Проверка стоек стабилизатора.
Снижение устойчивости в процессе движения, раскачивание кузова при повороте, появление стуков при перемещении по плохой дороге — все это признаки, свидетельствующие о необходимости проверки стоек стабилизатора. О каких конструктивных особенностях данного устройства следует знать в процессе обслуживания? Какие функции выполняют стойки стабилизатора на передней и на задней осях? По какому алгоритму необходимо осуществлять проверку данных элементов, а также замену в случае их выхода из строя? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Система стабилизация играет ключевую роль в любом транспортном средстве. Для большей эффективности она должна быть установлена как в передней, так и в задней части подвески. При этом главная задача автовладельца — контролировать состояние этого узла, выявлять поломки и своевременно их устранять. Какие функции выполняет устройство? Как производится проверка стоек стабилизатора? Что нужно знать об особенностях замены устройства? Эти вопросы рассмотрим подробнее в статье.



О конструкции и назначении

Роль системы стабилизации сложно переоценить, ведь именно от ее эффективности напрямую зависит уровень комфорта во время движения на автомобиле. Другое дело, что конструкция таких узлов может различаться. К примеру, на легковых машинах устанавливается СПУ (стабилизатор поперечной устойчивости). При этом на передней оси он устанавливается обязательно (сложно вспомнить модели авто, на которых бы таких узлов не было).

Что касается задней подвески, здесь возможны разные варианты. Так, на более старых авто функцию стабилизатора берут на себя реактивные тяги. На той же Волге комфортабельность задней части обеспечивается обычными рессорами, а стабилизатор в привычном понимании появился на более современных моделях ГАЗ (от 31105 и выше).

Конструктивно СПУ — это прямой и длинный прут из металла, имеющий закругленные края. Длина этого элемента меньше, чем ширина машины, а с двух сторон предусмотрены специальные места для фиксации стабилизаторных стоек. При этом сами стойки с другой стороны объединяются с поворотными кулаками (если речь идет о передней подвеске). Крепление стабилизатора производится к передней балке с помощью пары хомутов с применением резиновых сайлентблоков. В основе прута лежит пружинистая сталь, обладающая максимальной прочностью и надежностью. Благодаря таким особенностям, узел отличается повышенной прочностью и способен работать даже при максимальных нагрузках.

О назначении стабилизатора можно судить уже по его названию. Благодаря действию устройства, машина уверенно чувствует себя на трассе, ее не раскачивает влево и вправо. Наиболее важен СПУ при прохождении автомобилем крутых виражей на большой скорости. В этом случае стабилизатор удерживает кузов в определенном положении и не дает машине случайно вылететь с дороги. Многие недооценивают эту деталь, ведь она никак не влияет на способность автомобиля перемещаться. С другой стороны, ездить без СПУ проблематично, ведь уровень комфорта и безопасности снижается в разы.

Не менее важны и стойки стабилизатора. Задача последних — обеспечить устойчивость транспортного средства во время передвижения. Без этого устройство сам стабилизатор не способен выполнять поставленные задачи и представляет собой бесполезный прут из металла. Вот почему поломки стоек негативно сказываются на уровне безопасности автомобиля в целом.

Конструктивное исполнение стойки стабилизатора часто различается. Наиболее распространенный вариант, когда устройство имеет вид штока с парой шарниров на краях. Такое устройство внешнее имеет вид рулевой тяги. Сегодня часто можно услышать такие выражения, как кронштейн, тяга или «косточка» стабилизатора. Все это различные названия, но суть остается неизменной. Речь, как правило, идет об одной и той же детали.

На некоторых автомобилях, к примеру, в «классике», стойки передней подвески имеют особую форму. В них не предусмотрено шарниров, а присутствует обычный шток с резьбой на двух краях. При этом функции шарниров берут на себя резиновые втулки. Что касается иномарок, то на многих из них стойки стабилизатора оборудованы шарнирами, но при этом в роли материала применяется пластик повышенной прочности.

