Прошивка одометра.
Прошивка электронных одометров - процедура, позволяющая скорректировать показания с помощью специального устройства (программатора) и программного обеспечения для ПК. Какие варианты корректировки пробега существуют сегодня и как они зависят от типа исполнения счетчиков километража? Какую именно информацию о программаторах необходимо учесть до начала работ? Какое оборудование может потребоваться для прошивки и в какой именно последовательности менять программу одометра? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Последнее время среди автолюбителей появляется все больше желающих прошить одометр автомобиля и изменить его показания. Причин может быть несколько, но основная из них - выгоднее продать автомобиль, искусственно занизив пробег. Вопрос только в том, какие образом производится прошивка одометра, и какие изделия могут использоваться для решения  подобных задач.



Общие положения

Перед тем как рассматривать непосредственно процесс прошивки, стоит разобраться с видами одометров и основными принципами их корректировки. Здесь выделяется три варианта:


1. Механическая приборная панель. Самый простой вариант - изменение показаний одометра на механической панели приборов, к примеру, на машинах марки ВАЗ 2101-21099. Здесь единственно верный и действенный вариант - ручное изменение показаний. Для выполнения работы придется разобрать приборную панель и установить требуемое значение, после чего вернуть все на место. Некоторые «мастера» применяют для скручивания дрель и прочие устройства. В общем, корректировка одометра в механических устройствах - дело техники.


2. Электронная панель. В более новых автомобилях устанавливается электронная приборная панель, которая подразумевает отражение числовых значений на специальном ЖК табло. В процессе производства таких конструкций производители не особо задумываются над надежностью конструкции. Чтобы откорректировать параметры, владельцу авто достаточно подключиться к разъему для диагностики (OBD) и произвести необходимые корректировки. При этом существует два варианта внесения корректировок:

  • Снятие лимита по скорости. Этот вариант изменений считается наиболее интересным. Здесь достаточно подключиться к разъему диагностики, установить скорость, равную нескольким десяткам тысячам километров и выжидать. В процессе внесения корректировок машина должна стоять на месте. Принцип прост. Когда показания превышают определенную норму, происходит их обнуление и начало нового отсчета;

  • Изменение показаний. Бывают и другие ситуации, когда в задачу автолюбителя входит внесение изменений в показания. В этом случае также необходимо подключиться  к разъему диагностики, а далее работать с помощью ПК и специального программного обеспечения. Проблем с выбором программы не возникает (таковых предостаточно). Главное - перед применением программы точно определиться с ее совместимостью в отношении того или иного автомобиля. Лучший вариант, когда программа предназначена для конкретной модели.

3. Электронная приборная панель (предусмотрена защита от корректировки). Существует и другая категория автомобилей,  в которых одометр уже больше защищен от постороннего вмешательства. При этом выставленную защиту не всегда удается обойти программно. В таких ситуациях единственное решение - применение специального программатора. Здесь общая последовательность действий выглядит следующим образом:

  • Находите управляющий контроллера, а также EEPROM, который расположен в непосредственной близости от упомянутого устройства. В большей части авто предусмотрен EEPROM с восьмью выводами. При этом в самом контроллере число выводов может быть выше (до двух сотен);

  • Анализируйте маркировку. Среди наиболее востребованных EEPROM стоит выделить следующие - 24c02, 24c08, 93c46, 93c56 и прочие. Часто наносится и другая маркировка, к примеру, LC66;

  • Если сходу вычислить EEPROM не получается, то требуется анализ подключения подходящих для корректировки микросхем. При этом учитывая разножку EEPROM различных серий, стоит определить, какие выводы предназначены для питания, а какие - для подключения к массе;

  • Сигнальный тип выводов отличается наличием особого типа подключения к микроконтроллеру. При отсутствии соединения можно говорить, что это не EEPROM;

  • С помощью программатора определяйте память EEPROM. Далее стоит изучить маркировочные надписи и подобрать документацию. Такая последовательность действий позволяет точно определить, какое устройство подходит для корректировки EEPROM.

