Признаки неисправности дифференциала.
Появление течи масла, повышенный шум во время движения, заклинивание моста, стуки или удары в передаче - главные признаки, свидетельствующие о выходе дифференциала из строя. О каких конструктивных особенностях данного устройства должен знать каждый автовладелец и какие виды узлов монтируются на автомобилях сегодня? Какие действия необходимо предпринимать в случае возникновения аварийной ситуации, когда дифференциал начал выходить из строя? В чем заключаются главные причины разрушения данного узла и какие рекомендации необходимо учесть для того, чтобы избежать проблем в будущем? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Одним из главных элементов авто, за которым необходим особенный и регулярный уход, является дифференциал. Главная задача элемента - распределение, изменение и последующая передача вращения. Если это необходимо, то дифференциал обеспечивает кручение 2-х элементов с различными угловыми скоростями. При этом главная проблема узла - сложность конструкции, из-за которой у многих пользователей могут возникать проблемы с выявлением неисправности или восстановлением неисправного элемента.



Место расположения

В зависимости от типа и кузова автомобиля позиция дифференциала может меняться. Здесь возможны следующие варианты:

  • для автомобилей 4х4 (для привода ведущих мостов) - в раздаточной коробке;
  • для автомобилей 4х4 (для привода ведущих колес) - в картере моста (спереди или сзади);
  • для машин с передним приводом - в КПП;
  • для машин с задним приводом - в картере заднего моста.


Виды

Дифференциал базируется на планетарном редукторе, в котором применяется особая передача зубчатого типа. При этом устройство бывает нескольких видов - коническим, червячным и цилиндрическим. Если исходить с позиции популярности и практичности, то наибольшее распространение получил червячный тип дифференциала, который монтируется между колесами или между осями. Что касается цилиндрического или конического типов, то такие устройства применяются между осями или между колесами соответственно.

Существует еще два типа дифференциала, о которых стоит упомянуть:

  • Несимметричный. Такой тип устройства особенен монтажом между двумя осями привода. С его помощью удается передать момент вращения в разных пропорциях;

  • Симметричный - монтируется на основных передачах. Его особенность - передача равного момента на оба колеса.


Устройство

Главные элементы дифференциала транспортного средства - шестеренки сателлитов, шестеренки полуосевого типа и кожух. Шестеренки сателлитов по принципу работы чем-то схожи с планетарным редуктором. Их задача - объединение между собой полуосевой шестеренки и кожуха. При этом соединение полуосевых шестеренок с ведущими колесами производится с применением шлицов. В разных конструкция может предусматриваться четыре или два сателлита.

Корпус и чашка дифференциала - устройства, которые необходимы для передачи момента вращения от основной передачи и полуосевым шестеренкам. При этом внутри устройства находятся оси для прокручивания сателлит.

Что касается полуосевых или солнечных шестеренок, то благодаря их действию производится передача момента вращения при помощи полуосей на ведущие колеса. При этом обе шестеренки (левая и правая) могут иметь как идентичное, так и разное число зубцов. Так, шестеренки, имеющие разное число зубцов, применяются для создания дифференциала нессиметричного типа. Если же количество зубцов идентично, то образуется симметричный дифференциал.



Принцип действия

Отдельного внимания заслуживает  принцип работы дифференциала. Здесь все просто. Устройство проворачивает одно из колес машины, после чего другое начинает вращение в обратном направлении. Но при этом карданный вал должен оставаться обездвиженным. В такой ситуации сателлиты проворачиваются каждая в своей оси, играя роль шестеренок.

После заводки мотора, нажатия на педаль сцепления и включения любой из передач, карданный вал начинает проворачиваться и передавать момент вращения посредством конических и цилиндрических шестеренок. Как следствие, при движении машины по криволинейной плоскости одно колесо замедляется, а второе, наоборот, начинает вращаться быстрее. Как результат, уходят такие проблемы как скольжение или пробуксовка. При этом у каждого из колес вращение происходит с той скоростью, которая нужна для безопасного движения.