Стойки стабилизатора, как и наконечники рулевой системы, бывают двух типов — симметричными или нессиметричными. Главное отличие в том, что во втором случае для каждой стороны должно подбираться индивидуальное устройство. Это значит, что левая тяга подходит только для установки слева, а правая, соответственно, справа.



Как распознать неисправность?

Чтобы упростить проверку стоек стабилизатора важно не только знать тонкости конструкции этого узла, но и осознавать основные его неисправности. На практике существуют основные симптомы, по которым можно распознать проблемы со стойками транспортного средства. Если говорить в общем, вышедшие из строя детали проявляют себя следующим образом:

  • Неустойчивостью машины во время движения.

  • Раскачиванием  транспортного средства при поворотах рулевого колеса.

  • Увод машины влево или вправо при движении по прямой дороге (если отпустить руль).

  • Появление посторонних стуков при движении по неровным поверхностям и так далее.

Стойка стабилизатора может выйти из строя по целому ряду причин — низкое качество деталей, частые поездки по бездорожью и неосторожное вождение. Важно понимать, что стойки — расходный материал, который требует периодической замены. Как правило, эти детали меняются через каждые 20 тысяч пробега. Это не удивительно, ведь на стойки стабилизатора приходится повышенная нагрузка, а сами узлы быстро изнашиваются.

Подробнее остановимся на признаках, по которым можно выявить поломку. Чаще всего проблема определяется по стуку, появляющемуся в задней части авто и под капотом. Так, если при движении на скорости машину начинает тянуть в сторону или же сносит с колеи (после отпускания рук), это один из явных признаков поломки. В таком случае требуется проверка стоек стабилизатора, а в последующем, возможно, и их замена.

При вхождении в поворот у машины может иметь место сильный крен в одну из сторон (здесь все зависит от направления поворота). Чаще всего выявить поломку удается путем обычного осмотра детали. Кроме того, одним из явных сигналов к действию является раскачивание кузова при торможении или же при прохождении виража. Описанные выше ситуации — повод больше внимания уделить стойке и проверить ее состояние.



Как вычислить неисправность?

Чтобы проверить стойки стабилизатора используйте простую методику. Сначала высвобождайте пространство в углублении колеса (может потребоваться демонтаж защитного пластикового кожуха). Далее поворачивайте колеса в нужную сторону (чтобы освободить доступ к стойкам), беритесь рукой за узел и расшатывайте его в разные стороны.

Если при такой проверке слышен явный стук или люфт, не обойтись без замены неисправного узла. Такие поломки опасны, ведь стойке приходится выдерживать большие нагрузки. Наличие такой «слабины» может стать причиной потери управляемости транспортного средства. Проверить стойки стабилизатора таким способом можно с помощью подъемника или загнав машину на смотровую яму.

Существует и более простой вариант. Поднимайте машину с помощью домкрата, после чего скручивайте удерживающую гайку и освобождайте стабилизаторную стойку. Далее расшатывайте механизм настолько, насколько это получается. Если в процессе проверки слышны звуки биения или же имеет место свободный ход, шарниры нуждаются в ремонте или же их необходимо поменять.

Послабление фиксации шарниров с легкостью выявляется с применением обычной монтировки. В этом случае находите место крепежа и пытайтесь расшатать стойку в одну и другую сторону. Если раскачивание происходит без проблем, деталь неисправна и должна быть заменена.

Самый простой метод проверки детали на исправность — тактильный. В этом случае ставьте машину на смотровую яму и забирайтесь в нее. Дайте команду напарнику расшатать автомобиль, а сами прислушивайтесь к звукам конструкции. Чаще всего удается безошибочно определить источник звука с последующим ремонтом неисправного узла. При этом саму неисправность несложно вычислить путем обычного прикосновения к детали.

Наиболее распространенная проблема — истирание втулки или поломка шарового элемента подвески. В таком случае ремонтировать механизм бессмысленно — его необходимо менять. Вторая стойка также проверяется путем раскачивания машины. При этом расшатывайте СПУ и прислушивайтесь к посторонним звукам. Если имеют место явные стуки, это свидетельствует о поломке узла и необходимости его замены.



