Причины неисправности датчика детонации.
Ухудшение динамики и мощности двигателя, повышение расхода топлива и появление сильных вибраций при нажатии на педаль газа - все это признаки, свидетельствующие о поломке датчика детонации. Что именно может стать причиной выхода из строя данного устройства? Какие симптомы свидетельствуют о появлении проблем с датчиком детонации? В какой именно последовательности необходимо производить проверку данного узла и какой инструмент может потребоваться при в процессе выполнения данных работ? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Система управления мотором - устройство, отличающееся повышенной сложностью и выполняющее ряд важных функций. Один из ее элементов - датчик детонации, неисправности которого приводят к ряду неприятных последствий, в том числе и к поломке элементов двигателя. Вот почему важно знать причины неисправности узла, также уметь их своевременно устранять. Но как выполнить эту работу? Каким образом распознать поломку?



Детонация: что нужно знать?

Процесс детонации представляет собой небольшой взрыв подготовленного горючего в цилиндрах мотора. Главные признаки - появление перегрева и вибрации. Этот процесс опасен для силового узла, ведь из-за повышенной температуры высок риск повреждения поршней и клапанов ГБЦ.

Когда зажигание работает нормально, воспламенение горючего происходит в четко определенное время. При детонации процесс происходит раньше. При этом происходит небольшой взрыв, который слышен даже в салоне. Одновременно с этим растет давление в цилиндрах, что также может стать причиной повреждения узлов мотора.

Природа детонации проста. Подготовленная топливно-воздушная смесь прогревается, а после появления искры в свече происходит воспламенение около электродов с последующим распространением на другие слои. При наличии детонации процесс горения происходит по тому же принципу. Разница только в том, что воспламенение горючего происходит неравномерно, определенными участками и по всему объему камеры сгорания. Возникает «ударная» волна, которая при касании стенок цилиндров  повышает нагрузку на мотор и становится причиной появления дополнительных звуков (детонации).

Блок цилиндров автомобиля выполнен из надежного металла, вполне способного выдерживать подобные нагрузки. Но так может происходить не бесконечно. Рано или поздно происходит разрушение колец, поршней и клапанов, что может привести к необходимости капитального ремонта.



Функции и назначение датчика детонации

В автомобилях с бензиновыми моторами одним из главных узлов является датчик детонации, установленный на блоке цилиндров. Его задача - держать под контролем работу силового узла и своевременно реагировать на появление признаков детонации, о которых упоминалось выше. Именно благодаря этому устройству удается решить ряд проблем - снизить потребление горючего, а также дать мотору возможность развивать наибольшую мощность.

Конструктивно датчик детонации состоит из следующих элементов:

  • оплетки;
  • сигнального провода;
  • пьезоэлемента;
  • вибрационной пластинки.

Место расположения устройства может быть различным - здесь все зависит от марки автомобиля. Чаще всего изделие располагается на кожухе мотора. Сам узел имеет небольшие размеры, которые соизмеримы со спичечным коробком. Устанавливается изделие в тех машинах, где присутствует электронная система зажигания. При ее отсутствии датчик также не устанавливается. На авто старого типа такое устройство не предусмотрено.

Работу датчика можно контролировать по сигналам на приборной панели. В случае поломки устройства загорается сигнал «Check», который и сигнализирует о наличии проблем в устройстве.



Принцип работы

Датчик детонации работает на базе пьезоэлемента, о котором упоминалось выше. В случае появления детонации на входе и выходе возникает разность потенциалов. Повышение уровня напряжения на датчике фиксируется ЭБУ, который и принимает решение об изменении времени воспламенения горючей смеси. Благодаря своевременному сигналу от контролирующего устройства, удается «погасить» детонацию и избежать последствий для силового узла. Если же датчик по какой-либо причине не выполняет возложенные на него функции, то на панели приборов будет гореть лампа неисправности мотора. В этом случае рекомендуется направляться на СТО для ремонта или замены узла (как вариант - сделайте работу самостоятельно).

Возможны ситуации, когда лампа «Check» не загорается даже при неисправности датчика детонации. Такое возможно, если цепь устройства повреждена. В этом случае водитель должен ориентироваться на косвенные признаки неисправности.