Если же машина движется по прямой линии, то никаких особых действий не происходит. При этом дифференциал передает момент вращения на пару колес в идентичном отношении. Полуосевые шестеренки прокручиваются с идентичной угловой скоростью, ведь сателлиты в такие моменты неподвижны.

Если автомобиль движется по скользкой поверхности, то проявляется один из минусов дифференциала. В такой ситуации возможно появление бокового заноса, ведь сила сцепления, воздействующая на буксирующее колесо, имеет низкий уровень, из-за чего происходит вращение впустую.

Простые дифференциалы имеют еще один минус. В случае попадания грязи или прочих посторонних элементов момент вращения может передаваться в разном соотношении - от нуля до сотни. Как следствие, одно из колес остается в неподвижном. положении.

Что касается современных авто, то у них почти нет минусов. Конструкция таких дифференциалов отличается наличием жесткой регулировки, которая может производиться в ручном или автоматическом режиме. Кроме этого, на современных авто предусматривается система курсовой устойчивости и стабилизации, благодаря которой происходит оптимизация момента вращения.



Признаки неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля возможны следующие поломки дифференциала:

  • чрезмерный уровень шума;
  • появление течи смазывающей жидкости;
  • сильные стуки и удары в передаче;
  • клин моста и так далее.

При возникновении посторонних шумов в пути стоит остановить автомобиль и проверить уровень температуры картера. Нормальный показатель - 55-60 градусов Цельсия. В ситуации, если картер сильно перегрет, стоит проверить устройство на факт в нем масла, а также качества (наличие в составе грязи). Если этого необходимо, то стоит произвести доливку смазывающей жидкости.

Появление шума возможно в случае нарушения герметичности узла и появления течи. Если устранение имеющихся повреждений не принесло результатов, и шум остался, то стоит продолжить проверку дифференциала. В частности, причиной постороннего звука может быть повреждение коробки сателлитов, выход из строя (износ) подшипников, повреждением зубьев шестеренок и так далее. Устранить такие проблемы можно в случае регулировки или замены элементов.

Еще одна проблема, появление которой возможно в процессе эксплуатации - появление течи масла через сальники или прокладки. В такой ситуации стоит начинать с проверки креплений, выполнять замену прокладок и сальников. Чаще всего ведущий мост работает без сбоев в работе, но через 4-5 тысяч километров возможно появление посторонних шумов. Такие последствия реальны в случае износа элементов дифференциала или нарушения регулирования роликовых подшипников.

Простейшую проверку дифференциала можно произвести и собственноручно, в условиях гаража. Для выполнения работы необходимо подготовить домкрат и позвать помощника. При этом процесс проверки производится по следующему алгоритму:

  • Ставьте ручку КПП в нейтральную позицию, после чего ведущий мост поднимается с помощью домкрата;

  • Прокручивайте колесо в одну и другую сторону. При этом просите помощника, чтобы он проворачивал другое колесо в обратном направлении. По типу вращения можно делать выводы о состоянии дифференциала. Так, если прокручивание колес в разных направлениях происходит без проблем, без стуков и шумов, то механизму замечаний нет. Если же колеса прокручиваются только в одном направлении, а в случае вращения в разные стороны слышны стуки и шумы, то с дифференциалом явные проблемы. При этом без диагностики и последующего ремонта вряд ли обойтись.

Если выявить неисправность самостоятельно не удается, то стоит обраться к профессионалам в автосервис. Мастера не только выявляют проблему, но и гарантируют ее устранение в сжатые сроки.



Разрушение дифференциала: причины, варианты защиты

Любители активной езды и резких нажатий на педаль тормоза часто сталкиваются с проблемой повреждения (или разрушения) дифференциала. В чем же причины подобной неисправности? Какие действия рекомендуется предпринимать?

