Как проверить автомобильную лампочку?
Средний ресурс автомобильных лампочек составляет 1,5-2 года, в зависимости от целого ряда факторов - типа изделия, частоты применения и исправности системы электроснабжения. Какие нюансы необходимо учесть во время проведения диагностики источников света с помощью тестера? Как убедиться в исправности ксеноновых ламп в автомобиле и в какой последовательности следует производить эту проверку? Каким нюансам необходимо уделить внимание в процессе замены сгоревших устройств? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Автомобильные лампочки, несмотря на свою надежность, время от времени перегорают и требуют замены. Вопрос только в том, как правильно проверить этот элемент автомобиля, и какие манипуляции необходимо осуществлять.



Проверка лампочки тестером

Однажды автолюбитель может решиться на замену старых лампочек и установку более продвинутого ксенона. Но такой замене должна предшествовать проверка электрической части автомобиля. Важно убедиться, что проблема действительно в лампочке, а не, к примеру, в проводке автомобиля. Здесь сложностей не возникнет - достаточно обычного мультиметра и немного свободного времени.

Для проверки автомобильной лампочки действуйте по приведенному алгоритму:

  • Дожидайтесь, пока температура электронных систем не снизится до безопасного для работы уровня. В противном случае присутствует риск обжечься.

  • Доставайте лампочку. Для этого выкручивайте оптику и вытягивайте источник света. Как правило, лампа закреплена на штекере или «сидит» на резьбе.

  • Раскладывайте перед собой лампочки (желательно работать за столом) и готовьте к работе тестер. Выставляйте положение, характерное для проверки минимального сопротивления. Учтите, что надписи на мультиметрах могут различаться, поэтому ориентироваться необходимо на указанные над переключателем цифры (здесь выбирайте меньшую).

  • Прикасайтесь щупами к лампе (в местах ее подключения). Следите, чтобы щупы прибора друг к другу не прикасались. На дисплее должен появиться какой-то параметр (в Омах). Если это происходит, то лампа исправна и обрыва нет. В случае выхода лампы из строя (обрыва нити) появляется знак бесконечности.

  • Если проверка показала, что лампа исправна, то неисправность придется искать уже в электрической проводке. Здесь без определенных знаний делать нечего - лучше обратиться к профессионалам.

Среднее сопротивление 12-вольтной лампочки в автомобиле составляет 0,05 Ом (при мощности 100 Вт). При этом учтите, что если измерения производятся на лампочке, которая только что горела, то ее сопротивление будет выше.



Как проверить ксеноновую лампочку?

Прогресс привнес в жизнь автолюбителей не только комфорт, но и дополнительные проблемы. Так, не все автолюбители представляют, как проверить своими силами ксеноновые лампы в машине. На самом деле здесь нет ничего страшного. Главное - понимать принцип действия ламп и особенности их проверки.

В отличие от галогенных ламп, ксенон гарантирует массу преимуществ - он потребляет минимум ресурсов, гарантирует лучшее освещение дороги, может быть использован в роли рассеянной или точечной оптики.

Если рассматривать ксенон схематически, то он состоит из электрической дуги, которая помещается в вакуумную полость, наполненной газом. При появлении электрического разряда от дуги исходит яркий белый свет, в основе которого две составляющие - инфракрасное излучение и плазма.

В процессе производства лампочек применяется прочное стекло высокого качества. Его особенность - способность выдерживать большое давление (его называют кварцевым) внутри вакуума. В элитных автомобилях, как правило, монтируется стекло сапфирового типа. Что касается электродов, то они покрываются специальным химическим элементом, способствующим ускорению движения анодов и электродов. Форма свечения - конусообразная.

Перед проверкой стоит убедиться, что установленная ксеноновая лампа имеет высокое качество. Получить необходимую информацию можно у дилеров, опытных мастеров на СТО или продавцов-консультантов. Если машина покупается с рук, и нет гарантии, что ксенон «заводской», то здесь также потребуется консультация специалиста. При этом учите, что стоковые версии автомобилей ВАЗ не комплектуются ксеноном, поэтому такая переделка почти со 100% гарантией является «самопалом».

