Ремонт блок-картера.
Под действием термических или силовых воздействий, а также по причине общих неисправностей существует риск деформации или повреждения блока-картера во время движения. Какие особенности конструкции данного узла должны быть учтены в процессе выполнения восстановительных работ? В какой последовательности необходимо действовать при устранении повреждений блока-картера? Какие методы следует использовать в процессе выполнения ремонтных работ в условиях гаража? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Картер - один из главных агрегатов силового  узла, его основа. С наружной стороны к картеру крепятся цилиндры, а к внешней - коленчатый вал с группой опор. В картере также находятся основные устройства газораспределительного механизма, разные узлы смазки, а также другое оборудование. К одной из боковых частей картера фиксируется кожух маховика. К бокам - лапы или кронштейны для монтажа мотора на раму под двигателем.

Блок-картер - узел, который берет на себя существенные нагрузки от сил инерции и давления газов. Вот почему к этому блоку предъявляются наиболее жесткие требования. Повышение жесткости происходит посредством установки перегородок, а также монтажа дополнительных ребер внутренней поверхности.



Конструктивные особенности

По своей структуре блок-картер - монолитная форма, имеющая форму коробку и вылитая из чугуна. В этом узле монтируются разные детали, узлы и механизмы. При этом верхняя часть носит название блока цилиндров, а та часть, что снизу - картера. Еще одна особенность блок-картера - наличие в стенках специальных каналов, по которым проходит смазывающий состав (моторное масло). На внешней части изделия есть специальные площадки, на которых устанавливаются дополнительные механизмы и агрегаты.

Вид блок-картера во многом зависит от типа двигателя, а именно числа цилиндров и их расположения друг относительно друга. К обработанным элементам узла крепятся составные элементы мотора. С верхней части - головка цилиндров, с задней - картер маховика, с передней - картер распределительных шестеренок, а с нижней - картерный поддон.

В верхней секции есть специальные расточки цилиндров, куда устанавливаются гильзы цилиндров. При этом пространство между наружной частью и стенами блока-картера носит название водяной рубашки, заполненной охлаждающим составом. При этом водяная «рубашка» узла объединяется с водной рубашкой ГБЦ, благодаря водоотпускным отверстиям. При этом в нижней части блок-картера установлены поперечные перегородки, число которых равно количеству коренных опор коленвала. В каждой из перегородок находятся гнезда коренных подшипников, а к нижней части подходит поддон. Как уже упоминалось, в роли материала для производства блок-картера может применяться чугун. В современных моторах все большую популярность получают сплавы из алюминия. При этом сами картеры могут быть нескольких видов - негильзованными и гильзованными.

Вне зависимости от применяемого материала, система блок-картер отличается максимальной жесткостью, благодаря монолитной отливке. Постепенно производители перешли на V-образную схему исполнения, что позволило снизить массу, высоту и длину изделия.  Кроме этого, такая конструкция обеспечивает минимум деформации элементов конструкции - гильз, коренных подшипников и плоскости стыков блока с ГБЦ. Иногда на тракторных моторах предусматривается дополнительная жесткость, достигаемая его отливкой вместе с картером для шестеренок ГРМ с фланцем для крепежа стартера и системы сцепления.

Для надежной фиксации головки к блоку монтируются небольшие шпильки или же несущие шпильки, монтируемые в верхнюю часть картера (если блок сделан из алюминия). Жесткость блок-картера дополнительно повышается посредством выполнения следующих мероприятий:

  • Оребрения перегородок, которые находятся в плоскости коренных подшипников;

  • Применения  туннельных картеров;

  • Использования блок-картеров, с гильзами «сухого» типа или отлитыми в одну конструкцию с блоком;

  • Применения полноопорных коленвалов.

При изготовлении блок-картера применяется чугун, который обладает высокими механическими или литейными качествами. При этом металл дополнительно легируется с помощью титана, молибдена, никеля или хрома. В некоторых авто (как упоминалось выше) для снижения массы применяется алюминий.

В моторах с воздушным охлаждением нет возможности применения блока-картерного типа отливки. Фиксация цилиндров производится между картерной частью и ГБЦ с применением специальных анкерных связей, число которых ниже, чем в дизельных моторах с водным охлаждением. Для дизелей, имеющих воздушное охлаждение, картер отливается из чугуна максимальной прочности, имеющего в составе шаровидный графит.