Как поменять стойки?

Если проверка стоек стабилизатора показала, что узлы неисправны, лучшим вариантом является установка нового узла. При этом работа может производиться как сзади, так и спереди автомобиля. В первом случае меняются задние стойки, а во втором — передние.


Замена задних стоек машины производится следующим образом:

  • Поднимайте ось машины. Для этих целей используйте подъемное устройство или домкрат. В такой позиции подвеска машины будет находиться в равновесии. При этом заблаговременно подготовьте все ключи, чтобы они были под рукой;

  • Затягивайте ручной тормоз, а под задние колеса подкладывайте упоры. После этого приступайте к подъему транспортного средства. Если не выполнить рассмотренные процедуры, стабилизатор оттянет подвесу книзу. В итоге даже после правильного снятия стойки сзади поставить новое устройство уже не получится;

  • Вычищайте место ремонта от пыли и грязи. Это необходимо сделать для того, чтобы хорошо видеть неисправный узел и облегчить себе процесс откручивания;

  • Используйте шестигранник и захватите торец, чтобы избежать прокручивания полуоси. После этого выкручивайте гайку, удерживающую стойку. Далее демонтируйте саму стойку;

  • Вычищайте место фиксации от различной грязи и пыли. При этом ставьте на место новую стойку, удерживайте с помощью ключа торцевую часть полуоси, после чего вкручивайте гайку. При этом не затягивайте ее до конца — попросту наживите;

  • Опускайте транспортное средство и после этого протягивайте гайки до конца. Действуйте так до момента, пока стойки не займут правильную позицию. Через определенный пробег подтягивайте гайки еще;

  • Направляйтесь на СТО для регулировки развал-схождения. Здесь стоит отметить, что если вы производили только замену стоек, то в выполнении этой работы большой необходимости нет. Практика показывает, что при замене стоек угол наклона остается неизменным.


Чтобы заменить передние стойки, действуйте так:

  • Ставьте машину на ручник, после чего подставляйте под колеса специальные упоры. Это необходимо, чтобы избежать откатывания машины. Если специальных упоров нет, можно использовать обычные кирпичи;

  • Подготовьте инструмент. Для выполнения работы вам потребуется ключ на «двадцать один» (желательно накидной), а также шестигранник на «шесть»;

  • Обработайте с помощью специального спрея все гайки и болты. Такая предусмотрительность существенно облегчает работу;

  • С помощью шестигранника зафиксируйте полуось (это не дает ей прокручиваться), а после этого демонтируйте гайку;

  • Убирайте упорную шайбу (чашку), а после с помощью ключа на «двадцать семь» скручивайте гайку штока. Знающие автовладельцы рекомендуют выкрутить гайку на половину оборота;

  • Поднимайте переднюю часть машины с двух сторон, после чего ставьте транспортное средство на металлические опоры;

  • На крепеже суппорта выкручивайте верхний болт, а после приступайте к послаблению нижнего. Далее отводите суппорт в сторону;

  • Послабляйте с помощью ключа на  «восемнадцать» гайки снизу, крепежный болт, а с другой стороны удерживайте устройство с помощью гаечного ключа;

  • Доставайте болты. Если сделать это с первого раза не удается, постукивайте по ним молотком (это позволяет ускорить процесс). Теперь стойка освобождена от фиксации, и ее можно доставать.

Учтите, что если речь идет о замене передней стойки, требуется освобождение от фиксаторов шлангов тормозной системы.

В процессе монтажа новой детали прокачайте стойку и подержите ее в вертикальной позиции до завершения установки.

Важно отметить, что выше приведен только общий алгоритм замены. На различных моделях подходы и применяемые инструменты могут различаться. Что касается принципов проверки стоек стабилизатора, то здесь подходы остаются неизменны. Главной задачей автовладельца при этом является своевременное выявление проблемы.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Проверка стоек стабилизатора.