Прошивка одометра производится путем подачи повышенного напряжения. Перед началом работ память рекомендуется выпаять, чтобы исключить ее повреждение. В противном случае высок риск появления различных проблем - перегорание подсветки, выход из строя элементов приборной панели и так далее. При этом учтите, что показания одометра редко хранятся только в одном месте, поэтому и корректировок может потребоваться несколько. Далее после прошивки стоит поставить аналогичные показатели в электронном блоке и электронных ключах. В иной ситуации машина попросту не заведется.



Что нужно знать о программаторах?

Как упоминалось, прошивка одометра производится с помощью программатора - специального устройства, в основе которого лежит микроконтроллер для корректировки параметров. Принцип действия заключается в обработке по специальному алгоритму заданного параметра пробега с последующим сохранением значений. При этом запись нового параметра производится непосредственно через схему EEPROM. Также с помощью программатора удается корректировать «сохранки» микросхемы EEPROM и переносить информацию на ПК.

Внешне большая часть программаторов имеет вид компактного устройства, на передней панели которого находится ЖК-дисплей и кнопки для управления (пример - программатор ПО-5). С помощью экрана можно переходить по пунктам меню и получть другую информацию. Собственно, кнопки предусмотрены для управления устройством и внесения изменений в принципы работы программатора.

Также на устройстве должен быть специальный разъем, через который производится подключение к автомобилю для прошивки. В комплекте с устройством могут поставляться две насадки для программирования и подключения устройства к порту COM. Также предусматривается питающий кабель и универсальные переходники, позволяющие производить прошивку одометров на различных марках и моделях авто.

Перед применением устройства стоит убедиться в отсутствии на нем повреждений. При этом процесс подключения устройства должен производиться с помощью специальных насадок и после отключения питания программатора.



Как происходит процесс программирования: последовательность действий

Процесс программирования для каждого устройства может отличаться. В нашей статье рассмотрим прошивку одометра с помощью наиболее востребованного программатора ОП-5. Последовательность действий следующая:

  • Подключайте к устройству подходящую насадку и питающие провода. Здесь стоит  ориентироваться на модель автомобиля, год выпуска, тип мотора и прочие параметры;

  • Разбирайте приборную панель (если такая необходимость присутствует);

  • Подключайте программатор к панели приборов. При этом учтите, что подключение должно производиться к определенным точкам;

  • Далее к пронумерованным схемам стоит подключить конкретный щуп. Учтите, что щупы нумеруются, как правило, слева направо. Следите, чтобы свободные щупы не прикасались друг к дружке. В процессе подключения щупов на насадке важно быть предельно внимательным, чтобы исключить ухудшение или потерю контакта в процессе программирования;

  • Подключайте питающий кабель к приборной панели с помощью универсального переходника. При этом учтите, что к контактам красного цвета подходит напряжение, равное 12 Вольтам, а к контактам черного цвета - «корпус» (земля);

  • Подключайте к источнику питания кабель, через который запитан программатор. В ряде случаев может потребоваться и подключение комбинации приборов (это актуально, если питание комбинации производится на контакт с помощью крепежного винта);

  • Будьте внимательны. Чтобы проконтролировать правильность коммутирования к приборам и для гарантирования восстановления первичного дампа микросхемы типа EEPROM рекомендуется перед началом работ по прошивке скачать дамп из ПК и сохранить его на флеш. При этом проверьте содержание флеша. Наличие в нем только значений 00 и FF свидетельствует об ошибках подключения или недостаточной надежности контактных соединений;

  • Находите в меню программатора специальный пункт, который позволяет установить требуемую марку автомобиля и модель. После этого на дисплее программатора должен появиться пробег;

  • При помощи кнопок на устройстве стоит выставить требуемый пробег и перейти в режим программирования;

  • Далее стоит отключить питание устройства, отбросить щупы от приборной панели. Если это требуется, то стоит убрать перемычки, восстановить дорожки (если это необходимо) и поставить на место дисплей приборной панели;

  • Включайте питание комбинации приборной панели, после чего сравнивайте показания на приборной панели и на дисплее программатора. Учтите, что точность в прошивке пробега составляет в среднем 80-100 км в одну и другую сторону. Если же параметр пробега остался на прежнем уровне или же отличен от заданного, то стоит повторно произвести программирование.


