Ремонт стартера
Статья, в которой объясняются работа механизмов и электрических цепей автомобильного стартера с прямым, а также с планетарным приводом. В статье отражен алгоритм поиска различных неисправностей, а также рекомендации по ремонту и профилактике неисправностей системы пуска двигателя.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Если углубиться в техническую литературу, то согласно ей, автомобильный стартер представляет собой электромеханическое устройство для сообщения маховику и коленчатому валу первоначальной угловой скорости для запуска двигателя. Для уверенного запуска коленчатый вал современного двигателя необходимо раскрутить до 250 - 300 оборотов в минуту. Для этих целей как раз и используется стартер, состоящий из так называемого, втягивающего реле и электродвигателя постоянного тока. Когда вы поворачиваете ключ зажигания в положение «START» или нажимаете кнопку запуска двигателя, на обмотку втягивающего реле подается напряжение, в результате которого его сердечник, жестко связанный с рычагом привода шестерни, которая входит в зацепление с маховиком двигателя. После срабатывания рычага, втягивающее реле замыкает контакты и напряжение поступает на обмотку стартера, в результате чего его ротор начинает вращаться, предавая вращение на маховик двигателя.

Кроме перечисленных электромеханических деталей, есть также и так называемая обгонная муфта, препятствующая передаче вращения от запустившегося двигателя на ротор стартера во избежание его поломки. Другими словами, обгонная муфта разъединяет стартер и двигатель в момент запуска последнего. Кроме обгонной муфты на некоторых моделях двигателей, например на японских, имеются и другие механические детали: паразитные шестерни и планетарные редукторы. Паразитная шестерня предназначена для устранения неравномерности вращения стартера, а планетарный редуктор необходим для получения большего крутящего момента. Именно применение редуктора позволяет существенно уменьшить токи в обмотках электродвигателя стартера, в результате чего сделать стартер более миниатюрным по размеру и по массе.

Также различаются стартеры и по способу включения. Так, например, в большинстве японских и в некоторых европейских моделях двигателей реализовано включение втягивающего реле по двум обмоткам: втягивающей и удерживающей. Втягивающая обмотка срабатывает непосредственно при повороте ключа зажигания или при нажатии кнопки запуска двигателя. Проходя через обмотку, ток также проходит и через удерживающую обмотку и непосредственно через стартер. Однако, силы тока недостаточно, чтобы стартер начал вращаться. После срабатывания втягивающего реле, замыкаются силовые контакты стартера, которые при этом шунтируют втягивающую обмотку реле. В результате чего рычаг соединяет стартер с маховиком двигателя благодаря прохождению тока через удерживающую обмотку. Такой способ включения практически исключает сильное искрение силовых контактов стартера при срабатывании втягивающего реле. В результате чего срок службы обмоток стартера и контактных пластин втягивающего реле значительно повышается благодаря ступенчатому, а не скачкоообразному повышению тока на обмотках стартера.
И все же, даже в самых совершенных устройствах не исключены поломки. Для обнаружения неисправностей стартера и его деталей существует наиболее простой алгоритм их поиска. Если проворачивая ключ зажигания или кнопку, стартер вращает двигатель очень вяло, первоначально необходимо проверить зарядку аккумулятора. Возможно, именно сильная просадка напряжения вызвана недостаточным его зарядом. Характерный признак разряженного аккумулятора — тускло горящие или вовсе гаснущие контрольные лампочки на приборной панели.

Аналогичный эффект происходит также и при затрудненном вращении вала стартера из-за закисших либо заклинивших подшипников, либо сильно обгоревшим контактам втягивающего реле. Если при попытке запуска двигателя со стороны стартера вообще не наблюдается никаких откликов, то первоначальная причина может быть в перегоревших предохранителях. Отыскать их достаточно просто, поскольку токи в цепях стартера могут достигать 100 Ампер и выше. Поэтому предохранители в таких цепях как правило, самых больших размеров. Если предохранители в порядке, внимание следует уделить контактам выключателя стартера, а также реле включения цепи стартера. В автомобилях, оснащенных автоматической коробкой передач также следует проверить выключатель блокировки запуска двигателя, поскольку его неисправность не позволит осуществить пуск двигателя. Щелчки при включении цепи стартера свидетельствуют о том, что напряжение поступает к стартеру. Неисправность такого рода может быть как в окислившихся или пригоревших контактах стартера, а также в сильном износе щеток. И если проблему окислившихся контактов можно устранить при помощи наждачной бумаги или напильника с мелкой насечкой, то щетки однозначно, придется менять. Для этого придется снять стартер, который расположен сбоку двигателя, возле маховика. Стартеры обычно крепятся двумя, реже тремя болтами или шпильками. Для того, чтобы снять стартер, необходимо первоначально отсоединить все электрические разъемы и контакты, мешающие его снятию. Для того, чтобы не запутаться, при отсоединении различных разъемов их следует заранее пометить краской, либо разноцветной изоляционной лентой. Также для доступа к стартеру в некоторых моделях автомобилей придется дополнительно снять и пластиковые детали двигателя.

После снятия стартер проверяют на легкость вращения, а также механизм привода, который должен легко возвращаться в исходное положение. Скрежет и визг при работе стартера прямо указывает на его неисправность. Обязательно следует проверить и работу втягивающего реле, а также все обмотки при помощи омметра. Если на обмотках стартера или реле сопротивление стремится к бесконечности, это верный признак сгоревшей обмотки или контактов. Наличие характерного запаха гари также свидетельствует об этом. Изношенные щетки почти не выступают из своих гнезд. Заменять их следует обязательно оригинальными, поскольку многие модели стартеров имеют различное сопротивление щеток. Например, на стартеры отечественного производства устанавливаются высокоомные щетки, которые даже после их обтачивания не подойдут на стартеры Toyota, на которых применены низкоомные щетки из медно-графитовой смеси.

Для того, чтобы предупредить поломку стартера, а также, чтобы стартер прослужил максимально долго, следует выполнят ряд простых рекомендаций. Не держать стартер включенным дольше 8 — 10 секунд. После неудачной попытки запуска двигателя, следует сделать перерыв 10 — 15 секунд. При запуске на морозе также не следует злоупотреблять длительным включением стартера. Вместо этого следует сначала разогреть аккумулятор включением дальнего света фар на 3 -5 секунд. Также следует заливать масло в двигатель с вязкостью, рекомендованной производителем. Периодически следует очищать корпус стартера от грязи для его эффективного охлаждения, а также проверять все контакты на предмет наличия окислов и грязи и при необходимости своевременно очищать их. Выполняя эти несложные рекомендации, можно существенно продлить срок службы стартера, но и всех систем вашего автомобиля.


Стоимость ремонтаНайти запчасть