Проверка исправности аккумулятора.
Снижение емкости источника питания, механическое повреждение, появление течи электролита - лишь часть признаков, свидетельствующих о неисправности автомобильного аккумулятора. По каким симптомам можно судить о выходе из строя источника питания? Какие моменты должны быть учтены в процессе проверки аккумулятора при заведенном или заглушенном двигателе? На основании каких именно критериев можно делать вывод о неисправности АКБ? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Каждый автолюбитель знает, что от исправности аккумулятора зависит работоспособность основных узлов и возможность нормальной эксплуатации транспортного средства в целом. Без аккумулятора машина превращается в бесполезный «кусок железа», который можно завести только «с толкача» (и то не всегда). Чтобы избежать проблем, важно своевременно проверять аккумулятор автомобиля, вовремя диагностировать неисправность и четко придерживаться алгоритма проверки. Ниже рассмотрим, что и в какой последовательности необходимо делать для достижения результата.



Признаки неисправности

Замена АКБ - обычный процесс, с которым время от времени приходится сталкиваться каждому автолюбителю. Чем лучшее качество имеет источник питания, установленный на автомобиле, тем дольше работает купленное устройство. Если исходить их практики, то средний срок службы аккумуляторной батареи составляет три-четыре года.

Такое положение вещей выгодно и производителям, ведь они регулярно загружены работой, а спрос на продукцию есть всегда. С другой стороны, автолюбители также не лыком шиты. При желании можно продлить срок жизни аккумулятора, они обеспечивают ему своевременную проверку и ремонт (если это возможно). Главное - вовремя диагностировать поломку.

Выявить неисправность источника питания можно по следующим признакам:

  • Появляется течь электролита через возникшую в корпусе трещину. Устранить такую проблему нереально - придется менять устройство.

  • После подзарядки АКБ держит заряд не больше месяца. Этот симптом свидетельствует о разрушении пластин и скором выходе из строя.

  • В процессе пуска стартер вращается с большим напряжением. Причина - глубокий разряд источника питания. Если батарея окончательно вышла из строя, то зарядить ее уже не удастся.

  • После разряда аккумулятор перестает брать  заряд. В этом случае речь идет о разрушении системы АКБ глубоким разрядом.

  • Явные повреждения на корпусе привели к нарушению работы источника питания. Единственный выход в таком случае - замена.


Основные проверки

При появлении подозрения на неисправность аккумулятора проверки стоит начинать со стандартных измерений и осмотра, который может производиться как при работающем,  так и при заглушенном моторе. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:


  • Проверка АКБ при заведенном моторе. Первое, с чего стоит начать - завести машину и произвести несколько простых измерений. Нормальное напряжение на аккумулятор должно быть в диапазоне от 13.5 до 14.2 Вольт. В ситуации, если уровень напряжения превысил верхний предел, то это говорит о недостаточном заряде батареи, а также о повышенной нагрузке на генератор. На практике такие явления встречаются редко, к примеру, зимой, когда источнику питания приходится особенно сложно. К примеру, он мог разрядиться после ночи на морозе или оставлении на ночь при наличии небольшой нагрузки (к примеру, сигнализации).
Повышенное напряжение - не «смертельная болезнь». В случае когда электрооборудование транспортного средства работает без сбоев, то уровень напряжения восстанавливается до безопасного предела уже через 7-10 минут работы двигателя. Если уровень напряжения так и остается завышенным, то это говорит о перезаряде АКБ, работе в режиме повышенной нагрузки и может привести к выкипанию электролита.

Если мотор работает, а уровень напряжения опустился  ниже 13 Вольт, то это свидетельствует о разряде аккумулятора. Снова-таки, паниковать в этой ситуации не стоит. Отключайте всю нагрузку в автомобиле (фары, музыку, отопление, кондиционер и прочую) и снова измеряйте напряжение. Если этот параметр поднялся и находится в безопасном диапазоне (13.6-14.0 Вольт), то с электроникой проблем нет. Если же параметр ниже 13.0 Вольт, то можно делать вывод о неисправности генератора или его неполноценной работе.