Если рассматривать причины разрушения, то главная причина выхода из строя устройства - повреждение оси сателлитов. Мастера уверяют, что такая неисправность в первую очередь преследует автолюбителей, которые обожают экстремальный тип вождения. При этом процесс повреждения проходит в несколько ключевых этапов. Среди них:

  • Ухудшение качества смазывания узлов. Не секрет, что в период экстремального торможения классические схемы смазки теряют эффективность, из-за чего сателлитам не хватает масла;

  • Активная работа приводит к нагреву рабочих узлов. Как следствие, на внешней части изделий возникают задиры, из-за которых дефицит масла ощущается еще больше. Как результат, из-за перегрева твердость внешнего слоя оси сателлита уменьшается, что становится причиной быстрого износа механизма;

  • Появление дефектов. Со временем возникают дефекты, которые приводят к изменению позиции элементов дифференциала. Как следствие, ключевые узлы устройства не выдерживают и ломаются. В ситуациях, когда уровень износа достигает критической точки, происходит перелом оси, а шестеренки вываливаются из дифференциала. По этой причине  нарушается целостность коробки передач.

В привычных условиях эксплуатации дифференциал требует особого внимания со стороны хозяина авто. Известно, что контролироваться должно не только моторное масло, но и уровень моторного масла в трансмиссии.  Если своевременно не заметить снижения уровня масла, то из-за нехватки смазывающего состава возможно нарушение целостности сальников и различного рода уплотнителей. Как следствие, дифференциал и сателлиты могут разрушиться.



Основы ремонта дифференциала

Ремонт устройства начинается с главного - демонтажа устройства, после чего (в случае необходимости) узел разбирается и оценивается состояние его комплектующих. Как показывает практика, в процессе эксплуатации «выплывают» следующие дефекты:

  • Износ зубцов шестеренки на приводе спидометра. Устранить проблему проще всего посредством установки новой запчасти, для чего концы стопорного кольца разводятся при помощи отвертки, а шестеренка одновременно с кольцом сдвигается по коробочной цапфе;

  • Нарушение целостности подшипника. В такой ситуации ремонтировать подшипник уже бесполезно (он не ремонтопригоден). Единственный выход - замена неисправного узла. Для этого достаточно изъять из цапфы неисправный элемент;

  • Возникновение повреждений на поверхности опорных шайб шестеренок, шлицов, сателлитов и прочих элементов. Если дефекты незначительные, то их можно убрать с помощью наждачной бумаги. В противном случае поврежденный элемент рекомендуется заменить новым устройством. Аналогичная проблема касается и коробки дифференциала.


Стоит ли отключать дифференциал?

Многие автолюбители задают вопрос, какая необходимость в блокировке дифференциала. При этом появляется желание отключить его вовсе. На самом деле действие устройства направлено на повышение проходимости автомобиля. Если устройство включено, то колеса в любом случае получают равномерный момент вращения от силового узла. Естественно, что такая постановка вопроса приводит к снижению проходимости транспортного средства.

Дифференциал с блокировкой по своей структуре почти ничем не отличается. Разница только в том, что у водителя есть возможность собственноручно включать и отключать устройство, исходя из дорожных условий. К плюсам блокировки стоит отнести - возможность применения устройства в ручном режиме, удобство самостоятельного включения (отключения) устройства. Недостаток только в том, что для включения (отключения) дифференциала приходится отвлекаться от управления транспортным средством, что чревато определенными проблемами.

Еще один вариант - автоматическая система, которая сама принимает решение, когда включать, а когда отключать устройство. Но для работоспособности узла стоит следить за состоянием не только дифференциала, но и самой автоматики.



Итоги

Дифференциал автомобиля - важный узел, от работы которого зависит надежность и управляемость автомобиля. Чтобы избежать проблем в эксплуатации, стоит своевременно диагностировать признаки неисправности и устранять поломку на ранней стадии. Если упустить проблему и не предпринять каких-либо действий, то может потребоваться дорогостоящий ремонт и замена далеко не самого дешевого узла.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Признаки неисправности дифференциала.