Особенности ремонта

Ниже рассмотрены вопросы ремонта блок-картера в случае появления трещины. Вопреки распространенному мнению, выполнить такую работу можно и своими руками. При этом существует два варианта - простой (позволяет временно устранить неисправность и доехать до места ремонта) и капитальный. При этом ремонт трещин, появившихся из-за неслитой вовремя жидкости или некачественного тосола, рассматриваться не будет, ведь в таких случаях все решается путем применения обычной холодной сварки.

Более серьезные повреждения возможны в случае, когда в моторе стучит шатун, а автолюбитель не обращает на неисправность внимания. Дальнейшее игнорирование проблемы неизбежно приводит к повреждению. Причиной стука может быть нехватка смазки между шейкой коленчатого вала и нижней головкой, или же из-за закупорки масляного канала.

Возможна и другая ситуация, когда в случае игнорирования проблемы нижняя часть головки шатуна не заклинивается на шейке, а постепенно разрушается. При этом поршень поднимается выше уровня ВМТ и разбивается о верхнюю часть камеры сгорания. Такая ситуация опасна тем, что оставшиеся части поршня осыпаются в картер силового агрегата, а шатун - с силой бьет по гильзе цилиндра, пробивая дыру в охладительной «рубашке».

В этом случае ремонт БЦ производится посредством специальной вставки, которая выполняется из чугуна, и запрессовывается с натягом в прогретый в печи моторный блок. При этом во многих ситуациях (в 70% случаев) целостность нижней головки шатуна нарушается от воздействия коленчатого вала изнутри. Как следствие, происходит обрыв устройства и его соскакивание с шейки. При этом верхняя головка шатуна с силой бьет по нижней части картера и выбивает в нем дырку.

Несмотря на кажущуюся сложность, произвести ремонт такого повреждения не составляет труда даже в дороге, после чего завершающий этап работ можно выполнить в гараже. Естественно, для выполнения таких манипуляций необходим опыт сварочных работ или специалист с соответствующей квалификацией.

Описанная выше пробоина возможна и в другой ситуации, когда при чрезмерном сухом трении и нагреве происходит заклинивание шатуна и выламывание верхней головки корпуса блок-картера. При этом поршень и картер выходят наружу. При появлении такой проблемы автолюбители часто списываются мотор со счетов и сдают его на металлолом, после чего приступают к поиску нового блока или мотора. Далее следует этап больших проблем, связанных с переоформлением документов.

В большей части стран проблемы с переоформлением исключены, ведь мотор относится к категории обычных деталей. Как следствие, производить замену силового агрегата можно по собственному усмотрению. В нашем законодательстве такое положение вещей является невыгодным, и блюстители порядка делают все возможное для получения дополнительных финансовых вливаний от переоформления двигателя.

Что касается ремонта блок-картера, то эту работу можно произвести в полевых условиях. Здесь последовательность действий такая:

  • Сливайте масло с мотора и демонтируйте поддон, после чего снимайте головку мотора. Эти действия необходимы, чтобы изъять из блока шатун с поврежденным поршнем. При этом не забывайте, что после выполнения работы стоит найти осколки, которые могли остаться в поддоне;

  • Поднимайте с помощью домкрата кузов и подкладывайте под поднятую часть какую-либо подпорку (для надежной фиксации). После ложитесь под автомобиль для выкручивания шатунных болтов и изъятия прикипевшего шатуна;

  • Затыкайте или заблокируйте магистраль подачи масла, которая находится около вкладышей поврежденного шатуна. Для выполнения этой работы отыскивайте в шейке коленчатого вала специальное отверстие, через которое подается масло к парам трения. В это же отверстие забивается деревянный клин, а выступающая часть пробки срезается с помощью острого ножа;

  • Чтобы пробка была надежно зафиксирована, сделайте несколько витков проволоки. При этом действуйте таким образом, чтобы проволока закрыла витками деревянный клин или пробку. После этого удаляйте штангу толкателей того цилиндра, целостность которого нарушена. Все, что остается - заделать отверстие в картере и отправиться в путь.

