находится ребенок небольшого роста, труды разработчиков нивелируются, а подушки безопасности становятся почти бесполезными.

Ситуация ухудшается и тем, что дети более склонны к получению травм из-за повышенной хрупкости еще не до конца сформировавшихся суставов. Применение специальных кресел позволяет снизить смертность на дорогах (среди детей до 2-х лет) на 70-75%. Правда, с возрастом этот процент снижается. Для более взрослых малышей (2-5 лет) смертность уменьшилась только вдвое. По крайней мере, такие показатели приводит всемирная ассоциация здоровья.

Кроме уже перечисленных выше, можно отнести и ряд других причин ДТП. Они не менее опасны, но по статистике происходят реже:

  • «Забывчивость» в «переобувке» автомобиля;

  • Невнимательность при движении по гололедице;

  • Поездки в усталом виде;

  • Чрезмерная самоуверенность;

  • Вождение при нехватке опыта и так далее.


Только реальные «цифры»

Если приводить статистику в цифрах, наиболее ужасающие цифры приходятся именно на зиму. Приведем пример на двух первых месяцах прошлого (2016-го) года. Только за январь и февраль в России произошло больше двадцати тысяч аварий. В них погибло больше двух тысяч человек, а травмы разной степени тяжести получило еще 28 тысяч. За этот период можно выделить ряд интересных фактов:

  • Наибольшее число аварий пришлось на пятницу (3,5 тысяч ДТП) и на понедельник (3,3 тысячи). Если приводить статистику по числу погибших, здесь «лидирует» суббота. Именно в этот день за два зимних месяца погибло больше 4,5 тысяч человек и не меньше травмировано;

  • Пик ДТП приходится на время между шестью и восьмью часами вечера, когда наблюдается максимальная активность на дорогах;

  • По вине водителей легковых машин произошло около 15,5 тысяч ДТП с числом погибших более 1,6 тысячи человек. Также в авариях пострадало более 21 тысячи человек. Наиболее «опасными» водителями являются мужчины в возрасте 30-40 лет. По их причине произошло почти 5,5 тысяч аварий. На следующем месте автовладельцы в более солидном возрасте 40-50 лет;

  • Если сравнивать мужчин и женщин, то по вине первых произошло около 15 тысяч аварий. Женщины спровоцировали аварий более чем в раз меньше (2,7 тысяч). В случаях с виновниками мужчинами погибло 1720 человек, а в ситуации с нарушителями-женщинами — 225 человек;

  • Наиболее распространенный тип ДТП — столкновение двух и более машин. В таких авариях жизни лишилось 1229 человек. На следующем месте находится наезд на пешехода, а далее — столкновение машины со стационарным препятствием (деревом, столбом, домом и так далее).

Чаще всего аварийные ситуации происходят в период неблагоприятных дорожных условий. Вот почему важно сохранять бдительность и не отвлекаться на посторонние занятия. Только так можно сохранить жизнь и здоровье себе, а также другим пассажирам.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Причины аварий на дорогах.