Причины детонации и неисправности датчика

Как правило, детонация проявляется из-за заливки в бак топлива, имеющего низкое октановое число. Вот почему рекомендуется заправлять только рекомендуемое производителем  горючее, указываемое в мануале к автомобилю. Еще одна причина - применение низкокачественного топлива, насыщенного химическими добавками, предназначенными для искусственного поднятия октанового числа. Заливка такого горючего опасна, ведь, как описывалось выше, в двигателе развиваются опасные процессы, снижающие ресурс мотора.

Но не стоит винить в проблемах исключительно топливо. Бывают ситуации, когда причиной детонации являются сбои в работе зажигания. Такое происходит, когда искра в свече зажигания появляется раньше времени, или же при завышении температуры и давления в камерах сгорания.

Нельзя не обращать внимания на «детонационную стойкость» бензина. Если в процессе изготовления была нарушена технология, то упомянутый параметр не соответствует норме. Кроме того, детонационная стойкость меняется и искусственным путем - в случае чрезмерного износа мотора и попадания масла в камеру сгорания.

Во избежание детонации рекомендуется применение качественного топлива, с рекомендуемым производителем октановым числом. В противном случае частые детонации становятся  разрушительными даже для столь надежного силового узла.

Что касается самого датчика детонации, то он может выйти из строя по целому ряду причин:

  • появилось замыкание в электрической цепи устройства;
  • датчик вышел из строя;
  • нарушена целостность экрана;
  • произошел обрыв сигнального провода;
  • вышел из строя электрический блок управления машины.

Каждая из перечисленных проблем может стать причиной поломки датчика. Вот почему важно вовремя диагностировать неисправность и своевременно ее устранить.



Признаки поломки датчика детонации

Как упоминалось выше, неисправность устройства можно определить и без помощи лампочки. Главное - знать признаки поломки и уметь их вовремя выявлять. К таковым стоит отнести:

  • Повышение расхода топлива. Эта проблема проявляется не сразу, но со временем не заметить увеличение расходов сложно;

  • Появление признаков детонации при нажатии на газ;

  • Снижение динамики и мощности мотора;

  • Повышенная «дымность» выхлопа;

  • Загорание лампы «Check Engine» (главный признак поломки).


Как проверить устройство на исправность?

При появлении одной из описанных проблем, важно уделить внимание датчику детонации и проверить его на факт исправности. Стоит отметить, что любая поломка ности электронный характер, поэтому определить ее несложно. Простейшее решение - направиться на автосервис и довериться профессионалам. Но при наличии определенных навыков и инструмента работу можно выполнить и своими руками.

Каждая из возможных причин неисправности датчика выявляется следующим образом:

1. Обрыв сигнального провода. Если подозрение падает на повреждение в цепи сигнального провода, то действуйте следующим образом:

  • Убедитесь, что розетка жгута плотно «сидит» на вилке датчика;

  • При качественном контакте отбрасывайте розетку, демонтируйте резиновый кожух и оценивайте внешний вид контактной группы. Если в этом есть необходимость, почистите контакты или поменяйте их;

  • Чтобы проверить жгут, отбрасывайте контролирующий орган и блок от жгута и проверьте с помощью омметра всю группу контактов - от второго до одиннадцатого. Работа выполняется с помощью омметра или мультиметра. При выявлении проблемы, восстанавливайте цепочку;

  • Как только поломка устранена, включайте зажигание и контролируйте работу устройства. Если все нормально, то ошибка «041» входить не будет.

2. Нарушение целостности оплетки. Если речь идет об обрыве экрана провода датчика, то действуйте так:

  • Убедитесь, что вилка устройства и розетка жгута качественно подключены друг к другу;

  • При наличии нормального подключения отбрасывайте от датчика розетку, демонтируйте резиновый кожух и производите осмотр контактной группы. Если это требуется, то восстановите контакты;

  • Чтобы проверить цепочку жгута на факт целостности, отбрасывайте блок и датчик от жгута и проверяйте с помощью мультиметра (омметра) сопротивление контактов (от первого до тридцатого) по отношению к оплетке. При наличии повреждения в цепи производите ремонт;

  • Как только неисправность устранена, включайте зажигание и убедитесь, что не вываливается ошибка «041».