Главная проблема при выполнении такой работы - поиск изделия, с помощью которого можно было бы закрыть пробоину. Если в машине отсутствуют шайбы необходимого диаметра, тогда можно найти кусок листового металла и вырезать из него заготовки необходимого размера. Основное требование, чтобы готовая заплатка перекрывала повреждение хотя бы на 7-8 миллиметров.

Если дыра находится не снизу, а в полукруглой части картера, стоит согнуть пластинку с применением молотка до той степени, пока форма изделия не будет такой же, как и форма стенки картера. При выполнении такой работы не обойтись без резиновой прокладки, которая должна иметь соответствующую толщину и быть обработанной герметиком.

Чаще всего вариант ремонта блок-картера с применением заплатки может производиться и в условиях гаража. Это актуально, когда под рукой нет качественной электросварки. В этом случае необходимо по периметру повреждения высверлить несколько отверстий. Аналогичные отверстия стоит сделать и по периметру заплатки. После этого края дырки обрабатываются с помощью специального изделия, работающего по принципу холодной сварки. При этом изделие работает на базе стойкого наполнителя или специальной смолы.

Единственное, что для начала необходимо снять фаску с краев пробоины. Это необходимо, чтобы исключить появление новых трещин. После места сопряжения стоит зачистить и убрать лишний жир. Далее изделие обрабатывается составом, а сами заплатки притягиваются друг к другу - одна с наружной, а другая - с внутренней части. Делается это с помощью винтов, головки которых находятся на внутренней части картера. Оставшаяся часть средства должна убираться (сделать это можно с помощью обычной тряпки).

Широкую популярность получили составы от таких производителей как Loctite, Qualco или Abro. Упомянутые герметики исключают усадку материала в случае высыхания. Более того, возможно незначительное расширение, благодаря чему улучшается герметичность изделий.

Несмотря на видимую простоту ремонта, высверлить необходимые отверстия в пути - не самая простая задача. Если с собой нет дрели, то придется подыскать ее у жителей близлежащих населенных пунктов. После высверливания необходимых отверстий подбирается болт, а с внутренней части картера ставится специальная заплатка (может выполняться из металла или резины).

После завершения работ можно переходить к финальной части - закрывать поддон, наливать моторное масло и ставить головку на место. Как показывает практика, такого ремонта достаточно для исключения дальнейшего повреждения и защиты от течи масла. Но при первой возможности стоит выполнить более капитальное восстановление. Единственное, что неизбежно - потеря мощности мотора и высокая вероятность появления дисбаланса коленчатого вала. Следовательно, двигаться необходимо медленно, без завышения оборотов силового узла. По возвращению в гараж стоит сделать качественный ремонт.

Капитальное восстановление в условиях гаража включает в себя следующие работы:

  • Снятие элементов мотора, изъятие коленчатого вала для последующей шлифовки;

  • Проверка и промывка каналов, из-за которых могла случиться проблема;

  • Демонтаж установленной ранее заплатки и монтаж более мощной пластины из того же металла, из которого сделан картер;

  • Приваривание (производится с помощью электрической сварки). Заготовку желательно сделать заранее, вырезав подходящую копию из металла. После производится обваривание с двух сторон картера. Завершающий   этап - шлифовка и зачистка обрабатываемого узла.

Если внешний вид блока не имеет особого значения, можно сделать проще - подготовить квадратную пластинку с перекрытием в 5-7 миллиметров, после чего наложить ее поверх повреждения и приварить с помощью сварки. Чтобы качественно приварить заготовку, необходимо учитывать применяемый материал (чугун, алюминий или магниевый сплав). Если лично подготовить заплатку, то затраты на выполнение сварочных работ будут минимальны.

После выполнения работ остается собрать мотор, установить новые поршни и шатуны, проверить все детали и залить новое масло. Если все правильно сделать, то отремонтированный мотор будет служить не хуже, чем новый.



Итоги

Повреждение блок-картера - еще не повод ставить крест на автомобиле и сдавать его на металлолом. При грамотном подходе можно выполнить вполне сносный ремонт как в условиях дороги, так и непосредственно в гараже. При этом результат может оправдать все ожидания. Что касается необходимого материала, то здесь требований минимум - сварка, дрель, металлические (резиновые) латки, клей, инструмент и немного желания.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Ремонт блок-картера.