Причина снижения уровня напряжения АКБ может  быть и вовсе банальной, к примеру, из-за окисления контактов на зажимах устройства. Если такая проблема имеет место, ее стоит устранить с помощью шкурки.

Если после проведенных проверок некоторые подозрения еще остались, то проведите еще один тест. Сначала замеряйте напряжение на батарее (к примеру, оно равно 13.5 Вольт). Включайте ближний свет и снова измеряйте напряжение. Показатель должен незначительно снизиться - на 0.15-0.2 Вольта. Далее включайте другую нагрузку (кондиционер, магнитолу, прикуриватель и так далее). Каждое последующее включение электроприбора должно приводить к снижению напряжения.

Подозрения должна вызывать ситуация, если после включения новой нагрузки напряжение падает существенно. Это свидетельствует о проблемах с генератором, к примеру, износе щеток этого узла. Если верить правилам, то при включении всех потребителей уровень напряжения должен быть не ниже 12.8 Вольт. В противном случае может потребоваться замена аккумуляторной батареи. Но чтобы сделать окончательный вывод, не обойтись без проверок, которые описаны ниже.



  • Проверка АКБ при заглушенном моторе. Для более точной диагностики стоит отключить зажигание и проверять источник питания уже при неработающем двигателе. Здесь, как и в прошлом случае, потребуется мультиметр. Если напряжение опустилось ниже уровня 11.8 Вольт, то это свидетельство разряда. Завести двигатель с таким источником питания уже не удастся - потребуется «прикуривание». Оптимальное напряжение на источнике питания при неработающем моторе составляет от 12.5 Вольт и выше.
Есть еще один важный момент. Опытные автолюбители знают, что по напряжению аккумулятора можно с легкостью определить уровень его заряда. Здесь все просто. Если этот параметр находится на уровне 12,1 Вольт, то уровень заряда составляет 10%, если 12.4 Вольта, то 40-50%, а при 12,9 Вольтах - 90%. Конечно, приведенные числа являются приблизительными, но для проверки в «полевых» условиях этого достаточно.

Важный момент - время, когда производится измерение. Точные данные можно получить, если проверки проводятся не сразу после поездки, когда источник питания набрал определенную емкость, а перед началом движения, к примеру, утром. Также стоит обращаться внимание, как изменяется уровень напряжения со временем.  К примеру, если вечером данный параметр был на уровне 13.5 Вольт, а утром снизился до 13.0, то это свидетельствует об ухудшении состояния аккумулятора. Надежный АКБ будет держать напряжение даже при отсутствии эксплуатации авто в течение длительного промежутка времени.

Описанные выше проверки - шанс сделать приблизительный вывод о состоянии АКБ и принять решение о дальнейших действиях. Но есть и более точные способы, о которых пойдет речь ниже.



Традиционные варианты проверки исправности АКБ

Впервые вопрос диагностики автомобильного источника питания стал после изобретения  Гастоном Планте свинцовых АКБ. С того времени одним из самых эффективных и надежных способов является контрольный разряд. С помощью такой методики удается измерить емкость батареи и принять решение о ее исправности. Итак, рассмотрим каждый из способов подробней:

  • Контрольный разряд. Как уже упоминалось выше, контрольный разряд - одна из наиболее эффективных проверок. Принцип заключается в заряде и разряде АКБ при условии поддержания стабильной мощности и тока разряда. Как только уровень напряжения источника питания достигает минимального предела, процесс разряда останавливается, и фиксируются показания (время разряда). Полученный результат, а именно время на разряд при определенной мощности и токе, сравнивается с техническими характеристиками АКБ и результатами прошлых разрядов. Чем дольше происходит разряд АКБ на нагрузку, тем выше показатель его емкости и тем целее батарея. С помощью контрольного разряда можно проверить сразу два пункта - целостность электрических соединений и емкость АКБ. Главная сложность - необходимость покупки специальной техники и наличие определенного опыта проверок. Кроме этого, сама диагностика является трудоемкой и занимает определенное время. В процессе проверки аккумуляторная система должна быть выведена из эксплуатации. Стоит также учесть, что по завершении проверки система также неработоспособна, ведь АКБ разряжен и не может выполнять возложенные на него функции. Вот почему эта методика почти не применяется. Вместо нее большую популярность получили другие методы проверки АКБ - тесты.

  • Измерение уровня электролита. Если в автомобиле стоит обслуживаемый источник питания, то проверка уровня электролита является обязательной. Не секрет, что в процессе эксплуатации АКБ теряет определенный объем электролита. Ранее уровень проверялся с помощью специальных трубок. Последние погружались в электролитический состав, после чего измерялась высота столба. В случае необходимости в АКБ производилась доливка дистиллированной жидкости, что позволяло компенсировать электролит.

  • Измерение плотности. Следующий шаг - проверка плотности электролитической жидкости. Не секрет, что в период эксплуатации АКБ постепенно теряет емкость по причине сульфатации - формирования на пластинках плохо растворимых и больших кристаллов. В такой ситуации часть серы, которая есть в каждом электролите АКБ, связывается на пластинах, а объем серной кислоты снижается. Итог - падение плотности рабочей жидкости. Выявить сульфатацию обычным осмотром невозможно - необходимо периодически измерять плотность электролита. Принцип прост. Небольшой объем жидкости набирается в ареометр, после чего по положению поплавка внутри устройства определяется плотность состава. Такая методика считается одной из самых эффективных, ведь здесь не нужно отключать аккумулятор. Более того, такая диагностика доступна даже новичкам без опыта. Минус только в том, что оценка является приблизительной и не дает точный ответ, исправен аккумулятор или нет.

  • Применение нагрузочной вилки. Опытные автолюбители рекомендуют использовать нагрузочную вилку, как одно из самых эффективных устройств. Несмотря на «старость» методики, устройства для проверки выпускаются и сегодня. Принцип заключается в измерении напряжения на выводах батареи при наличии определенной нагрузки. Для удобства диагностики шкала изделия имеет различные цвета. К примеру, если  стрелка переходит в сектор зеленого цвета, то можно говорить об исправности источника питания. В ситуации, когда стрелка переходит в красный диапазон, то АКБ скоро выйдет из строя. Благодаря нагрузочной вилке можно понять, насколько АКБ работоспособен и может выполнять возложенные на него функции. Минус проверки в том, что реально измерить емкость таким способом или выявить начало процесса сульфатации не выйдет. С помощью нагрузочной вилки можно определить, сколько еще «протянет» источник питания. Но есть и минус. Часто применение нагрузочной вилки приводит к разряду аккумулятора, что повышает уровень износа.


Современные методы диагностики аккумулятора

Важно знать, что новые АКБ свинцово-кислотного типа не теряют электролит со временем и не могут обслуживаться как прошлые модели (часто у них даже нет отверстий). Получается, что описанные выше методы проверки не применимы к новым типам источников питания.

Здесь для проверки применяются специальные тестеры, которые позволяют произвести проверки прямо на авто, а также в течение пары секунд показать реальную емкость и напряжение. Плюс проверки в том, что аккумулятор не подвергается разряду, а в цепи не возникает помех. При регулярной проверке таким способом можно делать точные выводы, насколько исправным является аккумулятор и сколько он прослужит.



Итоги

Несмотря на внедрение необслуживаемых аккумуляторов, измерение их напряжения и периодический осмотр является обязательным условием нормальной работы. Если же на авто установлен старый тип АКБ, то здесь традиционные способы проверки, приведенные в статье, будут весьма полезны.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Проверка исправности аккумулятора.