Оборудование для прошивки

Сегодня существует множество разных устройств, позволяющих прошивать одометры автомобилей. При этом автолюбителям часто приходится руководствоваться советами знакомых или опытом сотрудников на СТО. Для лучшего понимания темы приведем ряд устройств, позволяющих программировать одометр автомобилей многих марок:

  • Устройство AMPROG-3.4h применяется в комплекте с 1024 Калькулятором и дампредактором. Преимущество устройства - легкость настройки, регулярное обновления со стороны разработчиков, высокая скорость корректировки. С помощью программатора можно в сжатые сроки изменить показания одометра на отечественных и зарубежных машинах. При этом применение дампредактора обязательно - благодаря его использованию, возможности приведенной «троицы» возрастают в несколько раз. Средняя стоимость такого устройства находится на уровне 6-7 тысяч рублей.

  • Следующая группа - CAR Tacho -Tool USB в комплексе с адаптером под Лада Гранта (тип - BDM). Главное преимущество устройства - низкая стоимость на фоне отличных возможностей. По заявлению производителей устройство может работать с корректировкой одометров на отечественных, так и на зарубежных авто. Производитель регулярно выпускают обновление, что гарантирует отсутствие проблем с подключением наиболее новых моделей. По своим функциональным возможностям устройство почти не уступает главному конкуренту - АмProg 3.4, который по цене обходится дороже. Для обновления устройства достаточно подключить его к компьютеру или ноутбуку. Если есть такая необходимость, то можно заказать конструктор. Покупка устройства обходится в сумму 2,5-3,0 тысячи рублей.

  • Устройство VAG Can Commander v.5.1RUS - известный в широких кругах прибор, который позволяет произвести программирование по CAN шине. Благодаря наличию специальных функций для VDO-панелей удается изменить не только параметры одометра, но и  решить ряд других задач - прочитать флеш-память, изучить код доступа иммобилайзера. Лучше всего устройство подходит для работы с автомобилями Фольксваген Гольф, но возможны варианты. Средняя стоимость устройства находится на уровне 3,5-4 тысяч рублей.

  • Группа устройств VAGTACHO-USB v3.01Rus в комплексе с программой OpelDiagnosticToolv2.1 обеспечивает быструю и эффективную прошивку автомобилей различных марок. Кроме того, адаптер подходит не только для прошивки непосредственно одометров, но и для изучения прошивки иммобилайзера  и определения логина. Применение устройства рекомендуется для автомобилей Фольксваген, Шкода, Сиат, Ауди и прочих. Особенность устройства - работа по К-линии. Плюсы - надежность, удобство применения и сравнительно доступная цена - 4-4,5 тысячи рублей.

  • Плата генератора ДС. По заявлению разработчиков с применением такой платы можно накручивать спидометр даже при включенном зажигании. При этом плата в полной мере замещает датчик скорости. После установки в приборную панель скорость возрастает до 180 км/час. Размер устройства имеет вид реле, поэтому с размещением устройства проблем не возникает. Плата имеет небольшую цену, поэтому можно не бояться экспериментировать и производить паяльные работы.


Итоги

Прошивка одометра - тот вид работ, который требует не просто определенных навыков выполнения таких задач, но и набор специального оборудования. При выборе устройств для прошивки стоит быть предельно внимательным. Важно, чтобы выбранный программатор и программа четко подходили под модель автомобиля. Кроме того, перед началом выполнения работ стоит четко представлять конечный результат, который должен быть получен. Если навыков прошивки одометра нет или планируется одноразовое проведение работ, то лучше обраться к специалистам, которые имеют необходимую технику и способны квалифицированно реализовать поставленную задачу.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Прошивка одометра.