Заводской ксенон удается распознать по нескольким критериям. Чаще всего производитель устанавливает омыватель фар, который необходим для стекла, пропускающего ксеноновый свет. Здесь даже несущественное искажение может привести к ослеплению встречных водителей. Кроме этого, в автомобиле устанавливается автоматическая настройка высоты луча. Чтобы убедиться в наличии такого механизма, достаточно покачать машину и оценить поведение фар в процессе пуска мотора. Конечно, автоматическую корректировку могут поставить и на СТО, но чаще всего этими вопросами занимается сам завод.

Распознать лампу проще всего по маркировке. Если стоит цифра «H», то лампочка галогенная, а если «D», то ксеноновая. Что касается самой проверки ксеноновой лампы, то здесь возможен только метод эксперимента. Все, что требуется - установить в фару заведомо исправную лапочку. Если она загорелась, значит старая лампа вышла из строя. Если же не горит и новая лампа, тогда необходимо искать причину в электрической проводке или блоке розжига. При этом учтите, что такую работу выполнять самостоятельно не стоит - лучше довериться профессионалам.



Комплекты ксенона на автомобиле, как правило, состоят из двух комплектующих - двух блоков розжига и двух ксеноновых лампочек. Чтобы проверить исправность системы действуйте следующим образом:

  • Проверьте целостность предохранителей.

  • Если после включения освещения не работает только одна из фар, то отключайте свет, пускайте мотор и снова включайте ксенон. Если лампочка разгорелась, то комплект ксенона целый. Возможная причина проблемы - разряд АКБ или снижение напряжения. Для устранения неисправности необходимо произвести подзаряд АКБ или осмотреть проводку на факт окислений, скруток или других проблем. Если в процессе проверки обнаруживаются поломки, то они должны в срочном порядке устраняться.

  • Если ни одна из ламп не работает, то проверьте качество контактов на разъемах электрических проводов, которые соединяют блоки розжига и ксеноновую лампочку (с одной и другой стороны).

  • Наиболее распространенные проблемы - окисление или подгиб металлического стержня. В последнем случае при подаче напряжения на фары будет слышен сильный треск или мигание ксенона (с последующим угасанием). Причина в том, что в первый момент розжига к лампочке поступает напряжение, равное 20 тысячам Вольт. Если контактная группа неплотно прижата, то происходит падение напряжения и угасание лампы. Такая проблема возможна при «кустарной» установке ксенона, когда вопрос монтажа был доверен непрофессионалам. Как правило, проблема проявляется уже после первого пуска.

  • Для решения проблемы достаточно выровнять стержень с применением тонкой отвертки или другого предмета с изолированной ручкой. Если после такого «ремонта» лампочка начала гореть, а со временем снова перестала, то контакт был подогнут не до конца. Возможны ситуации, когда контакт снова пропал из-за чрезмерной тряски, окисления или загрязнения. Устраняется проблема чисткой или выравниванием контактной группы.

  • В ситуации, когда контактная группа не повреждена, а лампочка все равно не горит, проверяется уровень напряжения. На блок розжига должно поступать 12 Вольт. Если этого нет, то имеет место обрыв в проводке. При отсутствии прибора для измерения, можно воспользоваться двумя проводами и подать питание прямо от АКБ к блоку розжига.

  • Если упомянутые выше действия не позволили обнаружить поломку, то стоит отключить блок розжига (ксеноновую лампочку) на неработающей стороне. Далее (как упоминалось выше) необходимо подключить исправный блок (лампочку). Это может быть комплект с другой стороны или запасной блок. Как только вышедший из строя элемент будет обнаружен, его останется заменить.

  • Замена блоков розжига осуществляется по одному, а лампы меняются попарно. Это легко объяснить. Со временем в ксеноновой лампочке меняется интенсивность свечения. Если поменять только одну лампу, то между новым и старым источником света появляется разница в яркости и оттенке свечения. Стоит отметить, что ксеноновые лампочки имеют приблизительно одинаковый ресурс. Это означает, что при замене одной лампы стоит ожидать скорого выхода из строя и другой. Так что, если уж и производить замену, то двух лампочек сразу.



Если на автомобиле установлено биксеноновое оборудование, то действия будут аналогичными. Единственное, что добавляется ряд дополнительных элементов для проведения проверки. Здесь должны быть учтены следующие моменты:

  • У биксенона есть персональная проводка, в которую подается напряжение через один или два предохранителя. При возникновении проблем их проверке стоит уделять внимание в первую очередь.