3. Замыкание на «массу» элементов проводку. Если один из проводов датчика оказался на массе, то определить это можно следующим образом:

  • Чтобы проверить поломку цепи отбрасывайте контролирующее устройство и блок от жгута с проводами;

  • Используйте омметр (мультиметр) для измерения сопротивления цепи, соединяющей контакты «11» и «30а» с массой силового узла. Одновременно с этим проверяйте объединение первого и второго контакта розетки устройства с металлическими элементами мотора;

  • При обнаружении поломки незамедлительно ее устраняйте;

  • Как только проблема будет устранена, включайте зажигание и убедитесь в том, что ошибка «041» не выпадает.

4. Наличие замыкания на бортовую сеть проводов устройства. Возможны ситуации, когда один из проводов датчика повредился и замкнулся на провод бортовой сети. Для проверки действуйте следующим образом:

  • Отбрасывайте  защитный кожух розетки датчика;

  • Поворачивайте ключ в замке зажигания и подавайте напряжение в систему. Берите вольтметр и производите измерение уровня напряжения между первым и вторым контактом, а также массой мотора;

  • В нормальном случае напряжение должно быть равно 12 Вольтам. В иной ситуации отбрасывайте ЭБУ и датчик от жгута с проводами;

  • Отключайте АКБ от бортовой сети, после чего проверяйте с помощью омметра цепочку на факт замыкания. При этом обращайте внимание на наличие замыкания между 11 и 30а контактами жгута с цепочкой ЭБУ по отношению к контактам блока (18,27 и 37), также по отношению к контактной группе розетки датчика (1 и 2);

  • Как только неисправность устранена, поворачивайте ключ в зажигании и убедитесь, что неисправность «401» не вываливается.

5. Поломка датчика детонации. В процессе проверки убедитесь, что само устройство исправно и способно выполнять свои функции. Здесь последовательность действий следующая:

  • Заводите мотор и на холостом ходу ударьте несколько раз по датчику детонации, предварительно закрепив вольтметр на выходе устройства. Если уровень сигнала меняется меньше, чем на 0,1 Вольт, то можно говорить о выходе датчика из строя;

  • Узел ремонту не подлежит, поэтому единственный выход - замена;

  • После установки нового устройства включайте зажигание, пускайте мотор, выставляйте 3,4-3,5 тысячи оборотов в минут и проверьте, что код «401» не вываливается.

6. Поломка ЭБУ. Как уже упоминалось выше,  одной из причин выхода из строя датчика является неисправность ЭБУ. Этот нюанс также стоит проверить. Действуйте следующим образом:

  • Отбрасывайте блок управления от жгута с проводами, после чего оцените контакты на вилке и розетке с проводами. Если в этом есть необходимость, производите ремонт. В случае, когда осмотр показал наличие воды, подсушите блок при температуре до 85 градусов Цельсия;

  • Подключайте контрольный блок управления к системе;

  • После установки тестируемого блока поверните ключ в замке зажигания и убедитесь в отсутствии кода «041». Если  он не регистрируется на блоке, то поменяйте его.


Особенности замены датчика

Если проверки показали неисправность устройства, то покупайте новый датчик и устанавливайте его. Многие автолюбители интересуются, во сколько выльется такая работа. Цена во многом зависит от марки машины и производителя детали. Если менять устройство на СТО, то все мероприятия обойдутся в сумму до 4-5 тысяч рублей. При самостоятельной замене отбрасывайте «минус» от АКБ и освободите пространство для нормального доступа к датчику.

Для демонтажа устройства потребуется ключ на «двенадцать», с помощью которого выкручивается фиксирующий болт. Отключайте устройство и подключайте на его место новый датчик. После установки возвращайте «минус» на место и убедитесь в отсутствии ошибок.



Итоги

Диагностировать поломку датчика детонации и произвести его замену несложно. Главное - не затягивать с этой работой. В противном случае присутствуют большие риски для элементов двигателя.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Причины неисправности датчика детонации.