  • Для автомобилей, где в проводке биксенона предусмотрен диод (как правило, необходим для монтажа на японские машины с «минусовым» управлением), важно проверить правильность его установки.

  • Во многих биксеноновых системах предусматривается блок управления, который упрощает процесс диагностики.

  • Чтобы впоследствии облегчить процесс обслуживания, требуйте у мастера производить монтаж блока розжига и блока управления с сухих и доступных местах, где их удобно будет обслуживать. Некоторые мастера прячут системы в фары, что создает определенный дискомфорт.

  • Постарайтесь иметь при себе дополнительный блок розжига (особенно это актуально в случае дальней поездки). С одной стороны, это лишняя трата средств, а с другой - безопасность. Согласитесь, нет ничего страшнее, чем оказаться ночью без нормального освещения.


Как создать собственный пробник для проверки ламп?

Если проверка лампы выявила неисправность проводки, то для последующих проверок может потребоваться пробник. Если такового под рукой нет, то его можно сконструировать своими руками. С помощью устройства упрощается проверка предохранителя и всей цепи, начиная от АКБ (генератора) до самой лампочки.

Для создания тестера потребуется шариковая ручка. Из нее удаляются все «внутренности», после чего в нее размещается цепочка из светодиода (подойдет любого типа) и резистора на 1,5 кОм. Чтобы обеспечить надежный контакт, на краю ручки стоит предусмотреть острый конец. Сделать это несложно. Из стержня необходимо выдавить пишущий элемент, убрать из него шарик, установить и зафиксировать иголку. К самой игле подпаивается провод, который идет к светодиоду.

Используйте пишущий стержень, который выполнен из латуни. При этом желательно, чтобы шарик был большого размера (в противном случае иголка может не зайти в предназначенное для нее место). Учтите, что игла должна выступать из края хотя бы на 1,5-2 мм.

Проводник, который должен соединяться с корпусом авто, необходимо припаять к резистору. При желании крепление можно сделать на резьбе (так удобнее будет производить замену в будущем).

Готовый тестер пригодится для решения следующих задач:

  • Проверки аккумулятора. Для проверки напряжения необходимо одним краем индикатора подключиться к минусу АКБ, а другим - к положительному выводу. Если светодиод загорелся, то напряжение присутствует.

  • Проверка предохранителя. Чтобы убедиться в целостности предохранителя, достаточно одним краем предохранителя коснуться к «плюсу» АКБ, а краем конца тестера - ко второму выводу. Если светодиодне светится, то предохранитель целый.

  • Проверка лампочки автомобиля. Чтобы проверить целостность лампы накаливания, достаточно одним краем цоколя коснуться к «плюсу» АКБ, а другим - к выводу лампы щупом. Если светодиод горит, то лампочка целая. При наличии в лампе двух нитей, то они проверяются поочередно.


Как поменять неисправную лампочку?

Если проверка показала неисправность лампочки, то ее замена производится следующим образом:

  • Открывайте капот. При этом учтите, что для замены может потребоваться демонтаж фары. Сделать это несложно - послабляйте крепления и демонтируйте устройство с кузова.

  • Отбрасывайте разъем электрического питания в задней части фары.

  • Демонтируйте крышку, которая защищает устройство от попадания грязи. Сделать это можно с помощью отвертки.

  • Отстегивайте металлическую застежку-фиксатор, благодаря которой лампа удерживается в отверстии.

  • Доставайте лампу с цоколем из фары, а испорченную лампочку вынимайте. При этом зафиксируйте положение контактов, чтобы новую лампу установить аналогичным образом.

  • Устанавливайте лампочку, стараясь не касаться стеклянной колбы (если речь идет о галогенках).

  • Возвращайте на место крышку и проворачивайте ее по ходу движения часовой стрелки.

  • Ставьте фару на место (если она демонтировалась).

  • Проверяйте работоспособность.


Итоги

Как видно из статьи, проверка автомобильных лампочек производится экспериментальным методом, то есть путем установки заведомо исправных устройств. Такая логика актуальна для всех типов ламп - светодиодных, галогенных и прочих. Но при обнаружении неисправности и отсутствии знаний в данной области стоит все-таки обратиться за помощью к профессионалам.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как проверить автомобильную лампочку?